Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №43» -

«детский сад «Колосок»











Мастер-класс по теме:



«Профилактика тревожности,

в рамках

консультационного пункта»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ)









Автор:

педагог-психолог

Тамара Александровна Заренок













г. Славгород, с. Славгородское

«Тревожные мысли создают маленьким вещам большие тени»

Шведская пословица



«Значимы не наши страхи и не наша тревожность,

а то, как мы к ним относимся»

Виктор Франкл


Цель мастер-класса: формирование психолого-педагогической компетентности у педагогов при взаимодействии с тревожными детьми и их родителями:

учить доверять окружающим, расслабляться, бороться со страхами;

способствовать снижению напряжения, повышению самооценки, умению овладевать мышцами тела;

помогать снимать мышечное напряжение, тревожным детям входить в общий ритм работы;

воспитывать уважение друг к другу, умение принимать человека таким, какой он есть.

Задачи:

1) познакомить педагогов с психологическим феноменом «тревожность», раскрыть причины ее появления;

2) отработать с педагогами навыки по работе с тревожными детьми;

3) познакомить педагогов со способами профилактики тревожности в детском коллективе.

Контингент: педагогический состав ДОУ.

Материалы и оборудования: проектор, презентация по теме, маркерная доска, лэпбук «Мир моих эмоций», лэпбук «Профилактика тревожности», мячи по количеству участников, корона, роза, заготовки цветов пожеланий, дерево и листья для рефлексии, фломастеры, ручки, шарфики, релаксационная музыка, мусорное ведро, листы бумаги, карандаши цветные, рекомендации – буклеты.




Ход мастер-класса:

Вводная часть

Приветствие

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы рады вас видеть сегодня, друзья.

Просим отвечать громко «Нет» или «Да».

Хотим мы услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб педагогам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас просим нам во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего мастер-класса «Профилактика тревожности, в рамках консультационного пункта».

Актуальность

СЛАЙД 2

Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Наши ученые придают большое значение исследованию состояния тревоги.

СЛАЙД 3

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, склонность индивида испытывать состояние тревоги.

СЛАЙД 4

Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности, они представлены на экране.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, приводить к отсутствию у ребенка уверенности в своих возможностях в общении. Даже последующая поддержка не всегда помогает тревожному ребенку.

СЛАЙД 5

В таком случае, может лучше создать комфортные условия для развития ребенка, которые бы значительно уменьшили возникновение ситуаций, способствующих у ребенка развитие тревожности. Недаром говорят: «легче предупредить, чем лечить».

Именно поэтому мы предложим вам систему работы над профилактикой тревожности дошкольников.

Теоретическое освещение темы выступления

СЛАЙД 6

Тревожность – ощущение эмоционального неблагополучия, спровоцированное предчувствием неудачи или опасности. Непосредственно человеком переживается как напряжение, озабоченность, беспокойство, пугающее чувство беспомощности, неопределённости.

СЛАЙД 7

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность – устойчивое состояние. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлениями на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

СЛАЙД 8

Так как мы в своей работе сталкиваемся с детской тревожностью, то можно сказать, что, тревожность ребенка зависит во многом от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку.

В настоящее время не выработано единой точки зрения на происхождение тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

СЛАЙД 9

Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван причинами, представленными на слайде.

В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

СЛАЙД 10

Нарушает внутреннее спокойствие ребенка и авторитарный стиль родительского воспитания, он не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Также может оказывать свое влияние стиль работы воспитателя и завышенные требования к ребенку. Постоянные сравнения его с другими детьми.

Ни один родитель и воспитатель не стремится к тому, чтобы ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развития этого качества у детей. Поэтому важно работать над профилактикой тревожности самим взрослым.

Этапы работы

СЛАЙД 11

Из всего вышесказанного можно определить основные этапы работы над профилактикой тревожности у дошкольников.

Если работа с педагогами и родителями носит более консультативный и обучающий характер, то работа с детьми носит практический характер и строится в трех направлениях, которые выделены педагогами-практиками в ходе многочисленных исследований.

СЛАЙД 12

Это:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Именно в этих трех направлениях мы сегодня с вами и поработаем.

Основная часть

СЛАЙД 13

Создание эмоционального настроя

Для начала необходимо создать благоприятный эмоциональный настрой на занятии, для этого выполним упражнение «Тепловые лучики».

(Встаем в круг, соединяем свою ладошку с ладошкой соседа, чтобы получилось солнышко).

Вот у нас получилось солнышко, ваши руки его лучики, почувствуйте тепло друг друга, поделитесь своим теплом с товарищами.

Мы ладонь к ладони приложили

И всем дружбу свою предложили,

Будем дружно мы играть,

Чтобы добрыми, умными стать!

Очень важно: никакого насилия над ребенком, если он не хочет выполнять какое-нибудь упражнение.

