Пояснительная записка к презентации
ФИО учителя: Огрызко Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования «Город Донецк»
Предмет: математика
Класс: 6
Тема урока: «Масштаб»
Базовый учебник: Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280с. ил.
Место в общей структуре курса: Глава 1, §4, п.23, «Масштаб», 2 часа, урок № 1
Тип урок: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия масштаба, формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач, введение в речевую практику понятия масштаба, отработка алгоритма нахождения расстояния на плане, обучение учащихся выбору способов решения практических задач.
Задачи урока:
- обучающие: ввести понятие «масштаб», сформировать умения решать задачи ;
- развивающие: развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать коммуникативные умения; способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.
Организационный блок |
||
Планируемые результаты урока |
||
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока |
Отношение, пропорция, масштаб |
|
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока |
Верно использовать в речи термины: отношение чисел, отношение величин, пропорция, масштаб. Использовать понятие масштаба при решении практических задач. Приводить примеры использования масштаба на практике. |
|
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Личностные УУД проявлять интерес к изучаемой теме, преодолевать трудности; осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, анализировать свою учебную деятельность. Познавательные: отличать новый материал от уже известного, извлекать информацию из всех предложенных источников, делать выводы, формировать навык решения практических задач на масштаб. Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников. |
|
Инструкции и пояснения |
||
Вводное слово учителя |
||
Распределение по группам |
Ребята работают в парах (парой является сосед по парте) |
|
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) |
При работе в парах учащиеся имеют возможность проанализировать поставленную перед ними задачу, озвучить и обсудить ее, наметить выход из нее, могут выполнить взаимопроверку. |
Работа в парах применяется на этапе актуализации и пробного учебного действия |
Мотивационный блок |
||
Тема урока зашифрована в виде ребуса |
Данная форма сообщения темы поможет включить учащихся в учебную деятельность по изучению нового материала |
|
Проблемная задача: Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях. |
Анализируют поставленную задачу, осознают недостаточность знаний по ее выполнению |
|
Информационный блок. |
||
Устные источники |
Вопросы и пояснения учителя, слайды презентации |
|
Письменные источники |
Материал учебника, слайды презентации |
|
Графические источники (схемы, диаграммы) |
Таблицы с решением, |
|
Электронные источники |
Презентация |
|
Видео источники |
||
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
Иллюстрации, демонстрирующие применение масштаба на практике |
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
||
Аналитический (практический) блок. |
||
устные упражнения |
презентация, вопросы учителя |
|
письменные упражнения |
учебник, компьютер |
|
Оценочный блок. |
||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
||
Рефлексивный. |
Структура и ход урока
№/п |
Этап урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Время, отведенное на выполнение задания |
УУД |
1 |
Организационный момент |
Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке. |
Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. |
Ф |
Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей. |
1 |
Личностные: осознавать свое настроение и собственную жизненную позицию в отношении себя и предстоящей работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. |
|
2 |
Момент проверки домашнего задания |
Коррекция знаний учащихся |
Задает вопросы: - Есть ли задания из домашней работы, с которыми вы не справились? - Есть ли задания, ответы которых вы хотели бы проверить? Демонстрирует слайды с верными ответами, правильным оформлением. |
Ф |
Сверяют свое решение с решением, представленным на слайде |
Если есть вопросы, то задают их учителю (отвечает либо учитель, либо обучающиеся) |
3 |
Предметные: ориентироваться в системе своих знаний. Личностные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. |
3 |
Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности |
Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока |
Демонстрирует слайд: На слайде зашифрована тема нашего урока. Учитель задает вопросы: - Кто слышал это слово? -Где вы встречались с этим понятием? - Что вы знаете о масштабе? - Как вы думаете, для чего эту тему включили не только в курс географии, но и в курс математики? - Итак, что мы знаем по данной теме и что еще хотим узнать? |
Ф |
Дети отгадывают тему урока «МАСШТАБ» Отвечают на вопросы, рассуждают. Подводят итог беседы, формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы узнать. |
Рассматривают слад |
4 |
Коммуникативные: грамотно и четко выражать свои мысли |
4 |
Этап актуализации и пробного учебного действия |
1) Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала 2) Зафиксировать все повторяемые понятия |
№1 Организует устную фронтальную работу: №2 Организует работу в парах |
Ф Г |
Отвечают на вопросы Работают в парах, выполняют задания |
№1 №2 |
5 |
Предметные: формулировать определение пропорции и основного свойства пропорции, составлять пропорции, решать уравнения с помощью пропорции; анализировать предложенную информацию. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, работать в парах, прислушиваться к высказываниям товарищей. |
