Занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Масленица пришла, веселье принесла!»

3
0
Материал опубликован 9 March 2020 в группе

Открытая  совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе  логопедической группы.

«Масленица пришла, веселье принесла!»

Цель : сформировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • познакомить  с последовательностью дней масленичной недели и традиционных развлечениях в эти дни;
  • расширять и активизировать словарь: Масленица, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.

коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • продолжать развивать фонематический слух;
  • продолжать развивать умение определять гласные и согласные звуки, их место в слове, давать им характеристику, делить слово на слоги;
  • продолжать развивать умение дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки, составлять слоги из соответствующих им букв;
  • закреплять умение строить предложение с противительным союзом «А»; закреплять умение  строить предложение со сложным союзом «Если, то», согласовывая при этом существительное и прилагательное.

коррекционно-воспитательная:

  • продолжать развивать умение выслушивать ответы других;
  • воспитывать интерес к народным традициям;
  • создать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, доска.

Демонстрационный материал:                                                                            презентация «Масленица пришла»;  макет «Солнышко»;  кукла – Масленица, схема «Гласный – согласный»; картинки со словами – метаграммами (день-пень, коза-коса, роза-роса, бочка-почка, лама-рама, ложки-рожки, вол-вор, луки-руки). Пособие «Настроение», мяч.

Раздаточный материал:                                                                                             зеркала, картинки «Блинчики» с буквами (А, И, Ы, Л, К, М), карточки со слогами и буквы  (Б, З, Д, Г, А, О, У, Ы по 3шт.)

Ход мероприятия.

 Организационный момент.  (Слайд 1)

Педагог вносит макет «Солнышко»:

Солнышко в окошко

подмигнуло весело,

каждому в ладошку

по лучику повесило.

                  (Текст: автор)

Дети встают в круг, берут в руки по лучику-ленточке.

Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Логопед: Как вы уже знаете, ребята, пришла к нам Масленица.

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны,

несущей оживление в природу и солнечное тепло.

Вот и мы сегодня будем провожать зиму и встречать весну.

1. Общее расслабление. Выполнение действий по тексту.

  • Крепко, крепко сожмите в правой руке «солнечный лучик», почувствуйте его тепло. Теперь расслабьте пальчики.       
  • Возьмите в левую руку «солнечный лучик» и крепко, крепко сожмите, почувствуйте его тепло. Теперь расслабьте пальчики.

Повторить 2 раза.  (авторская разработка)

2. Развитие общей моторики

Как на масленой неделе

Птицы по небу летели.          

Дети, продолжая держать «солнечные лучики», легко бегут по кругу.

Птицы по небу летели.

Зиму, вьюгу прогоняли.

Топают ногами.

А за ними детвора

 Убегала со двора.

Дети, продолжая держать «солнечные лучики», легко бегут по кругу.

3.Развитие мелкой моторики. «Масленка»

Я на Масленке бывала,

Хлопают в ладоши.

Чего только не видала!

Сжимают и разжимают пальцы.

В снег упал Серёжка,

Постукивают подушечками больших пальцев обеих  рук друг об друга                    (пальчики «здороваются»)

А за ним Алешка.

(указательные пальчики «здороваются»)

А за ним Иринка,

(средние пальчики «здороваются»)

А за ней Маринка.

( безымянные пальчики «здороваются»)

А потом упал Игнат.

(мизинчики  пальчики «здороваются»)

Сколько было всех ребят?

Сжимают и разжимают пальцы. Поднимают одну ладонь.

- Пять.

        (Текст http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-vospitatelnoe-zanjatie-nasha-maslenica-151271.html.   

4.Массаж лица.     (Слайд 2)

Логопед: На Масленицу всегда пекут блины. Вот и мы сейчас замесим тесто для блинов.

- Насыпаем муку

Подушечками пальцев едва постукиваем по щечкам

- Вбиваем яйца

Похлопываем ладошками по щекам.

- Вливаем молоко

Поглаживаем продольно щеки.

- Добавляем сахар

Кончиками пальцев слегка пощипываем щеки

- Замешиваем тесто

 Кругообразные движения ладонью по щекам.

5.      Развитие мимических мышц.

Используя пособие «Настроение» (большие  Смайлики с различным состоянием  мимики), Логопед показывает  соответствующий Смайлик, дети повторяют, контроль – зеркало.

Утром солнышко заглянуло к нам в окно  - Радость.

Но налетел холодный ветер и нагнал тучи - Огорчение.

Вдруг один лучик пробился сквозь тучи  - Удивление.

Он оказался очень сильным и разогнал тучи  - Восхищение

6. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение выполняется перед зеркалом:

  • для языка: положим наши «блинчики» остудиться,

мы прижмем «блинчики» губами (пя-пя-пя),
а потом прижмем зубами (тя-тя-тя).

  • для челюсти: имитация жевания -  «съедим блины»;
  • для губ: почмокать губами – «вкусные блины».

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

  • голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

вдох  - аэа
выдох - масленица

упражнение повторить 2-3 раза

Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

  1. Объявление темы.  «Масленичная неделя» (Слайд 3)

Логопед:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Масленица начинается в понедельник, который называется «Встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

2.      Развитие фонематического слуха.

Логопед: Давайте определим, какой звук первый, последний, гласный он или согласный в слове «Масленица». 

