12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Огрызко Ирина Владимировна5237
Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет. Лауреат регионального этапа профессионального конкурса "Учитель года Дона-2016", Лауреат премии Губернатора Ростовской области.
Россия, Ростовская обл., Донецк
Материал размещён в группе «фгос ооо математика»
13

Технологическая карта к уроку «Масштаб», 6 класс



ФИО учителя: Огрызко Ирина Владимировна

Должность: учитель математики

ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования «Город Донецк»

Предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: «Масштаб»

Базовый учебник: Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280с. ил.

Место в общей структуре курса: Глава 1, §4, п.23, «Масштаб», 2 часа, урок № 1

Тип урок: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия масштаба, формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач, введение в речевую практику понятия масштаба, отработка алгоритма нахождения расстояния на плане, обучение учащихся выбору способов решения практических задач.

Задачи урока:

- обучающие: ввести понятие «масштаб», сформировать умения решать задачи ; 

- развивающие:  развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

- воспитательные:  воспитывать коммуникативные умения;  способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.

 

Организационный блок

Планируемые результаты урока

Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Отношение, пропорция, масштаб

 

Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Верно использовать в речи термины: отношение чисел, отношение величин, пропорция, масштаб. Использовать понятие масштаба при решении практических задач. Приводить примеры использования масштаба на практике.

 

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД

проявлять интерес к изучаемой теме, преодолевать трудности; осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, анализировать свою учебную деятельность.

Познавательные: отличать новый материал от уже известного, извлекать информацию из всех предложенных источников, делать выводы, формировать навык решения практических задач на масштаб.

Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.

 

Инструкции и пояснения

   

Вводное слово учителя

   

Распределение по группам

Ребята работают в парах (парой является сосед по парте)

 

Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

При работе в парах учащиеся имеют возможность проанализировать поставленную перед ними задачу, озвучить и обсудить ее, наметить выход из нее, могут выполнить взаимопроверку.

Работа в парах применяется на этапе актуализации и пробного учебного действия

Мотивационный блок

Тема урока зашифрована в виде ребуса

Данная форма сообщения темы поможет включить учащихся в учебную деятельность по изучению нового материала

 

Проблемная задача:

Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях.

Анализируют поставленную задачу, осознают недостаточность знаний по ее выполнению

 

Информационный блок.

Устные источники

Вопросы и пояснения учителя, слайды презентации

 

Письменные источники

Материал учебника, слайды презентации

 

Графические источники (схемы, диаграммы)

Таблицы с решением,

 

Электронные источники

Презентация

 

Видео источники

   

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Иллюстрации, демонстрирующие применение масштаба на практике

 

Источники информации для учащихся подбирает учитель

   

Аналитический (практический) блок.

устные упражнения

презентация, вопросы учителя

письменные упражнения

учебник, компьютер

Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Рефлексивный.


 

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку;

организация внимания.

Ф

Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

 

1

Личностные:

осознавать свое настроение и собственную жизненную позицию в отношении себя и предстоящей работы.

Коммуникативные:

слушать учителя и одноклассников.

2

Момент проверки домашнего задания

Коррекция знаний учащихся

Задает вопросы:

- Есть ли задания из домашней работы, с которыми вы не справились?

- Есть ли задания, ответы которых вы хотели бы проверить?

Демонстрирует слайды с верными ответами, правильным оформлением.

Ф

Сверяют свое решение с решением, представленным на слайде

Если есть вопросы, то задают их учителю (отвечает либо учитель, либо обучающиеся)

3

Предметные: ориентироваться в системе своих знаний.

Личностные:

осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку

Коммуникативные:

слушать учителя и одноклассников.

3

Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока

Демонстрирует слайд:

На слайде зашифрована тема нашего урока.

Учитель задает вопросы:

- Кто слышал это слово?

-Где вы встречались с этим понятием?

- Что вы знаете о масштабе?

- Как вы думаете, для чего эту тему включили не только в курс географии, но и в курс математики?

- Итак, что мы знаем по данной теме и что еще хотим узнать?

Ф

Дети отгадывают тему урока «МАСШТАБ»

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Подводят итог беседы, формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы узнать.

Рассматривают слад

4

Коммуникативные: грамотно и четко выражать свои мысли

4

Этап актуализации и пробного учебного действия

1) Актуализировать

учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала

2) Зафиксировать все повторяемые понятия

№1 Организует устную фронтальную работу:

№2 Организует работу в парах

Ф

Г

Отвечают на вопросы

Работают в парах, выполняют задания

№1

№2

5

Предметные: формулировать определение пропорции и основного свойства пропорции, составлять пропорции, решать уравнения с помощью пропорции; анализировать предложенную информацию.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, работать в парах, прислушиваться к высказываниям товарищей.

5

Этап выявления места и причины затруднения

3) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний

Организовать

коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения

№1

Предлагает рассмотреть картинки:

Задает вопросы:

- Что вы видете на представленных рисунках?

- Как вы думаете, почему они вам представлены?

- Что может их объединять?

- Что помогло изобразить их на таких маленьких рисунках?

№2

Предлагает выполнить практическое задание:

Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях.