5 |
Этап выявления места и причины затруднения |
3) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения |
№1 Предлагает рассмотреть картинки: Задает вопросы: - Что вы видете на представленных рисунках? - Как вы думаете, почему они вам представлены? - Что может их объединять? - Что помогло изобразить их на таких маленьких рисунках? №2 Предлагает выполнить практическое задание: Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях. Задает вопросы: - Как вы это будете делать? - В чем сложность выполнения этого задания? - Где можно найти ответы на возникшие у нас вопросы? |
Ф И |
Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. Выдвигают версии. Дают название «масштаб», опираясь на знания из курса географии Осмысливают задание. Ищут пути его выполнения. Отвечают на вопросы |
Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях. |
6 |
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, Предметные: ориентироваться в системе своих знаний; формулировать математические предложения. |
6 |
Этап построение проекта выхода из затруднения |
Организует чтение параграфа, осмысление прочитанного. Демонстрирует слайды, где еще применяется масштаб |
Ф |
Читают параграф Рассматривают слайды |
П.23, стр. 134 Просмотр примеров, где еще применяется понятие масштаба: |
7 |
Предметные: работать с учебником, формулировать определение масштаба, приводить примеры использования масштаба на практике. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками |
|
7 |
Этап первичного закрепления с проговариванием внешней речи |
Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. |
Организует первичное осмысление и закрепление определеняи масштаба Демонстрирует слайд, организует чтение условия задачи и обсуждение ее выполнения: Предлагает способ оформления решения задачи |
Ф |
Читают задание и дают пояснение Читают условие задачи, предлагают способы решения Разбирают решение, рассуждают на чем основано представленное решение |
6 |
Личностные: строить логические рассуждения; выражать свои мысли; использовать речевые средства для решения задач. |
|
8 |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Проверить своё умение решать задачи на масштаб в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. |
Предлагает учащимся выполнить задания самостоятельной работы по вариантам. Предлагает учащимся проверить ответы |
И |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, Затем проверяют ответы |
Выполняют задания самостоятельной работы |
7 |
Предметные: самостоятельно применять определение масштаба при решении задач Личностные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку. |
9 |
Рефлексия деятельности на уроке |
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей; 2) Оценить собственную деятельность на уроке; 3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами; 4) Обсудить и записать домашнее задание |
Учитель задает вопросы: Все ли мы узнали по теме «Масштаб»? Как вы думаете - какими могут быть задачи по этой теме? Какие знания нам пригодились при решении задач на масштаб? Что нового про масштаб вы узнали на этом уроке? Какие цели нами были достигнуты |
Ф |
Учащиеся по желанию отвечают на вопросы учителя Дети говорят, чем они овладели на уроке и на что каждый из них должен обратить внимание |
Все ли мы узнали по теме «Масштаб»? Как вы думаете - какими могут быть задачи по этой теме? Какие знания нам пригодились при решении задач на масштаб? Что нового про масштаб вы узнали на этом уроке? Какие цели нами были достигнуты? |
3 |
Личностные: проводить рефлексию способов и условий действия; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; адекватно понимать причины успеха или неуспеха. аргументировать свое мнение. |
10 |
Обсуждение домашнего задания |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. |
Комментирует домашнее задание: I уровень – выучить определение масштаба, решить задачи: № 841-843; II уровень – составить три типичные задачи и решить их двумя способами; III уровень – составить проверочную работу для одноклассников по теме масштаб из 5 заданий (2 теоритических и три – практических). Просит поднять руки тех, кто: 1) – выбрал I уровень, 2) – выбрал II уровень, 3) – выбрал III уровень. Подводит итог И завершить наш урок я хочу пожеланием каждому из вас: |
Задают вопросы. Выбирают уровень домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник Поднимают руки |
домашнее задание: I уровень – выучить определение масштаба, решить задачи: № 841-843; II уровень – составить три типичные задачи и решить их двумя способами; III уровень – составить проверочную работу для одноклассников по теме масштаб из 5 заданий (2 теоритических и три – практических) |
3 |
Приложение:
Самостоятельная работа
I вариант |
II вариант |
Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе |
|
1 : 10 000 000 |
1 : 2 000 000 |
Расстояние между двумя деревнями на карте равно 3 см, масштаб этой карты 1 : 40 000. Чему равно это расстояние между деревнями на местности? |
2) Длина дома на плане 15 см. Чему равна длина этого дома на местности, если масштаб плана 1 : 300? |
Используемые источники:
Источник шаблона презентации: Ранько Е. А. учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
Интернет ресурсы:
1) http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/94-rebusi-po-geografii.html
2) images.yandex.ru/yandsearch
3) www.200stran.ru/maps_qroup.18.html
13
Ботнева Мария Юрьевна
Огрызко Ирина Владимировна