Мастер – класс: «Приёмы технологии развития критического мышления как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы»
Мастер – класс: «Приёмы технологии развития критического мышления как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Костина Татьяна Владимировна, я рада сегодня поделиться с Вами своим педагогическим опытом. Начну своё выступление со стихотворения Ирины Катковой
Гуманитарий и технарь
Понять друг друга не умеют.
Средь них раздоры были встарь,
Они и ныне не умнеют.
Зачем-то спорят меж собой
Из года в год безрезультатно.
За то идти готовы в бой,
Что для других и так понятно.
Кто о Шекспире говорит,
Кто о молекуле с восторгом,
В глазах у них огонь горит,
Друг друга и не слышат толком.
И, в общем, пользы никакой
От их извечных разногласий.
Не проще ли, махнув рукой,
Жить с уваженьем и в согласии?!
- Я думаю, каждый из Вас в своём классе найдёт такого ученика: успешен на уроках математики, но трудно усваивает темы по русскому языку, диктанты пишет с натяжкой на 3, а, то и ещё хуже, на 2. Или, наоборот, с лёгкостью усваивает материал на уроках русского языка, пишет орфографически грамотно, умеет строить развёрнутые ответы, но не может решить задачу по математике в 2 – 3 действия или разделить уголком. Как Вы думаете, почему?
- Чаще всего, мы, учителя и родители, делаем вывод «Не существует врождённого таланта». Как же быть? Нейробиолог Василий Ключарёв, известный нам эксперт телепрограммы «Удивительные люди», говорит, что около 70% успеха школьников в математике объясняется их наследственностью. Но это не значит, что оставшиеся 30% неважны. Василий Ключарёв говорит о том, что не стоит преувеличивать роль наследственности и приуменьшать то, что можем сделать мы с Вами, уважаемые коллеги.
- Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что это значит? На экране Вы видите объяснение.
- Как же нам развивать каждое из этих направлений в не зависимости от предрасположенности обучающихся к изучению того или иного предмета? Прежде всего, это использование грамотных методик и упорный труд, ведущие к эффективному обучению. Луи Пастер, французский учёный, заявил: «Желание – это великая вещь… Ибо за Желанием всегда следуют Действие и Труд. Труд почти всегда сопровождается Успехом».
- Перед Вами модель формирования и развития функциональной грамотности. Как мы видим, чтобы появились «яблочки», надо дерево своевременно и правильно поливать.
В своей педагогической деятельности я активно применяю приёмы технологии развития критического мышления, которые, на мой взгляд, способствуют формированию функционально грамотной личности ученика начальных классов. (Тема на экран «Приёмы технологии развития критического мышления как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы»).
(На слайде сравнительная таблица). Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые. Она развивалась при поддержке демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Первоначально технология называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления», т.к. упор в ней делается на понимание прочитанного текста. Уже в этом мы видим преемственность с потребностью современного образования развивать функциональную грамотность у обучающихся, т.к. базовым навыком является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Что же такое критическое мышление? Основатель "Института критического мышления" в Университете Монтеклер, профессор Колумбийского университета М. Липман рассмотрел критическое мышления как неотложную потребность для жизни в современном мире, поскольку это умение позволяет правильно решать широкий круг практических проблем в любой профессиональной деятельности, в научной деятельности, повседневной жизни. В этом мы так же видим совпадение задач технологии развития критического мышления и развития функциональной грамотности.
Какие же приёмы технологии развития критического мышления, способствующие формированию функциональной грамотности, я использую в своей работе? Отмечу, что каждый из приёмов применим к формированию читательской, математической, естественно-научной и других видов функциональной грамотности.
Очень важно «увлечь» детей на уроках с первых дней его в школе, важно показать, что учиться – это нескучно и трудно, а интересно и познавательно. В этом мне помогают визуальные приёмы технологии развития критического мышления.
