Литературное путешествие по произведениям Н. Носова «Мастер улыбки и смеха»
Тема: «Литературное путешествие по произведениям Н. Носова»
Цель: пробудить интерес к творчеству Н. Носова, мастеру юмористического жанра в детской литературе; способствовать расширению кругозора учащихся; развивать речь и мышление, эмоциональную отзывчивость, сопереживание чувствам героя, способность воспринимать художественный мир; воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ней.
Оборудование: выставка книг Н.Н. Носова и детских рисунков из произведений писателя, названия станций, бумажные телефоны для рефлексии, ребусы, портрет писателя, конверты с письмами, буквы для станции «Путаница», отрывки из музыкальных произведений, раскраска Незнайки, фрагменты фильмов и мультфильмов по рассказам и сказкам Н. Носова, картинки предметов для станции «Бюро находок», компьютер, интерактивная доска.
Ход мероприятия
1. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное литературное путешествие по произведениям замечательного русского писателя, чья фамилия по мнению авторитетного международного журнала «Курьер ЮНЕСКО» оказалась третьей в списке, следом за М. Горьким и А.С. Пушкиным, чьи произведения чаще других переводились на другие языки. Кто же это, вы узнаете, разгадав интерактивный кроссворд.
https://onlinetestpad.com/botkagkc6eers
- Правильно, это Николай Николаевич Носов, которому 23 ноября исполняется 110 лет со дня рождения. Какие из его произведений вы знаете? Чем они вам запомнились? Для кого и о ком писал Н.Н. Носов? Что о жизни писателя вам известно?
2. Биография писателя.
(Рассказ с опорой на доску Padlet)
https://padlet.com/helenadrozdova76/uyycs9bh5ds1vp98
Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком брёвен, косарем.
В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошёл чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер.
Во время Великой Отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты.
В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951 г.). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». 26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николая Николаевича на Кунцевском кладбище в Москве.
3. Вид транспорта для путешествия нам подскажет один из рассказов Н. Носова, в котором он повествует о двух братьях, приехавших вместе с мамой в Москву в гости к тёте и решивших в отсутствии взрослых посмотреть город и покататься на данном виде транспорта. Правильно, это метро. Ежедневно в нём ездят миллионы пассажиров, и именно этот транспорт обеспечивает перевозку большей части населения страны.
Спускаемся по эскалатору вниз, направляемся к станции «Начальная», заходим в вагон метрополитена и отправляемся в путь. Наше путешествие поможет не только узнать много нового и интересного из жизни и творчества Н. Носова, но и позволит выявить лучшего знатока произведений этого замечательного писателя. За верный ответ будет выдаваться билет-жетон. Обладатель наибольшего количества билетиков и станет победителем.
- Двери закрываются, и вагон нашего поезда направляется к станции «Ребусная».
- Осторожно двери открываются, станция «Ребусная».
- Разгадайте ребусы – названия произведений Н. Носова.
(http://kvestodel.ru/generator-rebusov)
(«Автомобиль»)
(«Замазка»)
(«Метро»)
(«Огородники»)
(«Ступеньки»)
- Все отгаданные вами произведения в настоящее время можно без труда приобрести в книжных магазинах, но в советское время родители некоторых юных читателей не могли себе этого позволить, тогда Н. Носов отправлял им по почте эти книги совершенно бесплатно.
- Вы отлично справились с отгадыванием ребусов, и мы отправляемся на следующую станцию.
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Путаница».
- Все буквы перепутались. Восстановите названия рассказов.
и й и а з е т н к
(«Затейники»)
а з к а з м а
(«Замазка»)
и и м и е л о р н ц
(«Милиционер»)
- Знали ли вы, что Николай Носов не планировал становиться детским писателем, это произошло случайно. Когда у него появился сын, он читал ему на ночь сказки. Однажды малыш раскапризничался, и отец стал рассказывать собственные истории. Ребёнок сразу успокоился и внимательно стал слушать папу. С каждым разом писатель придумывал всё новые и новые истории, которые впоследствии решил записывать. Так на свет появились первые повести и рассказы. Когда Н. Носов приносил свои произведения в журнал «Мурзилка», редакторы просили: «Пишите ещё!». И он с воодушевлением писал, понимая, что нашёл профессию своей мечты. Первым опубликованным произведением писателя является рассказ «Затейники», увидевший свет в одном из номеров журнала «Мурзилка» в 1938 году.
