Учитель-логопед первой
квалификационной категории:
Зиновьева Е.В. ;
Интегрированная образовательная деятельность для детей с ТНР подготовительного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Итоговое занятие.
Тема: Звуки р, л; р’л’.
“ В гостях у клоуна Ромы ”.
Направление образовательной деятельности: коррекционно-развивающее.
Цель: Дифференциация звуков р, л; р’л’ в слогах, словах, предложениях.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
- развивать фонематический слух; - дифференцировать звуки : р – л, р’ - л’ в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- учить согласовывать существительные женского и мужского рода с прилагательными - обогащать словарь по теме: « Цирковые профессии»; - совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами и союзными словами); - совершенствовать навыки чтения по слогам.
«Физическое развитие»:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать общую и мелкую моторику;
- вырабатывать силу и направленность воздушной струи;
- укреплять мимические мышцы
- совершенствовать координацию речи с движениями.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- приобщать детей к миру циркового искусства, вызывать интерес к творческим профессиям.
«Познавательное развитие»:
- развивать любознательность и познавательную мотивацию;
- совершенствовать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную и речеслуховую память, логическое мышление;
- формировать предпосылки учебной деятельности, развивать умение самостоятельно применять полученные знания.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать умение работать в команде, активно взаимодействовать с детьми и взрослыми ;
- воспитывать трудолюбие, терпение, умение выслушивать своих товарищей, не перебивать.
Предварительная работа: индивидуальные логопедические занятия по дифференциации звуков р-л. Проговаривание названий цирковых профессий. Заучивание пословиц о труде. Организация детей: каждый ребенок получает билет в цирк.
Лексический материал: словарь на звуки р, л; р’л’: названия цирковых профессий и предметов, используемых артистами ; качественные прилагательные со звуками р, л; р’л’,
сладости с данными звуками в названии.
Используемое оборудование для педагогов: костюмы конферансье и клоуна, ноутбук, проектор.
Оборудование для детей: индивидуальные свистки с длинными язычками, канаты для хождения по ним, “ дрессированные собаки” ( куклы-марионетки), мешочки с крупой, мячи, картинки с изображением сладостей, шестигранные карандаши, флажки со слогами из цветного картона.
Ход образовательной деятельности:
Под музыку В. Шаинского ( песня: “ Цирк ”в исполнении О. Попова ) дети заходят в зал, приветственно машут рукой .
Логопед: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы оказались в цирке. Ой, посмотрите, кто это нас встречает? Выходит воспитатель в костюме клоуна.
На арене в цирке дарит всем улыбки, И отвесил вам поклон. Догадались, это?
Дети: Клоун!
Клоун радостно: Здравствуйте ребята! Я клоун Рома! Сегодня вы пришли в цирк. На входе в кассе вы купили билеты, давайте их мне, сегодня я контролер, и рассаживайтесь по своим местам. Представление сегодня будет необычное. Хотите сами cтать артистами цирка?
Дети: да!
Клоун Рома, обращаясь к логопеду: Вы будете – конферансье, (передает логопеду пиджак и галстук-бабочку) то есть ведущим. Вы представляете номера и ведете цирковую программу. А ребята будут исполнять роль артистов цирка. Мы вместе проведем репетицию циркового представления. Ребята смогут превратиться в эквилибристов, жонглеров, акробатов , клоунов, иллюзионистов и дрессировщиков. Не волнуйтесь ребята , если что-то не получится, ведь у нас пока репетиция..Давайте познакомимся поближе с цирковыми профессиями . Посмотрите, ребята : ( все вместе рассматривают слайды ).
Рома: - У нас есть иллюзионисты, дрессировщики, эквилибристы, жонглеры, силачи, акробаты, клоуны.
Логопед: - Кто такие дрессировщики, жонглеры мы знаем, а кто такие эквилибристы и иллюзионисты , ребятам надо объяснить.
Рома: - Иллюзионисты – это фокусники, маги и чародеи. А эквилибристы – это артисты, танцующие на канате или выделывающие сложные упражнения , требующие соблюдения равновесия и ловкости тела.
Логопед (конферансье): Начнем с клоунов. Рома, покажи всем, что ты можешь.