Так, на уроках обучения грамоте при знакомстве со звуками и буквами русского языка ребёнку трудно освоить алгоритм характеристики звука. Мне в этом помогают принцессы Гласия и Согласия, их замки и жители этих замков. В замке принцессы Гласии все окна и двери открыты, сам замок и его жители красного цвета. В замке принцессы Согласии окна и двери закрыты, жители замка – звуковички, зелёного или синего цвета, одни любят ходить с колокольчиком, другие – без колокольчика. При анализе звука я не прошу дать характеристику звуку русского языка, я прошу показать звуковичка с именем этого звука, а потом объяснить, почему выбор пал на этот образ. Такой приём не просто увлекает, но и учит объяснять, доказывать и рассуждать при выборе правильного ответа.
- Предлагаю Вам вместе со мной придумать визуальные образы при изучении некоторых тем начальной школы или, если они уже есть, поделиться с нами своим опытом. (На экране появляются темы: «Математические знаки сравнения ≤, ≥, =»; «Глагол», ….
Как развить осознанность, когда дети едва научились читать, да ещё и в интересной форме. В этом направлении помогают приёмы «Школы мини-сказок». Для этого детям даются небольшие по размеру тексты с различными заданиями: «Поставь слова в нужную форму и прочитай текст», «Переставь предложения на свои места», «В выделенных словах переставь местами слоги», «Расшифруй текст», «Прочитай текст вверх ногами», «Замени цифры на буквы», «Вспомни текст и скажи, правильны или нет утверждения. Свой ответ обведи». Данные задания дети выполняют в парах, в группах, либо как дополнительное индивидуальное задание. Приёмы «Школы мини-сказок» помогают мне научить первоклассников правильно строить предложение. Для этого они должны соотнести написанное предложение с картинкой, найти несовпадение, исправить ошибку, составить верное предложение и записать его.
Сделать урок интересным мне помогают и игровые приёмы. С первого класса мы играем в «Кубик Блума». Это бумажный куб, на гранях которого написаны вопросы-задания: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Вопросы на гранях кубика можно варьировать, важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Кубик уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Ученики бросают кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. В первом и во втором классах помогаю детям сформулировать вопросы. В третьем классе дети учатся сами составлять вопросы.
Представьте, что мы сейчас на уроке математики во втором классе, тема урока «Прямоугольник и квадрат». Составьте вопросы для детей.
- Назови… пять предметов, которые имеют прямоугольную форму.
- Почему… прямоугольник получил такое название?
- Объясни…, чем квадрат отличается от прямоугольника.
- Расскажи…, из чего состоит прямоугольник.
- Придумай…, как можно было бы назвать квадрат по-другому.
Мои любимые приёмы, это приёмы помогающие структурировать и визуализировать изучаемый материал на уроке. Гораздо легче найти в шкафу нужную вещь, когда там порядок. Так же и с нашими мыслями, всё должно лежать на своей полочке.
«Кластер»- представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями "второго уровня".
На экране вы видите составленные кластеры с моих открытых уроков по литературному чтению.
Кластер по теме «И. А. Крылов «Слон и Моська». Понятие и структура басни».
«Сказки народов севера. Нанайская сказка «Кукушка». Сравнительная характеристика сказок разных народов».
«Фишбоун». Дословно название этого приёма переводится с английского «рыбная кость». Приём получил такое название, потому что представляет собой схематическую диаграмму в форме рыбьего скелета. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Рассмотрим этот приём на примере темы «Грибы», которую дети изучают в 3 классе. В ходе беседы навожу детей на вопрос «Грибы это растения?» Далее, прошу поднять руку, кто верит, что «Да» и кто думает, что «Нет». Класс разделяется во мнениях. Для выяснения истинны используем научный источник (это может быть научная статья или текст из учебника). После прочтения делаем вывод, что грибы обладают признаками растений и признаками животных (заполнили верхнюю часть скелета). А какими именно признаками? Заполняем нижнюю часть скелета –нет активного движения, питаются, всасывая питательные вещества, используют готовые питательные вещества. Делаем вывод «Грибы – это особое царство живой природы» (Приложение 7).