Задает вопросы:

- Как вы это будете делать?

- В чем сложность выполнения этого задания?

- Где можно найти ответы на возникшие у нас вопросы?

Ф

И

Рассматривают картинки.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают версии.

Дают название «масштаб», опираясь на знания из курса географии

Осмысливают задание.

Ищут пути его выполнения.

Отвечают на вопросы

Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертие его в своих тетрадях.

6

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, Предметные: ориентироваться в системе своих знаний; формулировать математические предложения.

6

Этап построение проекта выхода из затруднения

 

Организует чтение параграфа,

осмысление прочитанного.

Демонстрирует слайды, где еще применяется масштаб

Ф

Читают параграф

Рассматривают слайды

П.23, стр. 134

Просмотр примеров, где еще применяется понятие масштаба:

7

Предметные: работать с учебником,

формулировать определение масштаба,

приводить примеры использования масштаба на практике.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

7

Этап первичного закрепления с проговариванием внешней речи

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организует первичное осмысление и закрепление определеняи масштаба

Демонстрирует слайд, организует чтение условия задачи и обсуждение ее выполнения:

Предлагает способ оформления решения задачи

Ф

Читают задание и дают пояснение

Читают условие задачи, предлагают способы решения

Разбирают решение, рассуждают на чем основано представленное решение

6

Личностные: строить логические рассуждения;

выражать свои мысли; использовать речевые средства для решения задач.

8

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Проверить своё умение решать задачи на масштаб в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Предлагает учащимся выполнить задания

самостоятельной работы по вариантам.

Предлагает учащимся проверить ответы

И

Учащиеся выполняют

самостоятельную работу,

Затем проверяют ответы

Выполняют задания самостоятельной работы

7

Предметные: самостоятельно применять определение масштаба при решении задач

Личностные:

осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку.

9

Рефлексия деятельности на уроке

1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

2) Оценить собственную деятельность на уроке;

3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

4) Обсудить и записать домашнее задание

Учитель задает вопросы:

Все ли мы узнали по теме «Масштаб»?

Как вы думаете - какими могут быть задачи по этой теме?

Какие знания нам пригодились при решении задач на масштаб?

Что нового про масштаб вы узнали на этом уроке?

Какие цели нами были достигнуты

Ф

Учащиеся по желанию отвечают на вопросы учителя

Дети говорят, чем они овладели на уроке и на что каждый из них должен обратить внимание

Все ли мы узнали по теме «Масштаб»?

Как вы думаете - какими могут быть задачи по этой теме?

Какие знания нам пригодились при решении задач на масштаб?

Что нового про масштаб вы узнали на этом уроке?

Какие цели нами были достигнуты?

3

Личностные:

проводить рефлексию способов и условий действия; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

адекватно понимать причины успеха или неуспеха.

аргументировать свое мнение.

10

Обсуждение домашнего задания

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з.

Комментирует домашнее задание:

I уровень – выучить определение масштаба, решить задачи: № 841-843;

II уровень – составить три типичные задачи и решить их двумя способами;

III уровень – составить проверочную работу для одноклассников по теме масштаб из 5

заданий (2 теоритических и три – практических).

Просит поднять руки тех, кто:

1) – выбрал I уровень,

2) – выбрал II уровень,

3) – выбрал III уровень.

Подводит итог

И завершить наш урок я хочу пожеланием каждому из вас:

 

Задают вопросы.

Выбирают уровень домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник

Поднимают руки

домашнее задание:

I уровень – выучить определение масштаба, решить задачи: № 841-843;

II уровень – составить три типичные задачи и решить их двумя способами;

III уровень – составить проверочную работу для одноклассников по теме масштаб из 5

заданий (2 теоритических и три – практических)

3

 


 

Приложение:

Самостоятельная работа

I вариант

II вариант

Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия,

изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе

1 : 10 000 000

1 : 2 000 000

Расстояние между двумя деревнями на карте равно

3 см, масштаб этой карты 1 : 40 000. Чему равно это расстояние между деревнями на местности?

2) Длина дома на плане 15 см. Чему равна длина этого дома на местности, если масштаб плана 1 : 300?

Используемые источники:

Источник шаблона презентации: Ранько Е. А. учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/

Интернет ресурсы:

1) http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/94-rebusi-po-geografii.html

2) images.yandex.ru/yandsearch

3) www.200stran.ru/maps_qroup.18.html

13

Опубликовано в группе «фгос ооо математика»


Комментарии (2)

Ботнева Мария Юрьевна, 07.12.16 в 08:28 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за образец технологической карты. Может подскажете где можно еще посмотреть такой материал? В следующем году беру 5 класс. Очень нужно будет.
Огрызко Ирина Владимировна, 07.12.16 в 14:45 0Ответить Пожаловаться
Мария Юрьевна, спасибо за оценку. Данная технологическая карта была представлена в качестве зачетной работы при прохождении дистанционных курсов на портале "Мой университет". На этом сайте во время прохождения курсов можно было скачать любой материал, сейчас не пробовала. Зайдите, зарегистрируйтесь и посмотрите. Но писать технологические карты - это утопия, если еще 30 часов нагрузка.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.