Рома: Давайте изобразим лицо клоуна . (Дети выполняют мимическую гимнастику вместе с клоуном)
Я могу быть веселым. (Упражнение «Веселый клоун»)
Могу удивляться. (Упражнение «Клоун удивляется»)
Возьму загрущу, (Упражнение «Грустный клоун»)
И опять улыбнусь (Упражнение «Веселый клоун»)
Тут зачем-то рассержусь, (Упражнение «Клоун рассердился») И опять развеселюсь! (Упражнение «Веселый клоун»)
Логопед: - Веселые клоуны, давайте еще повеселим публику:
(Артикуляционная гимнастика):
Мы как бегемотики вдруг откроем ротики. (“Окошко”)
Как лошадка мы поскачем (Изображаем цоканье лошадки),
Улыбнемся во весь рот (“Заборчик”), погудим как пароход: “ л-л-л”.
Как собака зарычим: “ р-р-р”. Так людей развеселим.
Логопед: В цирке есть симпатичные свистки, которые очень поднимают настроение. (Рома достает из пакетиков индивидуальные свистки с язычками и раздает детям). Давайте подуем в наши свистки. (Дети дуют в свистки).
Рома: из вас отличные клоуны, ребята!
Логопед: -Следующими выступают жонглеры! ( Рома достает из сетки 1 мяч.) Я бросаю вам мяч, вы ловите не только мяч но и слог, заменяя звук л на р, игра «Наоборот»: (Рома ловит мяч вместе с детьми)
Логопед: ла-, ребенок : - ра ; ло - ро и т. д.( лы-ры , лу-ру , ал-ар ,ол-ор, ил-ир , ур-ул, ыл-ыр, лак-рак ,лов-ров, лаз –раз )
Логопед: молодцы, жонглеры: - А сейчас выступают эквилибристы. Но перед выступлением им необходима разминка. ( под музыку марша выполняют разминку, Рома вместе с детьми выполняет упражнения под команду логопеда):
Чудесные артисты
идут эквилибристы (ходьба на месте с вытянутыми в разные стороны руками)
.Левой, правой (вперед выставляют левую ногу и правую руку)
Правой, левой ( выставляют правую ногу и левую руку)
Разминаются умело (вращают плечами)
На одной ноге стоят (стоят на одной ноге, руки в стороны)
Удивить нас всех хотят. (удивление на лицах)
Логопед: - Теперь можно начинать выступление. На арене эквилибристы!
( Ходьба по веревочке с мешочками на голове.) Идем по канату с вытянутыми в стороны руками, удерживая мешочек на голове и проговаривая волшебные строки про цирк, которые помогают удерживать равновесие. Рома выступает первым, как самый опытный артист цирка. ( Рома берет мешочек , кладет на голову и идет по веревочке, повторяя за логопедом: - ра-ра - начинается игра, передает мешочек следующему артисту). Дети идут по веревочке с мешочком на голове, повторяя за логопедом:
1 ребенок: ра - ра - на арену всем пора
2 ребенок: ла- ла- клоунесса как юла
3 ребенок: ры-ры – у Ромы есть шары
4 ребенок: ло-ло – как под куполом светло
5 ребенок: ру-ру - скачет быстро кенгуру
6: лу-лу – маг-волшебник взял иглу .
Молодцы!
Конферансье(логопед): А теперь на арене цирка дрессировщики! Ведите собак! Под собачий вальс Рома выводит двух собак (куклы-марионетки)
Логопед: - Это Лайка и Барбос. Очень веселые и ловкие собачки. Но чтобы номер удался, нужно приготовить для них угощения. Рома, неси мешок с гостинцами! Логопед: Лайка любит сладости со звуками л и ль в названии (достает и раскладывает вперемешку на стол перед детьми картинки): булочки, бублики, леденцы, молочный шоколад, плюшки, вафли, а Барбос любит сладости со звуком р: карамельки, ириски, сахар, варенье, мороженое, пирожки. Разложите на стульчики гостинца. Обратите внимание на буквы р и л на стульчиках и не путайте угощения . Разделитесь на две команды . Кто хочет быть в команде Лайки , Барбоса.? Собака реагирует на название сладостей, называйте угощение четко и громко, произносите звуки р , л , р’, ль правильно. Они звонкие и именно на них реагируют собачки. Первая команда Лайки называет угощения со звуками л, ль и собаки прыгают через стульчик с буквой л, а вторая команда Барбоса называют слова cо звуками р , р’ и прыгают через стульчик с буквой р.
Логопед: - А теперь команды, поменяйтесь собачками. Первая команда будет дрессировать Барбоса , а вторая Лайку (Вторая команда называет слова со звуками л и л’, первая команда со звуками р и р’).
Логопед: - Отличный номер, все молодцы! Ребята, давайте похвалим наших собачек : учтите, Лайка любит слова со звуком л, а Барбос- со звуком р. Какая Лайка? Какой Барбос? Дети сами выбирают кого будут хвалить. Отвечают:
- Лайка милая, белая.
