Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гости к Юпику»
Тема: В гости к Юпику.
Цели: активизировать речевую и познавательную активность детей.
Коррекционно-образовательные:
продолжать расширять представления детей о многообразии космоса;
совершенствовать навыки образования сложных слов;
упражнять в подборе слов-синонимов;
совершенствовать навыки составления сложных предложений с противительным союзом «а»;
упражнять в чтении и печатании слов;
продолжать обучение анализу предложений.
Коррекционно-развивающие:
развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, фонематический слух, интонационную выразительность речи, мелкую моторику;
совершенствовать навыки диалогической речи.
Коррекционно-воспитательные:
способствовать формированию коммуникативных навыков;
воспитывать любознательность.
Развивающая среда: компьютер, презентация, указка, картины «Звездное небо», «Ракета», звезда из блестящего картона, разноцветные проволочки, подносы, карточки с заданиями, разрезные картинки «Планеты», шарики Су-джок, карандаши.
Предварительная работа: беседы о космосе, чтение стихов по теме, отгадывание загадок и ребусов, рассматривание модели Солнечной системы, иллюстраций и газеты выпуска 12 апреля 1961 года, рисование в технике граттаж, показ презентаций и видео на космическую тему, занятия по изучению буквы Ю с показом презентаций.
Образовательная деятельность.
1. Организационный момент.
На экране 1 слайд.
Дети вместе с воспитателем входят в группу и становятся в круг на коврик.
В. - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей! Обратите внимание, какие они добрые, улыбчивые, красивые. Давайте их поприветствуем:
«Здравствуйте!» (дети говорят хором).
В.- Дети, какой праздник отмечаем мы каждый год в апреле? (День космонавтики). Да, именно 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос. И я вам предлагаю сыграть в космическую игру «Назови одним словом»:
- Летит к звездам – звездолет;
- Ходит по луне – луноход;
- Ходит по марсу – марсоход;
- Аэродром для космических кораблей – космодром;
- Считает звёзды – звездочёт;
- Явление, когда звезды падают - звездопад;
- Жители иных планет – инопланетяне.
В. – Ребята, к нам сейчас А.И. должна прийти на занятие, но почему-то ее до сих пор нет…
Стук в дверь.
В.- Наверно, это она…
2.Объявление темы занятия.
Входит логопед.
Л. – Здравствуйте, ребята, А.А., гости! Простите за опоздание. Я так взволнована! Произошло что-то совершенно невероятное! Сегодня утром, ребята, я как обычно пришла в садик на работу. И вдруг вижу - в моем кабинете на подоконнике лежит сверкающая звезда! Вот она (логопед показывает бумажную звезду). А на ней - послание с другой планеты (на экране 2 слайд). Послушайте:
«Приветствую вас, земляне! Меня зовут Юпик. Я живу на планете Юпитер. В следующем году, как и вы, я пойду в школу. И мы в садике тоже много занимаемся, чтобы потом хорошо учиться. Сегодня мне задали очень сложное домашнее задание, и я никак не могу его выполнить. Ребята, помогите, пожалуйста!»
Л.- Вот такое грустное послание из космоса я получила… Ребята, давайте мы все вместе отправимся в космическое путешествие и поможем Юпику!
На экране 3 слайд
Л.- Согласны? (да)
3. Актуализация знаний о космосе.
В. – Дети, вы хотите узнать, на чем мы ПОЛЕТИМ? Тогда подойдите ко мне.
(дети подходят к доске). Вы ответите на несколько вопросов, и на этом звездном небе появится подходящий транспорт.
На доске прикреплена разрезанная на 9 частей половина листа ватмана в виде неба со звездами. Под ней такой же по размеру лист с небом и ракетой. После каждого ответа детей воспитатель снимает по одному квадрату. Постепенно открывается вся ракета.
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Назовите имя первой женщины-космонавта? (Валентина Владим. Терешкова)
- Собаки с какими кличками летали в космос?( Белка, Стрелка, Лайка ).
- Как называется окно в самолете или в ракете? (Иллюминатор).
- Почему происходит смена времен года? (Потому что Земля вращается вокруг Солнца).
- Как называется прибор, с помощью которого учёные наблюдают за звёздным небом? (телескоп)
- Где это происходит? (в обсерватории)
- Что придумали учёные, чтобы изобразить планету Земля? (карты, глобус)
- Что такое глобус? (это уменьшенная копия Земли)
В. – Что получилось? (ракета)
В. – Ребята, подойдите к своим столам и приготовьтесь занять места в космической ракете.
Дети проходят к столам.
В. - Все знают, что в космосе нет кислорода. Поэтому, чтобы дышать космонавты надевают специальный костюм. Как он называется? (скафандр). Давайте наденем скафандры.
ФИЗМИНУТКА «СКАФАНДРЫ».
Мы скафандры надеваем, Имитация одевания.
Руки, ноги разминаем. Ходьба на месте.
Раз присели, два привстали, Приседают.
