Мастер-класс на тему «Мир в песочных часах» (Информатика и ИКТ, 9 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №19
Курского муниципального района
Ставропольского края
Тема мастер- класса
«Мир в песочных часах»
Выступление учителя информатики и ИКТ
без квалификационной категории
МОУ ООШ №19 х.Привольный
Гаджиева Ашура Курбанмагомедовна
2016 г
Добрый день. Коллеги, мой мастер-класс называется «Мир в песочных часах».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы участников)
Все, наверное, слышали о вещественно-энергетической картине мира. Всё в мире состоит из вещества и энергии. Но теперь ученые говорят о том, что к веществу и энергии добавился третий компонент, КАКОЙ? – информация. И этот компонент начинает играть всё более значимую роль в нашей жизни. Теперь принято говорить об информационной картине мира, картине, которая связывает вещество, энергию и информацию. Конечно же, за 20минут мы не сформируем всю информационную картину мира. Мы поговорим об одном из её разделов.
Скажите пожалуйста, что такое информация для человека?
(Жду ответы зала и участников. Помогаю дойти до правильного ответа щелчок мышью)
Правильно, информация для человека – это знания, сведения.
А как человек воспринимает информацию из окружающего мира? С помощью чего? (органов чувств)
Правильно. Пожалуйста, перечислите наши органы чувств. (зрители перечисляют)
Я с вами полностью согласна. А скажите пожалуйста, равномерно ли распределяется получение информации между органами чувств?
Или с помощью какого-то органа мы получаем информации больше?
Проранжируйте органы чувств по количеству принимаемой информации.
(Жду ответы зала и участников. Помогаю дойти до правильного ответа
щелчок мышью)
Посмотрите. 90% информации человек воспринимает с помощью зрения, 9% информации с помощью слуха. Оставшийся 1% воспринимается с помощью обоняния, осязания и вкуса.
С помощью зрения мы видим и различаем ЦВЕТ, а с помощью слуха слышим и различаем ЗВУК. Вот о цвете и звуке мы и поговорим с вами сегодня.(щелчок мышью)
Уважаемые коллеги, перед вами на слайде несколько хаотический набор объектов: телевизор, стихи Блока, гласные звуки, старинный гобелен, картина, палитра цветов RGB. Коллеги, я хочу попросить желающего как-то это упорядочить, классифицировать. У вас есть минутка подумать.
А я пока хочу пояснить произошедшее на данный момент.
На первом этапе необходимо создать ситуацию успеха у учеников, замотивировать их к дальнейшей деятельности, раскрепостить их и заинтересовать. Для этого используется «индуктор».
Здесь в качестве индуктора выступает необычное название мастер-класса и просьба предположить, о чем будет разговор – так называемый прием отсроченной отгадки, загадка дается в начале урока, а отгадка к ней (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Далее было введение теоретического понятия – такие введения необходимы, чтобы очертить пространство взаимодействия учеников в рамках новой науки и расширить их кругозор.
Для того, чтобы ознакомиться с новым для учеников объектом, было дано задание, на первый взгляд – на классификацию. Давайте посмотрим, как же наш участник справился с этим заданием.
Коллеги, пожалуйста, внимание на доску.
Скажите, вы полностью уверены в таком разделении? Или у вас есть ощущение, что что-то должно быть не так?
Большинство людей разделяет объекты на слайде на две группы. Картину, телевизор, гобелен и палитру цветов относят к цвету. Гласные звуки и стихи Блока к звуку. Для большинства людей цвет и звук существуют в их жизни как две параллельные прямые. А параллельные прямые, как известно из школьной математики, не пересекаются. А может быть, они всё же где-то имею точку пересечения? Я предлагаю вам попытаться найти точку пересечения цвета и звука. А для этого ответить на следующий вопрос.(щелчок мышью)
Есть ли связь между цветом и звуком?
Как вы считаете?
Ну вот посмотрите. У нас с вами появилась проблема. Когда мы пытались классифицировать объекты. Нашу проблему мы сформировали в виде вопроса и большинством голосов выдвинули ГИПОТЕЗУ (Предположение).
Теперь нам необходимо провести исследование для подтверждения или опровержения гипотезы. После исследования мы сможем сделать вывод. Я предлагаю проводить исследование сразу в трёх направлениях. Коллеги, я попрошу вас разделиться на три группы, по три (четыре). Кто будет исследователями-практиками, кто исследователями-целителями, а кто исследователями-поэтами. (Расставляю таблички на столы. щелчок мышью)
Команде исследователей-практиков предлагаю провести эксперимент пользуясь ударением, а также регистрировать свои реакции на цветные карточки. (щелчок мышью)
Вам нужно будет поставить в соответствие 5 цветов - 5 букв.
