Урок математики в 6 классе на тему «Масштаб»
Пояснительная записка
Тема урока: Масштаб
Класс: 6
Предмет: Математика
УМК: Математика 6 класс: учеб. для образоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели урока:
Образовательная: Закрепление понятия масштаб. Рассмотрение связи математики с географией и различными областями жизни.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
Совершенствовать умения учащихся решать задачи с помощью составления пропорции;
Установить внутрипредметные и межпредметные связи с другими темами курса математики, географии.
Воспитательные: Воспитывать трудолюбие учащихся, умение общаться, аккуратность.
Задачи:
Активизация познавательной и творческой активности учащихся;
Воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам;
Воспитание чувства прекрасного, чувству патриотизма.
Развивающие: Способствование развитию памяти, вычислительных навыков, логического мышления, общеучебных навыков, математически грамотной речи, умение сравнивать и обобщать.
Задачи:
Формирование правильной математической речи;
Расширять кругозор, формировать целостные представления о мире;
Развить умение общаться, анализировать, делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник математики Н.Я. Виленкин 6 класс.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник.
Структура урока:
- организационный момент 2 минуты;
- повторение 10 минут;
- решение задач 22 минуты;
- подведение итогов 2 минуты;
- запись домашнего задания 4 минуты;
ЗУН, необходимые на уроке
знания определения масштаба
уметь составлять пропорции из отношений
ЗУН формируемые на уроке:
уметь решать задачи на пропорции с масштабом
уметь определять масштаб на карте
Методы обучения
наглядный метод при работе с картой
синтез и анализ при решении задач
Пути активизации учебной деятельности:
создание положительной эмоциональной атмосферы на уроке
словесное поощрение
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||
1 2 | Организационный момент Повторение темы Масштаб | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Алина, кто сегодня отсутствует? Давайте начнем наш урок с небольшой игры. Дима, Лена и Степа выйдите пожалуйста к доске. Я буду вам говорить предметы, а вы должны изобразить их на доске. Начнем. Треугольник, мяч, самолет, город Благовещенск. Ребята, как вы думаете, получилось ли все изобразить на доске? Как вы думаете, почему не получилось нарисовать город? Что нужно сделать, чтобы получилось изобразить город? Как бы вы назвали обозначенное действие? Все молодцы, присаживайтесь! Как вы думаете. что сегодня мы будем изучать на уроке?(слайд 1) А какие цели мы можем поставить? А что вы знаете о масштабе? Петя, дай определение масштаба. (Слайд 2) Все верно, молодец! Артем, выйди пожалуйста к доске. Давайте немного с вами повторим: (слайд 3) Чему равен масштаб чертежа, если на нём детали увеличены в 5 раз? Чему равен масштаб чертежа, если на нём детали уменьшены в 50 раз? Молодец, присаживайся на место. Итак, откройте тетради, запишите число и Классная работа. | Приветствуют учителя. Алина называет отсутствующих. Ребята выходят к доске, начинают изображать предметы. 1) нет, не умеют рисовать. 2) объект слишком велик." Уменьшить все его размеры в одно и то же число раз. Масштабирование. Масштаб. 1) Уметь решать задачи на пропорции с масштабом 2) Уметь определять масштаб на карте Петя: Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. Лена записывает на доске (5:1) (1:50) Записывают число и "Классная работа" и тему. | |||||||||||||||||||||||||||
3 | Решение задач | Сегодня мы будем решать задачи. Откройте учебник на странице 137, номер 843. Вова, прочитай задачу. (слайд 4) Длина дома на плане 25 см. Чему равна длина дома на местности, если план сделан в масштабе 1:300? У тебя есть какие-нибудь мысли по решению задачи? Кто готов? Выходи к доске. Какие у нас имеются величины? Какая это пропорция? Какой член пропорции нам нужно найти? Запишем ответ. Молодец, присаживайся! Следующий номер 844. Вика, прочитай задачу. (слайд 5) Расстояние между городами равно 1300 км. Каким отрезком будет изображено это расстояние на карте, масштаб которой 1:10 000 000. У тебя есть какие-нибудь мысли по решению задачи? Кто готов? Выходи к доске. Какие у нас имеются величины? Какая это пропорция? Какой член пропорции нам нужно найти? Запишем ответ. Молодец, присаживайся! Упражнение 3. Обратите внимание на слайде. Найдите с помощью карты расстояние от Свободного до Архары. Ответ выразите в км. Матвей, прочитай задачу. (слайд 6) У тебя есть какие-нибудь мысли по решению задачи? Кто готов? Выходи к доске. Какие у нас имеются величины? Какая это пропорция? Какой член пропорции нам нужно найти? Запишем ответ. Молодец, присаживайся! Чтобы подвести итоги нашей работы, я предлагаю вам небольшой тест. (слайд 7), 8, 9, 10. Перед вами представлена одна и та же местность на 2 картах. Укажите масштаб соответствующей карте. Когда у карты более мелкий масштаб, второе число в записи больше. Обменяйтесь тетрадями. На слайде представлен ключ. Исправьте ошибки карандашом. Критерий оценок. У кого какие оценки вышли? Что нужно дома повторить, чтобы улучшить результат? | Решение: масштаб 1:300 означает, что в 1 см на плане 300 см в жизни. Составим таблицу.
Теперь составим пропорцию.
Х=25*300/1=7500 см Х= 75 метров. Решение: Расстояние между городами 1300 км. Тогда: 1300 км = 1 300 000 метров = 130 000 000 см. Составим таблицу.
Теперь составим пропорцию.
Сократим.
Теперь, х= 1*13/ 1 = 13 см Ответ: Составим таблицу.
Теперь составим пропорцию.
Теперь, 6*8 300 000/1 = 49 800 000 см = 498 км Выполняют тест. | |||||||||||||||||||||||||||
4 | Домашнее задание | Запишите домашнее задание. В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам творческую работу. Она заключается в том, что вы придумываете историю поиска клада, изображаете карту и путь к сокровищам, используя полученные знания. | Ученики записывают домашнее задание. | |||||||||||||||||||||||||||
5 | Подведение итогов | Какое математическое выражение необходимо составить для решения задачи с масштабом? Даша, ответь, пожалуйста. А что такое пропорция? Кирилл? Что показывает масштаб: М 1:1000, М 1:4, М 2:1? (слайд 11) Даша, ответь, что показывает первая запись масштаба. Миша, ответь, что показывает вторая запись масштаба. Люба, скажи, что показывает третья запись масштаба. Всем спасибо за урок. Все молодцы. До свидания! | Даша: пропорцию Кирилл: равенство двух отношений. Даша: масштаб показывает, что одному сантиметру на плане соответствует 1000 см на местности. Миша: масштаб показывает, что одному сантиметру на плане соответствует 4 см на местности. Люба: это означает, что детали увеличены в два раза. До свидания. |