Все карманы сосчитали, Хлопают по «карманам».
Застегнулись, улыбнулись, Имитируют.
Друг на друга оглянулись. Повороты в стороны, руки на пояс.
На приборы мы глядим, Округляют пальцы, подносят к
глазам.
Скоро в космос полетим. Изображают ракету.
В. – Дети, я вижу, мы готовы к испытаниям! Прошу экипаж садиться.
Дети садятся на стульчики.
4. Работа над многозначным словом.
В. - Внимание! Внимание! Космический корабль отправляется в полет. Ключ на старт!
На экране 4 слайд.
В. - Именно таким специальным ключом заводят двигатель космической ракеты. А какие еще бывают ключи? (дети перечисляют: ключ от квартиры, скрипичный ключ, ключ - родник, гаечный…). Давайте посмотрим на эти ключи.
На экране 5 слайд.
В. – Ну, теперь все в порядке! Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1, пуск!
На экране 6 слайд.
В.- Ну вот мы и взлетели.
5. Повторение характеристики буквы «Ю».
Л. – Держим курс на планету Юпитер. Ребята, с какой буквы начинаются слова: Юпитер, юпитериане, Юпик? (Ю) Да, Ю – любимая буква жителей Юпитера. А ведь мы как раз совсем недавно изучали эту букву (на экране 7 слайд). Найдите ее на экране (дети находят букву и один ребенок обводит ее указкой). Проверим.
Л.- На ваших столах лежат космические проволочки. Превратите их в букву Ю (дети выполняют задание). Молодцы!
На экране 8 слайд.
Л. - Вспомним ее характеристику. Какая она - гласная или согласная? (гласная). Сколько звуков она обозначает? (обозначает два звука - Й и У).
На экране 9 слайд.
Л. – В некоторых случаях она обозначает только один звук. Какой? (У)
6. Совершенствование фонематического слуха и развитие выразительности речи.
Л. – Ребята, жители планеты Юпитер говорят на юпитерианском языке. Я знаю несколько фраз, попробуйте повторить их за мной.
Логопед называет ряд слогов, дети по одному их повторяют:
Спокойно сю-бю-вю
Удивленно кю-ню-дю
Сердито лю-тю-сю
Огорченно рю-гю-вю
Радостно мю-пю-кю
7. Чтение слов с буквой Ю.
На экране 10 слайд.
Л. - Космонавты – люди не простые. Они много знают и умеют. Сейчас мы посмотрим, что ВЫ лучше всего умеете делать. Будем читать слова на экране и добавлять последнюю букву Ю.
Дети по одному читают слова на экране.
Л. - Молодцы, ребята! Теперь я уверена, что вы точно сможете помочь Юпику.
8. Работа с разрезными картинками.
На экране 11 слайд.
В.- Продолжаем наш полет. Давайте посмотрим в иллюминаторы (изображают иллюминаторы с помощью пальцев). Мы пролетаем множество планет. У вас на столах лежат разрезные картинки с изображениями этих планет. Давайте их соберем.
Дети выполняют задание.
В.- Сколько всего планет в Солнечной системе? (8)
- … Какую планету вы собрали? (Меркурий) Что вы знаете о ней? (днем на ней очень жарко, ночью очень холодно)
- …. Какая планета получилась у вас? (Земля) Почему ее еще называют Голубой планетой? (на ней много воды, а она голубого цвета)
-…. Как называется ваша планета? (Марс). Из-за чего ее называют Красной планетой? (потому что на его поверхности очень много железа, смешанного с пылью и песком. Это и дает красный цвет)
- … Какая планета получилась у вас? (Юпитер) Что вы о ней знаете? (она самая большая)
- …. Вы узнали вашу планету? (Сатурн). Из чего состоят ее кольца? (изо льда и камня)
- …. А это какая планета? (Уран) Что про нее вы знаете? (она вращается, лежа на боку)
- … У вас получилась (Венера) В честь кого ее так назвали? (в честь богини красоты).
- ….. Какую планету собрали вы? (Нептун). Какая на ней погода? (там постоянно зима)
В. – А давайте поближе посмотрим на эти планеты. Я предлагаю выйти в открытый космос (дети выходят на коврик вместе с воспитателем).
На экране 12 слайд.
В. – Давайте посчитаем все планеты.
ФИЗМИНУТКА «ЗВЕЗДОЧЕТ».
На Луне жил звездочет, «телескоп» из пальчиков, смотрим в него
Он планетам вел учет. «считаем» указательным пальцем правой руки
Меркурий – раз, описываем круг руками
Венера – два-с, хлопаем в ладоши
Три – Земля, приседаем
четыре – Марс. встаем
Пять – Юпитер, наклон вправо
шесть – Сатурн, наклон влево
Семь – Уран, наклон вперед
восьмой – Нептун. наклон назад
Всем планетам рад был он, прыжок на месте
Кто не видит – выйди вон. развести руки в стороны
9. Подбор слов-синонимов.