- Барбос хороший, добрый.
- Лайка милая, белая, ласковая.
- Барбос рычащий, сердитый, грозный сторож.
- Лайка легкая, пленительная, великолепная.
- Барбос красивый , коричневый, распрекрасный пес .
- Лайка - ослепительная леди.
Логопед: - Из вас отличные дрессировщики ребята!
Логопед: - А теперь давайте покажем номер с превращением.
Рома: - То есть станем иллюзионистами?
Логопед: - Совершенно верно! А какими еще словами можно назвать иллюзиониста?
Дети: - Фокусник, маг, волшебник, чародей . Но волшебникам , чтобы творить чудеса нужна ловкость рук. У Ромы есть волшебные палочки, которые помогут нам разомять наши пальчики и совершить волшебство.( массаж ладоней и пальцев рук шестигранными карандашами ). Дети произносят вместе с логопедом:
Палочку в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Теперь можно приступать к волшебству.
- Рома, неси черный ящик . Ты - иллюзионист, ребята- твои помощники. Рома надевает шляпу-цилиндр и несет ящик.
Рома: - Сейчас я положу в ящик этого игрушечного белого барашка и увидим , во что он превратиться . Показывает пустой ящик , накрывает платком . Произносит с детьми волшебные слова: калды- балды- барабес . Переворачивает ящик , открывает, достает оттуда флажки прицепленные на веревку прищепками.
Логопед: - На флажках написаны слоги, только они перепутаны. Давайте расставим их в нужном порядке так, чтобы получились слова. Ребята развешивают флажки в нужном порядке и читают: “клоуны-артисты”
Логопед: - Молодцы! Ребята, какими словами мы можем охарактеризовать артистов цирка? Они любят трудиться?
Дети: -да.
Логопед: значит, они какие?
Дети:- трудолюбивые.
Логопед: -еще какие?
Дети: - Веселые, ловкие, жизнерадостные, умелые смелые, решительные, бесстрашные., талантливые, целеустремленные, работящие , волевые, благородные, творческие.
Логопед: мы сказали трудолюбивые. Артисты , а какие пословицы про труд вы знаете? Давайте расскажем их зрителям.
Дети: - Дело мастера боится. Сделал дело, гуляй смело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время - потехе час. Без хорошего труда – нет плода. Глаза страшатся – а руки делают. Терпение и труд- все перетрут.
Логопед: Наше представление подходит к концу. (Снимает пиджак и бабочку) Спасибо , Рома, за великолепное представление , в котором мы с ребятами смогли поучаствовать. Ребята, вы познакомились со многими профессиями цирка. Расскажите , какие цирковые профессия вам нравятся и почему. ( Дети смотрят слайд с изображением цирковых профессий)
1 ребенок: Мне нравится дрессировщик, потому что он бесстрашный и ловкий . У него есть обруч и хлыст, чтобы дрессировать зверей. Даже лев и тигр слушаются его.
2 ребенок: Мне нравится клоун, потому что он добрый и веселый . Ему нужны шары, флажки, разные колпаки и парики, красный нос, чтобы веселить публику.
3 ребенок: Мне нравится жонглер, потому что он очень ловкий и может жонглировать несколькими кольцами, кеглями и другими предметами.
4 ребенок: Мне нравится силач, потому что он может поднимать тяжелые гири. Он много тренируется и правильно питается, чтобы накачать мускулатуру.
5 ребенок: Мне нравится эквилибрист, потому что он очень смелый, ловкий и бесстрашный. Он может удерживать равновесие своего тела в любом положении.
6 ребенок: Мне нравится иллюзионист, потому что он добрый волшебник и чародей. Ему нужна шляпа-цилиндр и кролик, чтобы нас обрадовать.
Логопед: молодцы, ребята! Вы сказали добрые слова об артистах цирка. Вам понравилось быть артистами?
Дети: Да.
Логопед: Действительно отличное представление! Но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Рома! Уходят под музыку: “Цирк”, на прощанье машут рукой.
Информационные ресурсы:
Н. В. Нищева: “ Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием) с 3 до7 лет”. – С.П. Детство –Пресс, 2016 г.
Пальчиковая гимнастика в стихах. http://playroom.ru/palchikovaya-gimnastika-v-stihah/
Н.В. Нищева: “ Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР”.
- С.П. Детство-пресс. 2009 г.
4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС.
http://pedsovet.su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou