12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Огрызко Ирина Владимировна5237 Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет. Лауреат регионального этапа профессионального конкурса "Учитель года Дона-2016", Лауреат премии Губернатора Ростовской области. Россия, Ростовская обл., Донецк Материал размещён в группе «фгос ооо математика» |
Технологическая карта к уроку «Масштаб», 6 класс
ФИО учителя: Огрызко Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования «Город Донецк»
Предмет: математика
Класс: 6
Тема урока: «Масштаб»
Базовый учебник: Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280с. ил.
Место в общей структуре курса: Глава 1, §4, п.23, «Масштаб», 2 часа, урок № 1
Тип урок: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия масштаба, формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач, введение в речевую практику понятия масштаба, отработка алгоритма нахождения расстояния на плане, обучение учащихся выбору способов решения практических задач.
Задачи урока:
- обучающие: ввести понятие «масштаб», сформировать умения решать задачи ;
- развивающие: развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать коммуникативные умения; способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.
Организационный блок | ||
Планируемые результаты урока | ||
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока | Отношение, пропорция, масштаб | |
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока | Верно использовать в речи термины: отношение чисел, отношение величин, пропорция, масштаб. Использовать понятие масштаба при решении практических задач. Приводить примеры использования масштаба на практике. | |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные УУД проявлять интерес к изучаемой теме, преодолевать трудности; осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, анализировать свою учебную деятельность. Познавательные: отличать новый материал от уже известного, извлекать информацию из всех предложенных источников, делать выводы, формировать навык решения практических задач на масштаб. Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников. | |
Инструкции и пояснения | ||
Вводное слово учителя | ||
Распределение по группам | Ребята работают в парах (парой является сосед по парте) | |
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) | При работе в парах учащиеся имеют возможность проанализировать поставленную перед ними задачу, озвучить и обсудить ее, наметить выход из нее, могут выполнить взаимопроверку. | Работа в парах применяется на этапе актуализации и пробного учебного действия |
Мотивационный блок | ||
Тема урока зашифрована в виде ребуса | Данная форма сообщения темы поможет включить учащихся в учебную деятельность по изучению нового материала | |
Проблемная задача: Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях. | Анализируют поставленную задачу, осознают недостаточность знаний по ее выполнению | |
Информационный блок. | ||
Устные источники | Вопросы и пояснения учителя, слайды презентации | |
Письменные источники | Материал учебника, слайды презентации | |
Графические источники (схемы, диаграммы) | Таблицы с решением, | |
Электронные источники | Презентация | |
Видео источники | ||
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | Иллюстрации, демонстрирующие применение масштаба на практике | |
Источники информации для учащихся подбирает учитель | ||
Аналитический (практический) блок. | ||
устные упражнения | презентация, вопросы учителя | |
письменные упражнения | учебник, компьютер | |
Оценочный блок. | ||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) | ||
Рефлексивный. |
Структура и ход урока
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Организационный момент | Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Ф | Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей. | 1 | Личностные: осознавать свое настроение и собственную жизненную позицию в отношении себя и предстоящей работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. | |
2 | Момент проверки домашнего задания | Коррекция знаний учащихся | Задает вопросы: - Есть ли задания из домашней работы, с которыми вы не справились? - Есть ли задания, ответы которых вы хотели бы проверить? Демонстрирует слайды с верными ответами, правильным оформлением. | Ф | Сверяют свое решение с решением, представленным на слайде | Если есть вопросы, то задают их учителю (отвечает либо учитель, либо обучающиеся) | 3 | Предметные: ориентироваться в системе своих знаний. Личностные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. |
3 | Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности | Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока | Демонстрирует слайд: На слайде зашифрована тема нашего урока. Учитель задает вопросы: - Кто слышал это слово? -Где вы встречались с этим понятием? - Что вы знаете о масштабе? - Как вы думаете, для чего эту тему включили не только в курс географии, но и в курс математики? - Итак, что мы знаем по данной теме и что еще хотим узнать? | Ф | Дети отгадывают тему урока «МАСШТАБ» Отвечают на вопросы, рассуждают. Подводят итог беседы, формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы узнать. | Рассматривают слад | 4 | Коммуникативные: грамотно и четко выражать свои мысли |
4 | Этап актуализации и пробного учебного действия | 1) Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала 2) Зафиксировать все повторяемые понятия | №1 Организует устную фронтальную работу: №2 Организует работу в парах | Ф Г | Отвечают на вопросы Работают в парах, выполняют задания | №1 №2 | 5 | Предметные: формулировать определение пропорции и основного свойства пропорции, составлять пропорции, решать уравнения с помощью пропорции; анализировать предложенную информацию. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, работать в парах, прислушиваться к высказываниям товарищей. |