При успешном выполнении этого упражнения можно подключить его «оздоровительный вариант»:

На своем теле найдите «холодное» место, прислоните к нему ладони и через них согрейте его, ярко представляя, как тепло ладоней согревает.

Молодцы!

СЛАЙД 14

Игры на повышение самооценки

Дальше попробуем игры на повышение самооценки.

Игра- комплимент «Волшебная роза»

Цель: повышение самооценки, положительный настрой

Сейчас мы с вами будем передавать розу друг другу и постараемся увидеть что- то хорошее в каждом из нас. Это может касаться не только внешности, но и особенностей внутреннего мира! Нужно посмотреть в глаза друг другу и улыбнуться. Не забудьте поблагодарить за добрые слова.

В круг друзья вы стали

Розу в руки взяли,

Розу надо передать

Добрые слова сказать!

СЛАЙД 15

Игра «Волшебный стул»

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

СЛАЙД 16

Игры на умение управлять собой

Теперь будем выполнять упражнения на умение управлять собой

Игра «Гусеница»

Цель: учить доверию.

Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

СЛАЙД 17

Игра «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку.

СЛАЙД 18

Игры на снятие мышечного напряжения

Пришла пора снять мышечное напряжение

Упражнение «Штанга»

Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.

СЛАЙД 19

Упражнение «Воздушный шарик»

Данная игра поможет научиться расслаблять мышцы живота. Для начала вспомните с ребенком, когда вы в последний раз надували воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя таким воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите игрока положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот расслаблен. Повторите игру еще три-пять раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.

Примечание. Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Второй важный момент – выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.

СЛАЙД 20

Упражнение «Мусорная корзинка»

В жизни бывают такие моменты, которые вызывают напряжение, беспокойство, а чего вы боитесь больше всего? Возьмите в руки лист бумаги и карандаши, нарисуйте кто или что вызывает у вас тревогу.

На выполнение этого задания вам отводится 3-5 минут. Не бойтесь рисовать, не важно, как вы нарисуете, мне важно, чтобы вы показали в этом рисунке свои страхи, тревоги.

Психолог ставит на середину комнаты небольшую корзину.

Как вы думаете, а зачем человеку нужна мусорная корзина? Почему необходимо постоянно освобождать корзину от мусора? (высказывания) Представьте себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живем, невозможно передвигаться, становиться тяжело дышать, люди начинают болеть. Представили.

Но ведь также с чувствами, чувства накапливаются, часто ненужные, вредные (обиды, страхи, тревоги).

Для того, чтобы не копить в себе тревогу, страхи, необходимо от них избавляться. Сейчас мы этим и займемся.

Предлагаю вам порвать свои рисунки со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны». И чем громче, тем даже лучше. Можете кричать, визжать. Выкиньте ненужные, вредные чувства в мусорную корзину, представьте, как вы, побеждаете свои страхи, тревогу».

СЛАЙД 21

Упражнение «Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

СЛАЙД 22

Заключительная часть

Ритуал завершения занятия

Работа нашей подгруппы подошла к концу. Мы хотим понять:

На сколько для вас была интересна работа в группе?

Что нового узнали?

Что было полезно?

Что понравилось больше всего?

Чтобы подвести итоги нашей встречи, предлагаем выполнить упражнение «Дерево успеха».

СЛАЙД 23

Упражнение «Дерево успеха»

Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю в интересной форме провести рефлексию мастер-класса. Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет листьев, они лежат отдельно.

Каждый участник мастер-класса отвечает на представленные вопросы, выбирая листок с наиболее подходящим ответом или предлагает свой вариант ответа.

Примерные вопросы и варианты ответов.

1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

*Сам творческий процесс.

*Презентация работы.

*Мне было не интересно.

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

*Творчески подготовлен мастер-класс.

*Много было ненужной информации.

*Я бы сделал (а) лучше.

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

*Актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.

*Да, некоторые моменты взял (а) в свою копилку.

*Не актуальна.

4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?

*Мне понравилось

*Могло быть и лучше.

*Скука смертная.

СЛАЙД 24

Игра «Я дарю тебе…»

Мы получили от Вас обратную связь, а теперь хотим предложить вам поделиться своими пожеланиями с коллегами.

У каждого есть листок с цветком, подпишите на нем свое имя и передавайте по кругу, пусть каждый оставит на лепестках свое пожелание.

СЛАЙД 25

Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте встанем, возьмемся за руки и произнесем друг другу слова:

Мы сегодня были рады,

Видеть каждого из нас,

Не пугают нас преграды,

В добрый путь и добрый час.

За то, что сегодня не скучно нам было,

Мы скажем друг другу

Большое спасибо.

СЛАЙД 26

Спасибо за внимание!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация?

2 June 2022

Хорошая работа. Тем более хотелось ознакомиться с заявленной презентацией

2 June 2022

Похожие публикации