Не могу не рассказать об одном из приёмов, который не совсем из технологии развития критического мышления, но очень схож с вышеперечисленными приёмами «Кластер» и «Фишбоу». С ним я познакомилась в 2021 году во время конкурса «Учитель года», который проходил у нас в Тюмени, слушая мастер класс Власовой Екатерины Ивановны. Приёмом запоминания понятий Цветная схема «Модель Фрейер». На листе бумаги рисуется цветная схема с ромбом в середине. Внутри ромба записывается основное понятие. Верхний левый сектор синего цвета, т.к. это основной цвет пасты ручки, которой пишут школьники. В нём записывают основные признаки понятия. Далее цвета светофора. Верхний правый сектор – Дополнительная информация – Жёлтый цвет (предупреждающий). Нижний левый сектор – Примеры – Зелёный цвет (разрешающий). Нижний правый сектор – Анти примеры – Красный цвет (запрещающий). Н/р: Имя существительное. Основные понятия: обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Дополнительная информация: Может быть одушевлённым и неодушевлённым, в предложении может быть главным и второстепенным членом предложения, нарицательным и именем собственным. Примеры: стол, окно, девочка и т.д. Анти пример: белый, круглый, идёт и т.д.
Предлагаю Вам в парах заполнить «Модель Фрейер». Ваша задача, выбрать понятие, изучаемое в начальной школе и представить его в четырёх секторах.
Приёмы технологии развития критического мышления разнообразны и рамки одного мастер-класса не позволяют подробно рассказать о каждом из них. Выбор каждого зависит от урока, его цели и поставленных задач. Покажу фотографии с моих уроков и прокомментирую.
«Бортовой журнал» - представляет собой таблицу, которая состоит из двух столбцов. Первый столбец – что уже известно об изучаемом объекте или теме, второй столбец – что узнали нового об изучаемом объекте или теме.
«Рафт» - сочинение рассказа от какого – либо лица. Например, на уроке окружающего мира по теме «Планеты солнечной системы» дети получили задание составить небольшой рассказ о том, что они узнали на уроке. Но рассказ должен быть не от имени ученика, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
«Инсёрт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Способствует развитию осознанного чтения, а также, по моему наблюдению, способствует запоминанию изучаемого материала. «V» — я это знаю; «+» — это новая информация для меня; «-» — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; «?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
«Шесть шляп». Данный приём предполагает работу класса в шести группах. Каждая группа получает шляпу одного из цветов – белую, жёлтую, чёрную, красную, зелёную, синюю. В зависимости от цвета, группа получает вопрос. После обсуждения в группах слушаем ответы учащихся Этот приём чаще всего использую на уроках литературного чтения. «Шесть шляп» помогают детям осознать читаемый текст, дать характеристику героям и оценить их поступки.
Рассмотрим данный приём на примере русской народной сказки«Про Ленивую и Радивую». Ученикам предлагается рассказать о главных героях сказки.
Белая шляпа (факты)— приводя примеры из сказки объяснить, почему главные герои имеют такие имена Ленивая и Радивая.
Жёлтая шляпа (позитивная) — рассказать только про положительные качества героев, причём надо найти их даже у девочки, которую звали Ленивая.
Чёрная шляпа (негативная) — рассказать про отрицательные качества героев. Подумать, какими отрицательными чертами наделена Радивая (слишком податливая, не умеет постоять за себя и т.д)
Красная шляпа (эмоциональная) — рассказать про внутренние ощущения Ленивой и Радивой, когда они попали к Зелёному старику.
Зеленая шляпа (творческая) — придумать другое окончание сказки, так, чтобы оно было хорошим не только дляРадивой, но и для Ленивой.
Синяя шляпа (оценивающая) — дать оценку поступков всех героев (Радивой, Ленивой, Зелёного старика). – рассказать только, за что отвечает каждый цвет.
Закончу своё выступление китайской пословицей:
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму»
- Так, вовлекая детей в учебный процесс через приёмы технологии критического мышления веду их к функционально грамотной личности. Спасибо за внимание!
Кияйкина Наталья Федоровна