Дети называют первый звук и дают ему характеристику:«М» - согласный, твердый, звонкий. Последний – «А», гласный, ударный.

Логопед: При помощи хлопков, определите, сколько слогов в слове «Масленица».

Дети произносят слово «Масленица», определяют количество слогов – 3.

3.      Связь звуков и букв.

Логопед: Вторник  -  "Заигрыш". Все гуляют, веселятся, играют.  

 (Слайд 4)                                                    

Среда – «Лакомка».  В этот день накрывают столы, готовят угощенье, пекут блины

(Слайд 5)                                                                                                  

Какие гласные звуки есть в  слове «Заигрыш»?  Покажите  «блинчики» с соответствующими гласными буквами.                                                              Какие согласные звуки есть в  слове «Лакомка»?  Покажите  «блинчики» с соответствующими согласными буквами.                                     

Физкультминутка. Действия по тексту.    (Слайд 6)

Логопед: Четверг – раздольный «Разгуляй». В этот день катаются с ледяных горок, катаются на санях, играют в снежки.

Веселится весь народ -

Хлопают в ладоши.

В гости Масленка  идет

Топают.

Со сладкими пирогами

Выставляют руки вперёд.

Да вкусными блинами,

Разводят руки в стороны

С играми да плясками,

Прыгают

С катаньями, с салазками!

Прыгают вокруг себя.

4. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

(Слайд 7)

Логопед: Пятый день Масленицы - тещины вечёрки - гостевой день. В этот день устраивали посиделки, ходили в гости на блины. Во время посиделок пели песни, рассказывали байки (весёлые сказки), играли.

Игра «Замени букву  в слоге»

Логопед:

Вот и мы поиграем со слогами. 

Прочитайте первую строчку слогов.

Назовите согласную букву и звук, который она обозначает, расскажите про это согласный звук, какой он.

(Используют схему «Гласный -  согласный»)

Назовите парный ему звонкий согласный.

Замените в слоге глухой согласный на парный звонкий.

 Какой слог получился?

                Аналогично с другими слогами.

У детей на столах карточки, разделённые пополам. В первой части

напечатаны слоги с глухими согласными, во второй части дети сами выкладывают слоги с парными согласными.

Па-па -па — Ба-ба-ба
Со-со-со — Зо-зо-зо
Ту-ту-ту — Ду-ду-ду
Кы-кы-кы – Гы-гы-гы.

Игра «Замени звук в слове».

 Логопед: Масленица любит разные забавы, вот и с нами решила пошутить. Она превратила одно слово в другое.

На столе (на доске) в центре – кукла-Масленица. Слева и справа от неё ряды картинок. Ребёнок называет слово и метаграмму к нему,  составляет предложение, с противительным союзом  "А". Логопед даёт образец ответа.

Слева от Масленицы - пень, а справа от  Масленицы - день. Масленица поменяла звук «Пь» на «Дь».

Дети:

Слева от Масленицы  - коза, а справа от Масленицы  - коса.  Масленица поменяла звук «З» на «С».

Слева от Масленицы - роза, а справа от Масленицы - роса. Масленица поменяла звук «З» на «С».

Слева от Масленицы - бочка, а справа от Масленицы - почка.  Масленица поменяла звук «Б» на «П».

Слева от Масленицы  - лама, а справа от Масленицы  - рама. Масленица поменяла звук «Л» на «Р».

Слева от Масленицы - ложки, а справа от Масленицы - рожки. Масленица поменяла звук «Л» на «Р».

Слева от Масленицы  - вол, а справа от Масленицы  - вор. Масленица поменяла звук «Л» на «Р».

Слева от Масленицы - луки, а справа от Масленицы - руки. Масленица поменяла звук «Л» на «Р».

Логопед: Суббота – «Золовки угощенье».  В этот день встречаются все родные, водят хоровод, все веселятся.

(Слайд 8)

Упражнение «Громко, звонко говори».

Логопед произносит первую строку, задавая ритм хлопками, дети повторяют текст и отхлопывают ритм (Та – та – та – та ).

Всюду ярмарки, гулянья,

Второй строке задаётся другой ритм, дети повторяют.                                                                  (Та-та-та-та-та-та-та)

Веселится весь народ!

Третья  и четвёртая строки повторяю ритм первой и второй соответственно.

Провожают зиму, холод,                                                                                        Ведь весна уж у ворот!

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Логопед: Давайте и мы повеселимся!

Игра с мячом.

Логопед бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос:

- Если мороз, то какой?

Ребёнок возвращает мяч и отвечает, подбирая прилагательное:

- Если мороз, то жгучий.

Аналогично с другими детьми.

- Если зима, то какая?

- Если Масленица, то какая?

- Если солнце, то какое?

- Если гулянье, то какое?

- Если игры, то какие?

- Если блины, то какие?

Логопед: Воскресенье – «Прощённый день». В этот день просят прощения за принесённые обиды у родных и близких людей.     (Слайд 9)

В этот день сжигают соломенное чучело. Это означает: «До свидания, зима!» и «Здравствуй, весна!»

Дети хором: «До свидания, зима! Здравствуй, весна!

 

 

Используемая литература:

 

 

  1. «Масленка»   http:// www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-vospitatelnoe-zanjatie-nasha-maslenica-151271.html

 

  1. Е. А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального        сопровождения Метод. пособие - М. 2006г., 64 стр.

 

  1. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. -  М. 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации