Статья «Психологическое сопровождение семьи в условиях консультационного пункта в дошкольном учреждении»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №40»
«Психологическое сопровождение семьи в условиях консультационного пункта в дошкольном учреждении».
Педагог-психолог
Г.В.Слипаченко
Мы представляем Алтайский край,
город Славгород
МБДОУ «ЦРР-д/с№40».
Наш адрес: Мик-он-1; строение 25; тел (385-68) 5-25-26
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности, обеспечивающая ребенку эмоциональную защиту ,психологический комфорт, жизненную опору. Однако от родителей требуются значительные усилия, чтобы укрепить собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства ребенка.
Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, социализации детей позволяет нам определить одно из главных направлений работы нашего дошкольного учреждения, тесное сотрудничество ДОУ с семьей.
Одно из важных направлений деятельности в настоящее время – работа с детьми, не посещающими детский сад по разным причинам. Для решения проблемы создаются новые формы дошкольного образования, в нашем образовательном учреждении является консультационный пункт, который был основан в декабре 2009 года по приказу и распоряжению комитета администрации г.Славгорода Алт.края по образованию от 14.12.09 №328.
Активизировалась работа консультационного пункта в ноябре 2011г, выиграв в конкурсе социально-значимых проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, мы смогли оформить кабинет необходимым оборудованием, метод.литературой, игрушками, орг.техникой.
Нами был представлен проект «Здоровый ребенок – здоровое общество», в заявке мы указали о деятельности КП, и о необходимости расширения его материальных возможностей.
Эффективность такой формы работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Само существование такой форм работы с родителями рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей; расширяет круг общения с окружающим миром, с социумом; вселяет в родителей убеждение, что они не одиноки.
Состав консультационного пункта
Штат сотрудников КП утвержден заведующим МБДОУ по согласованию комитета администрации г.Славгорода Алтайского края по образованию.Общее руководство работой КП возлагается на заведующего ДОУ М.Е.Виштак.
В состав КП входят:
- председатель: Слипаченко Г.В. педагог-психолог;
- члены группы : Смирнова Ж.Н. –старший воспитатель;
Кострица Н.Р.- учитель-логопед;
Савочкина Е.С. - учитель-логопед;
Цель создания Консультационного пункта:
-Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;
-Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям);
- Поддержка и всестороннее развитие личности ребенка.
Задачи:
оказание консультативной, методической, коррекционной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка;
повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей);
содействовать полноценному психическому и
личностному развитию детей от 1,5 года до 7 лет; - оказание содействия в социализации детей;
информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут – оказать квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Слипаченко
Галина Владимировна Высшая квалификационная категория
Мое педагогическое кредо:
Стать равноправным партнёром для родителей и совместно с семьёй создать необходимые условия для воспитания здорового, успешного, умеющего самостоятельно мыслить ребёнка.
Целью психологического сопровождения является создание благоприятных условий для оптимизации взаимоотношений в семье.
самостоятельность выбора родителей в решении актуальных для ребёнка проблем;
В рамках "Консультативного пункта" обсуждался широкий круг вопросов:
- профилактика нарушений детско-родительских отношений;
- подготовка ребенка и родителей к началу посещения дошкольного образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации и подготовки);
- взаимодействие ребенка с детским коллективом и взрослыми;
- организация интересного и полезного для ребёнка досуга в семье
и многое другое;
- рекомендации по общению с ребенком, его воспитание в семье;
- определение уровня развития ребенка в соответствии возрастной норме;
- Самый главный вопрос «Как научиться понимать своего ребенка?»
В ходе работы были выявлены следующие проблемы, возникающие в ходе семейного воспитания:
1 Низкий уровень социализации ребенка, страх родителей перед детским садом, перед школой
2.Несформированность знаний родителями игровых технологий,воспитания детей и возрастных особенностей развития
3. Детская агрессия
4. Низкий уровень речевого развития и речевые дефекты
5. Детские страхи
6. Неготовность к школьному обучению (различные компоненты)
7. Гиперактивность ребенка
8. Нарушение детско-родительских отношений
9. Низкая познавательная активность
И те тревоги, с которыми они приходили к нам в большей степени не имели под собой почвы. Некоторые просто не знают, что нужно делать с детьми, как общаться, о чем говорить, чему учить.
Был выстроен следующий алгоритм действий по запросу родителя: игровой сеанс с ребенком;
консультация родителя по ходу игрового сеанса;
показ методики и приемов обучения определенным навыкам, умениям; построение индивидуального маршрута ребенка;
итоговая диагностика.
Основная часть родителей ответственно старались выполнить все наши рекомендации. Было много положительных результатов. Вся работа велась во время игрового сеанса.
Консультации
На первичной консультации проводилось анкетирование, беседа с родителями или лиц, их заменяющих, по заявленной проблеме. Установление контакта с ребенком. Диагностика ребенка и родителей с учетом оговоренной проблемы.
По результатам первичной консультации при необходимости назначается дополнительная консультация, ребенок направляется к другому специалисту либо определяется образовательный маршрут ребенка.
Консультативный пункт занимается комплексным сопровождением семьи. Суть работы психологической службы сопровождения – помощь ребёнку и его родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора. А ситуации жизненного выбора – это проблемы, при разрешении которых родители определяют для себя и своего ребёнка путь развития: либо динамический, прогрессивный, либо пассивный, регрессивный. Поскольку ведущей идеей сопровождения выступает положение о самостоятельности выбора родителей в решении актуальных для ребёнка проблем, все решения специалистов носят только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остаётся за родителями.
Результаты работы сопровождения Родители постепенно из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками воспитательного процесса. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее видят собственное отражение в зеркале отношений с ребёнком и принимают ответственность за дальнейшее их построение, ощущая себя более компетентными в воспитании сына или дочери.
Формы работы с семьей.
Я участвовала в о всероссийском конкурсе «Консультируем родителей» с темой «Психологическое сопровождение семьи в условиях консультационного пункта в дошкольном учреждении». заняла третье призовое место, в 2013 году на Научно-практической конференции,в 2014 на Августовсой конференции, а также на методическом объединении педагогов-психологов г.Славгорода.
Спасибо организаторам за возможность поделиться с вами опытом деятельности КП, организованного на базе МБДОУ «ЦРР -детский сад №40».