5 | Этап выявления места и причины затруднения | 3) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения | №1 Предлагает рассмотреть картинки: Задает вопросы: - Что вы видете на представленных рисунках? - Как вы думаете, почему они вам представлены? - Что может их объединять? - Что помогло изобразить их на таких маленьких рисунках? №2 Предлагает выполнить практическое задание: Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях. Задает вопросы: - Как вы это будете делать? - В чем сложность выполнения этого задания? - Где можно найти ответы на возникшие у нас вопросы? | Ф И | Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. Выдвигают версии. Дают название «масштаб», опираясь на знания из курса географии Осмысливают задание. Ищут пути его выполнения. Отвечают на вопросы | Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях. | 6 | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, Предметные: ориентироваться в системе своих знаний; формулировать математические предложения. |
6 | Этап построение проекта выхода из затруднения | Организует чтение параграфа, осмысление прочитанного. Демонстрирует слайды, где еще применяется масштаб | Ф | Читают параграф Рассматривают слайды | П.23, стр. 134 Просмотр примеров, где еще применяется понятие масштаба: | 7 | Предметные: работать с учебником, формулировать определение масштаба, приводить примеры использования масштаба на практике. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками | |
7 | Этап первичного закрепления с проговариванием внешней речи | Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. | Организует первичное осмысление и закрепление определеняи масштаба Демонстрирует слайд, организует чтение условия задачи и обсуждение ее выполнения: Предлагает способ оформления решения задачи | Ф | Читают задание и дают пояснение Читают условие задачи, предлагают способы решения Разбирают решение, рассуждают на чем основано представленное решение | 6 | Личностные: строить логические рассуждения; выражать свои мысли; использовать речевые средства для решения задач. | |
8 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Проверить своё умение решать задачи на масштаб в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. | Предлагает учащимся выполнить задания самостоятельной работы по вариантам. Предлагает учащимся проверить ответы | И | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, Затем проверяют ответы | Выполняют задания самостоятельной работы | 7 | Предметные: самостоятельно применять определение масштаба при решении задач Личностные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку. |
9 | Рефлексия деятельности на уроке | 1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей; 2) Оценить собственную деятельность на уроке; 3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами; 4) Обсудить и записать домашнее задание | Учитель задает вопросы: Все ли мы узнали по теме «Масштаб»? Как вы думаете - какими могут быть задачи по этой теме? Какие знания нам пригодились при решении задач на масштаб? Что нового про масштаб вы узнали на этом уроке? Какие цели нами были достигнуты | Ф | Учащиеся по желанию отвечают на вопросы учителя Дети говорят, чем они овладели на уроке и на что каждый из них должен обратить внимание | Все ли мы узнали по теме «Масштаб»? Как вы думаете - какими могут быть задачи по этой теме? Какие знания нам пригодились при решении задач на масштаб? Что нового про масштаб вы узнали на этом уроке? Какие цели нами были достигнуты? | 3 | Личностные: проводить рефлексию способов и условий действия; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; адекватно понимать причины успеха или неуспеха. аргументировать свое мнение. |
10 | Обсуждение домашнего задания | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. | Комментирует домашнее задание: I уровень – выучить определение масштаба, решить задачи: № 841-843; II уровень – составить три типичные задачи и решить их двумя способами; III уровень – составить проверочную работу для одноклассников по теме масштаб из 5 заданий (2 теоритических и три – практических). Просит поднять руки тех, кто: 1) – выбрал I уровень, 2) – выбрал II уровень, 3) – выбрал III уровень. Подводит итог И завершить наш урок я хочу пожеланием каждому из вас: | Задают вопросы. Выбирают уровень домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник Поднимают руки | домашнее задание: I уровень – выучить определение масштаба, решить задачи: № 841-843; II уровень – составить три типичные задачи и решить их двумя способами; III уровень – составить проверочную работу для одноклассников по теме масштаб из 5 заданий (2 теоритических и три – практических) | 3 |
Приложение:
Самостоятельная работа
I вариант | II вариант |
Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе | |
1 : 10 000 000 | 1 : 2 000 000 |
Расстояние между двумя деревнями на карте равно 3 см, масштаб этой карты 1 : 40 000. Чему равно это расстояние между деревнями на местности? | 2) Длина дома на плане 15 см. Чему равна длина этого дома на местности, если масштаб плана 1 : 300? |
Используемые источники:
Источник шаблона презентации: Ранько Е. А. учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт:
Интернет ресурсы:
1) http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/94-rebusi-po-geografii.html
2) images.yandex.ru/yandsearch
3)
13