12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Власова Анастасия Александровна819
Россия, Ростовская обл., Шахты
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта (план-конспект)

урока математики,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 15.03.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Андреева Л.Н.

Оценка:

Дата 15.03.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 5

Предмет: математика

Целевой блок

Тема урока:

«Масштаб»

Цель урока:

- ознакомление учащихся с понятием «масштаб»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с новым математическим понятием

- углубление математических знаний

- умение работать с текстом задачи

Личностные УУД:

- формирование личного восприятия и собственных ассоциаций

- развитие мышления и умения слушать

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение высказывать свое мнение

2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

3. Связь с окружающим миром (география, животный мир)

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию

2.Умение участвовать в коллективном поиске решения задачи

*Познавательные:

1.Давать определения понятиям

2.Отличать новое от уже известного
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса
 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практические методы (устный счет, кроссворд, решение задач)

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

Конспект урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть. Проверьте пожалуйста готовность к уроку: тетрадь, учебник, дневник. Молодцы.

- Откройте тетради. Запишите число, 15 марта. Классная работа.

2. Актуализация ранее изученного.

- Урок мы начнем с устного счета.

1) Какое число получится, если 9 увеличить в 8 раз? (72) Почему?

2) Чему равно значение частного, если делимое 120, делитель 10? (12) Почему?

3) 36 разделить на 4, сколько получится? (9). Почему?

4) Какое число получится, если 125 увеличить на 75? (200) Почему?

5) Чему равно произведение чисел 11 и 8? (88) Почему?

6) Первый множитель 70, второй множитель 30. Найдите значение произведения. (2100). Почему?

7) Какое число получится, если 7 сотен уменьшить на 5 сотен? (2 сотни или 200) Почему?

8) 48 увеличить на 42, какое число получим? (90). Почему?

9) Какое число получится, если из одной тысячи вычесть три сотни? (7 сотен или 700) Почему?

- Отлично. А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд.

1) Этот знак «Х» при записи выражений обозначает… (умножение)

2) Какого слова не хватает? Делимое, делитель,… (частное)

3) Чтобы найти расстояние, на что необходимо умножить время? (на скорость)

4) Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно знать значение длины и… (ширины)

5) Часть прямой линии, которая ограничена двумя точками, называется…(отрезком)

6) Может быть простой или составной, в два или три действия (задача)

7) Какого знака сравнения не хватает: равно, меньше и… (больше)

- Посмотрите, что за странное слово получилось у нас? (Масштаб)

- Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

3. Изучение нового материала.

- Да ребята, тема нашего сегодняшнего урока – масштаб. Мы узнаем с вами, что же означает это слово и как оно связано с математикой.

- Посмотрите на экран. Что перед вами? (карта)

- А что изображено на ней? (наша планета)

- Посмотрите внимательно, сможете ли вы найти материк, на котором мы живем? (Евразия)

- Хорошо. А теперь, найдите нашу страну. (Россия)

- Молодцы. Посмотрите, каких размеров территория наша страны? (огромная)

- Ребята, а как же нашу огромную страну удалось поместить на карту, как вы думаете? (ответы учащихся)

- Хорошо, но это еще не всё. Посмотрите на иллюстрации, которые я вам приготовила. Вам знакомы эти животные? (Кот, слон, кузнечик, божья коровка, ласточка)

- А размеры этих животных одинаковые? Встречали ли вы, божью коровку размером со слона?

- Так как вы думаете, размеры каких животных увеличили, а каких уменьшили, чтобы изобразить их на иллюстрациях? (ответы учащихся)

- А теперь скажите, на основе тех примеров, что мы рассмотрели, можем сказать, что такое масштаб? (ответы учащихся)

- Конечно, масштаб показывает то, во сколько раз уменьшен или увеличен тот или иной объект. На картах, планах местности, масштаб указывают всегда. Если на какой-либо карте указан масштаб 1:1 000 000, то это означает, что в одном сантиметре, вы только вообразите, содержится один миллион квадратных километров.