В.- Отсюда, из космоса, хорошо видна наша Земля.
На экране 13 слайд.
В.- Посмотрите, какая она прекрасная …
- Наша планета прекрасная. Как по-другому можно сказать «прекрасная»? (замечательная, красивая, великолепная, восхитительная, превосходная, необыкновенная…)
- Мы видим на ней большие моря. Как по-другому сказать «большие»?(огромные, гигантские, громадные, здоровенные…)
- Люди на нашей планете добрые. Как иначе сказать «добрые»? (приветливые, добродушные, славные, беззлобные, душевные, отзывчивые…)
В. – Действительно, ребята, наша планета Земля лучше всех! Пора занять свои места в ракете. Проходите к столам.
Дети проходят за столы.
ПАЛЬЧИКОВАЯ РАЗМИНКА (СУ-джок)
Л.- Все заняли свои космические отсеки? Космонавты умеют сидеть красиво и правильно (проверка посадки). Ребята, на борту ракеты космонавты не только выходят в открытый космос, но и много тренируются. И мы сейчас укрепим пальцы рук с помощью специальных космических тренажеров:
В руки шарик мы возьмем. Сжимание-разжимание шарика в одной руке
И разминку проведем! Сжимание-разжимание шарика в другой руке
Летит, летит ракета Катаем шарик кругами между ладоней
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин, Шарик в правой руке, нажимаем им на пальцы
Простой советский парень.
Он летит к другим планетам, Шарик в правой руке, нажимаем им на пальцы
Объявляем всем об этом!
Дальше, дальше он летит, Катаем шарик между ладонями вперед-назад
Скоро космос покорит.
10. Работа над предложением.
Л. – В полете космонавты всегда заполняют бортовой журнал. Я вам предлагаю тоже этим заняться. У вас на столах лежат карточки. Подвиньте их к себе. В верхней табличке вы видите много картинок, под каждой картинкой своя буква. В нижней табличке зашифровано название вкусной еды, которую очень любит Юпик. Расставьте буквы по местам и прочитайте, что же любит Юпик. Не забудьте, гласные вы пишете красным карандашом, согласные – синим.
Дети выполняют задание.
Л. – Назовите получившиеся слова (клюква, плюшки, пюре).Вот что любит Юпик.
Л.- В нижней части ваших карточек – схемы предложений. Придумайте со своим словом предложение так, чтобы оно подошло к схеме.
Дети выполняют задание, проверяют вместе с логопедом.
Л. – Сколько слов в твоей схеме? Скажи твое предложение….
Л. - Если поменять местами 2е и 3е слово в твоем предложении, какое предложение получится?... А теперь измените это предложение так, чтобы в нем стало 4 слова. Проверим (считают на пальцах).
Л. – Космонавты тоже любят и пюре, и плюшки, и клюкву.
11. Разгадывание ребуса.
На экране 14 слайд.
Л.- И вот в специальных вакуумных пакетах на нашем корабле припасено на случай долгого путешествия вкусное и полезное питание. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать, что это? (ответы детей - ИЗЮМ). Правильно, это изюм!
На экране 15 слайд.
- Пока мы выполняли задания, наш корабль приблизился к Юпитеру. Выходите из ракеты.
Дети идут на ковер.
12. Проблемный вопрос.
На экране 16 слайд.
Л. – Нас встречает Юпик. Какой он необычный, зелененький..! Здравствуй, Юпик! Какое же трудное домашнее задание задали тебе в садике?
Ю. - Здравствуйте, земляне! Да, ребята, задание очень непростое - нужно сравнить Солнце и лампочку. Чем они похожи, а чем отличаются?
На экране 17 слайд.
Л.- Ну что, ребята, помогите Юпику. Чем похожи Солнце и лампочка? (ответы детей). Чем они отличаются? (ответы детей)
На экране 18 слайд.
Л. – Ну вот, Юпик, твое задание мы выполнили!
Ю. - Ребята, большое спасибо за помощь! На память о нашей встрече я хочу с вами сфотографироваться. Подойдите ко мне поближе…
Л.- Ребята, встаньте перед фотоаппаратом. Все готовы? Улыбнулись…Замерли…
На экране 19 слайд.
Л. – Посмотрите, ребята, какая замечательная фотография получилась!
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ПУТЬ ДОМОЙ»
В. – Ну что ж, нам пора возвращаться на Землю. Давайте попрощаемся с Юпиком! (До свидания!)
На экране 20 слайд.
В. – Ребята, перед вами карта звездного неба. Наша ракета уже стоит на старте. Все готовы к полету? (да) Взлетаем!
13. Итог.
В.- Вот мы и приземлились. Наши космические приключения закончились. Расскажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось (ответы детей).
Л. – Ну, а мы хотим пожелать вам, чтобы вы всегда были такими дружными, смелыми, умными и сообразительными, как во время сегодняшнего путешествия.
- Нам пора уходить. Попрощаемся с гостями.