Мастер класс «Страхи и тревога у детей дошкольного возраста».
Занятие педагога - психолога для родителей.
«Страхи и тревога у детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить осведомленность родителей о причинах, проявлениях и способах преодоления страхов и тревоги у детей дошкольного возраста.
Продолжительность: 1 час
Материалы: Флипчарт или доска, маркеры, листы бумаги, ручки.
I. Введение (10 минут)
Приветствие и знакомство: Краткое приветствие, представление педагога-психолога и участников.
Актуальность темы: начать с обсуждения, почему тема страхов и тревоги у детей так важна. Можно использовать статистику (например, данные о распространенности детских фобий, показать влияние тревоги на развитие ребенка). Задать открытый вопрос: "Какие страхи ваших детей вас больше всего беспокоят?" Записать ответы на флипчарте.
II. Теоретическая часть (20 минут)
- Что такое страх и тревога: разъяснить различия между страхом (реакцией на конкретную угрозу) и тревогой (ожиданием неопределенной опасности). Использовать понятные аналогии.
- Причины возникновения страхов и тревоги у детей дошкольного возраста: объяснить, что страхи – это нормальная часть развития. Выделить основные причины:
- Физиологические особенности: Незрелость нервной системы.
- Психологические особенности: Фантазия, воображение, трудности с различением реальности и вымысла.
- Окружающая среда: Стрессовые ситуации в семье, негативный опыт, недостаток безопасности.
- Социальные факторы: Давление сверстников, недостаток социального опыта.
Типы детских страхов: рассмотреть различные виды страхов:
- Фобии: Страхи специфических объектов или ситуаций (темнота, насекомые, врачи).
- Тревожность в новых ситуациях: Страхи, связанные с адаптацией в детском саду, посещением новых мест.
- Ночные страхи: Страхи, возникающие во время сна.
- Разделительная тревога: Страх отделения от родителей или значимых людей.
III. Практическая часть (25 минут)
Упражнение 1: "Карта страхов": Предложить родителям нарисовать или написать на листе бумаги, чего боится их ребенок. Обсудить, что вызывает страх и как часто он проявляется.
Упражнение 2: "Расшифровка страха": Обсудить с родителями, как помочь ребенку понять и справиться со страхом. Предложить техники:
Визуализация: Представление позитивных образов, связанных с объектом страха.
Игры и ролевые игры: Проигрывание страшных ситуаций в игровой форме.
Рассказывание историй: Создание позитивных историй, связанных с объектом страха.
Релаксационные техники: Дыхательные упражнения, прогрессивная релаксация (для старших дошкольников).
Поощрение храбрости: Позитивное подкрепление смелых поступков ребенка.
Упражнение 3: "Безопасное место": обсудить с участниками, как можно создать в доме безопасное и комфортное пространство для ребенка.
IV. Заключение (5 минут)
Подведение итогов, сбор обратной связи от участников.
Рекомендации: раздать родителям памятку с основными рекомендациями
![d1739791541.jpg](/data/files/d1739791541.jpg)