- В качестве закрепления, предлагаю вам посмотреть на слайд. В тетрадках в один столбик запишите предметы, которые, по вашему мнению, увеличены, а в другой, которые уменьшены. (Проверка)

- Молодцы.

4. Работа с учебником.

- А теперь мы с вами поработаем с учебником. Откройте учебники на странице 58-ой. Обратите внимание на номер 370-ый. Прочитаем задание (читает ученик).

- Ну, чтобы помочь Наташе и Никите разрешить их спор, как вы, думаете, что нам нужно сделать? (найти значения выражений)

- Первый пример: 102 + 162×3

- Итак, как вы думаете, почему у детей могли получиться разные ответы? (Они неправильно расставили порядок выполнения действий)

- Так какое же действие мы будем выполнять первым? (Умножение)

- Записываем первое действие. 162×3. Какой же прием мы будем использовать: устный или письменный? Можем ли мы выполнить это действие устно? Конечно же, нам это будет сложно. (Ученик выполняет действие на доске, остальные дети – в тетради)

- Письменный прием:

×162

3

486

- Две единицы умножаем на 3, получаем 6 единиц, подписываем под единицами.

- 6 десятков умножаем на 3, получаем 18 десятков или 1 сотню и 8 десятков.

- 8 десятков подписываем под десятками, 1 сотню запоминаем и добавляем к сотням.

- 1 сотню умножаем на 3, получаем 3 и прибавляем еще 1 сотню, получаем 4 и подписываем под сотнями.

- Получаем 486.

- Отлично. Теперь выполним второе действие. Какое оно будет? (102+486)

- Записываем второе действие. 102+486. Какой прием мы будет использовать: устный или письменный? (Письменный, так как выполнить это действие устно будет сложно)

- Письменный прием:

+102

486

588

- К 2 единицам прибавляем 6 единиц, получаем 8 единиц и подписываем под единицами.

- К 0 прибавляем 8 десятков, получаем 8 десятков и подписываем под десятками.

- К 1 сотне прибавляем 4 сотни, получаем 5 сотен и подписываем под сотнями.

- Получаем 588.

- Посмотрите, ребята. Так кто же решил пример правильно? Никита или Наташа? (Никита)

- Сформулируйте правило, по которому мы узнаем, какие же действия в каком порядке необходимо выполнять. (Сначала мы выполняем умножение или деление, если такие действия есть, а затем сложение и вычитание)

- А сейчас, я предлагаю вам поразмышлять. Какие изменения мы можем внести, чтобы ответ Наташи стал правильным? (поставить скобки)

- Что ж, давайте попробуем. Где именно мы должны поставить их? (102+162) × 3

- Давайте проверим. Тогда какое действие мы будем выполнять первым? (В скобках)

- Первое действие: 102+162 = 264

- Второе действие: 264×3.

- Письменный прием:

×264

3

792

- 4 единицы умножаем на 3, получаем 12 единиц или 1 десяток и 2 единицы.

- 2 единицы подписываем под единицами, а 1 десяток запоминаем и добавляем к десяткам.

- 6 десятков умножаем на 3, получаем 18, да еше 1 десяток, получаем 19 десятков или 1 сотню и 9 десятков.

- 9 десятков подписываем под десятками, а 1 сотню запоминаем и добавляем к сотням.

- 2 сотни умножаем на 3, получаем 6, да еще 1 сотня, получаем 7 сотен, подписываем под сотнями.

- Получаем 792.

- Посмотрите, получили мы такой же ответ, как у Наташи? (Получили)

- Видите, как много зависит от скобок. А какое же правило мы можем применить к этому выражению? (Если в выражении присутствуют скобки, то сначала мы выполняем действие в скобках, а затем по тому же правилу)

5. Физминутка.

Вот помощники мои (руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

6. Работа над задачей.

- А сейчас мы с вами обратимся к задаче номер 372 на 59-ой странице. Прочтите ее про себя. Теперь прочтем ее вслух (читает ученик)

Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч. Какое расстояние он проедет за 4 ч?