Задача команды – за определенное время попытаться составить таблицу соответствия звуков и цветов.
Команде исследователей-целителей я предлагаю взглянуть на всем известные скороговорки под новым углом зрения. (щелчок мышью)
Принято считать, что скороговорки — эффективный и нескучный способ отработки звуков речи.
Мало кто задумывался, что помимо логопедической и игровой функции, этот пласт народного творчества может реально помочь в исцелении.
Задание: классифицировать предложенные скороговорки по цветовой гамме по предложенному алгоритму подсчета звуков. Эта группа должна будет нам рассказать, что может вылечить каждая из предложенных скороговорок? (щелчок мышью)
Команда исследователей-поэтов будет искать цвет в стихотворении. (щелчок мышью)
У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Мы потом сравним цветовую гамму стихотворения и картину. (щелчок мышью)
Итак, группы работают, проводят исследование. Пока мне хотелось бы обратиться к оставшимся.
Следующий этап мастерской – этап решения проблемы, этап исследования. На этом этапе мы работаем в творческих группах. Работа в группах позволяет быстро организовать обсуждение, распределить роли внутри группы, а в процессе обсуждения могут появиться новые идеи. Ну, и если мы говорим о формировании информационной картины мира в сознании учеников, то конечно, важна подборка заданий. Здесь я использую прием «борьба противоположностей» - в технологическом профиле даю задания из гуманитарной области. (щелчок мышью)
Пока групппы работают, я хоче провести небольшой эксперимент с вами. Пожалуйста, каждый попробуйте вслух быстро проговорить цвет каждого слова.
Правое полушарие пробует прочитать слово, тогда как левое полушарие пробует увидеть в слове цветовую ассоциацию. А вот для ребёнка 4 лет здесь нет никакой проблемы.
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Рембо написал сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед…
Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный.
А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым.
Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг. (щелчок мышью)
Ну что ж, посмотрим, как поработали наши коллеги.
Давайте послушаем первую группу.
Коллеги, как у вас распределились цвета?
Ответы на поставленные вопросы. (щелчок мышью)
Вывод: между названиями основных цветов и гласными русского языка прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную, ударную позицию: красный, синий.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознает. (щелчок мышью)
Группа исследователей- целителей.
Пожалуйста, как вы заполнили таблицу?
Ответы на вопросы.
Вывод (щелчок мышью)
Комментарии. (щелчок мышью)
Народные заговоры и заклинания основаны на тех же принципах. В наш технократический двадцать первый век мы открываем для себя древние знания заново. Давайте же использовать их во благо, а не во вред человека. Для начала поможем себе сами! Частое проговаривание скороговорок поможет нам справиться с целым букетом заболеваний. Дерзайте и будьте здоровы! (щелчок мышью)
Группа 3, какое стихотворение у вас получилось по цвету?
А теперь давайте посмотрим на картину
Ответы на вопросы. (щелчок мышью)
Вывод. Стоило начать проверку гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному смыслу произведений. (щелчок мышью)
Общий вывод: Гипотеза верна. Цвет может звучать, а звук можно увидеть. (щелчок мышью)
Давайте вернёмся к тому, что послужило началом нашего исследования. Как же можно упорядочить набор различных объектов?
Предлагаю выйти к доске и перераспределить картинки
Я предлагаю вам своё видение порядка (щелчок мышью)
Теперь мы выяснили, что звук и цвет не параллельные прямые. Заметьте, что лингвисты считают гласные А, Е, И, О основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках.
А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение.
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наиболее частотны из гласных. (щелчок мышью)
Ученикам можно дать домой задание на упорядочивание объектов.
Если у кого-то из находящихся в мастерской появились собственные идеи о подаче метазнаний, идеи о применении приёмов, о которых узнали на мастер-классе
- новое видение себя и ситуации,
- новые масштабные задачи,
- идеи о себе, других людях, новое отношение к своему делу и жизни.
Значит, мой мастер-класс удался. Ибо Бенджамин Дизраэли (британский государственный и политический деятель, один из основателей консервативной партии, премьер-министр Великобритании, писатель) сказал:
«Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства».
Спасибо за сотворчество. (щелчок мышью)