- Скажите, ребята, о ком говорится в этой задаче? (О мотоциклисте)

- Что же делал мотоциклист? (Ехал по шоссе)

- Давайте найдем и прочитаем только условие задачи. (Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч)

- А что же является вопросом задачи? (Какое расстояние он проедет за 4 ч?)

- Скажите, эта задача простая или составная? (Простая)

- Почему простая? (Потому что решается в одно действие)

- Составим к задаче краткую запись и решим ее.

Задача

u – 45 км/ч

t – 4 ч

S - ?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да, можем)

- Что мы для этого должны сделать? (Мы должны умножить скорость на время, то есть 45 км/ч умножить на 4 ч.)

- Хорошо, записываем решение задачи.

- Посмотрите, чтобы нам удобнее было вычислить, давайте подумаем, как можно представить число 45? (Число 45 можно представить в виде суммы разрядных слагаемых, то есть 40+5)

- И как мы тогда будем выполнять вычисления? (Сначала 4 умножим на 40, затем 4 умножим на 5 и результаты сложим)

Решение:

45×4 = (40+5) × 4 = 40×4+5×4 = 160+20 = 180 (км) – расстояние, которое проехал мотоциклист за 4 часа.

Ответ: 180 км.

- Посмотрите, а можем ли мы составить задачу, обратную этой? Попробуем ее сформулировать.

1) Мотоциклист проехал по шоссе 180 км со скоростью 45км/ч. Сколько времени он затратил на этот путь?

- Хорошо, а как же мы ее решим? (180 км разделим на 45км/ч и получим 4 часа)

- Отлично, молодцы.

2) За 4 часа мотоциклист проехал 180 км по шоссе. С какой скоростью ехал мотоциклист?

- Что мы должны сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Мы должны 180 км разделить на 4 часа, получим 45 км/ч)

- С этим заданием мы справились.

- Молодцы, какие вы сообразительные. А посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике к этой задаче. Скажите, можем ли мы сказать, что мотоциклист изображен в определенном масштабе? (Да, он уменьшен)

- Конечно же. Хорошо, это вы усвоили.

- Но нам предлагают еще одно задание. Нужно изменить условие задачи так, чтобы она стала составной.

- А что значит составная задача? (Это такая задача, которая решается в два или более действий)

- Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч. Ему нужно проехать 200 км. Какое расстояние он проедет за 4 ч? Сколько еще километров он должен будет проехать после 4 часов езды?

- Прочитайте только условие задачи.

- А теперь только вопрос задачи. Скажите, а в вопросе содержатся ли какие-либо данные? (Да, в первом вопросе нам дано время)

- Составим краткую запись к задаче с помощью чертежа. (Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные дети – в тетрадях)

- Чему равен путь? (200 км)

- Отобразим это на чертеже.

- А посмотрите, при построении чертежа мы изображаем реальное расстояние в 200 км? (Нет)

- Что мы используем? (Масштаб)

- Всё ли расстояние было пройдено за 4 часа? (Нет, только определенная часть)

- Это мы тоже должны показать на чертеже.

- Что нам нужно найти? (Сколько еще километров ему останется проехать)

- Укажем это

- И наконец последнее, что мы должны указать, это то, с какой скоростью двигался мотоциклист (со скоростью 45 км/ч)

 

 

Решение:

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (потому что нам неизвестно, сколько километров проехал мотоциклист за 4 часа)

- Значит, какое действие мы должны выполнить первым? (узнать, сколько километров проехал мотоциклист за 4 часа)

- Как мы это сделаем? (45 км/ч умножим на 4)

45×4 = 180 (км) – столько проехал мотоциклист за 4 часа

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (да, можем)

- Что мы для этого сделаем? (из 200 км вычтем 180 км)

200-180 = 20 (км) – столько осталось проехать мотоциклисту

Ответ: 20 км.

7. Итоги урока

- Молодцы, ребята. Вы сегодня отлично поработали. Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? Мы ее достигли? С каким новым понятием мы познакомились? Вашим домашним заданием будет задача 374-ая и второй пример с 370-ого номера, который мы с вами выполняли. Давайте разберем эти номера.

- Спасибо за урок. Все свободны.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.