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Рифмы».
Вспомним отрывок из повести «Приключения Незнайки и его друзей»:
«После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком».
Попробуем и мы себя в роли поэтов.
- На предложенную рифму вы должны сочинить небольшое стихотворение:
печка – свечка
коржик – моржик
утка – шутка
- Проверим, что у вас получилось, выберем будущего поэта и автора самого удачного четверостишия.
Николай Носов сочинял не только рассказы, повести и романы, он ещё придумывал стихи. О своём любимом герое Незнайке и его друзьях - Гуньке, Торопыжке, Знайке, Пилюлькине... В книге "Стихи о Незнайке и других коротышках" собраны все стихи о малышах и малышках.
Вот такое забавное стихотворение сочинил писатель о поэте Цветике:
Есть у нас один поэт,
Называют его Цветик.
Сочиняет он стихи.
А стихи-то! Хи-хи-хи!
Раз всю ночь писал, писал,
Три тетради измарал,
Строчил и вдоль, и поперёк –
Наутро сам прочесть не смог.
Вот какая вышла штука!
Наперёд вам всем наука:
Чтобы ночью не писать,
А скорей ложиться спать.
(Источник: https://lit-ra.su/nikolay-nosov/pro-poeta-tsvetika)
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Музыкальная».
- Ваша задача, внимательно прослушав музыкальный отрывок, определить его автора и название произведения, указать, в каком рассказе или сказке Н. Носова упоминается данное музыкальное творение. (см. Приложение)
1. Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.
«Он был титулярный советник» — романс композитора А. С. Даргомыжского на стихотворение П. И. Вейнберга.
(рассказ «Федина задача»)
2. Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни-и-и?
Петр Чайковский. Ария Ленского из оперы “Евгений Онегин”.
(рассказ «Телефон»)
3. Жил-был король, когда-то при нём блоха жила.
Блоха, блоха.
Милей родного брата она ему была.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
«Песня о блохе» ― песня с фортепианным сопровождением, написанная русским композитором Модестом Мусоргским в 1879 году на слова из русского перевода «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте.
(рассказ «Федина задача»)
4. Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые.
«Ах вы, сени, мои сени» русская народная песня
(рассказ «Дружок»)
5. Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда.
И любят песню деревни и села
И любят песню большие города.
«Марш весёлых ребят» Из кинофильма «Веселые ребята» музыка Исаака Дунаевского, слова Владимира Лебедева-Кумача
(рассказ «Федина задача»)
6. В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик,
Зелёненький он был.
Песня «В траве сидел кузнечик». Слова Николая Носова, музыка Владимира Шаинского.
(сказка-повесть «Приключения Незнайки и его друзей»)
7. Однозвучно звенит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Романс «Однозвучно гремит колокольчик». Слова Ивана Макарова, музыка Александра Гурилёва
(рассказ «Федина задача»)
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Угадай-ка».
- Отгадайте загадку и назовите рассказ, в котором встречается данная отгадка:
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
(письмо, «Дружок», «Автомобиль»)
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(аквариум, «Карасик»)
Едет по дороге, громко гудит.
Берегись, под колесо не попадись.
(автомобиль, «Автомобиль»)
Многолюден, шумен, молод.
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(метро, «Метро»)
Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.
(телефон, «Телефон»)
Кругла, а не репа,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
(репа, «Про репку»)
У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт, как грузовик!
(осёл, «Про тигра»)
В оружейных снах витая,
Набирается он сил.
Чтобы каждый раз стреляя,
Он все цели поразил.
(пистолет, «Саша»)
Летом — в огороде,
Свежие зелёные,
А зимою — в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?...
(огурцы, «Огурцы»)
Сами того не подозревая, дети часто давали пищу для рассказов Н. Носова. Каждая история, рассказанная нам писателем, имеет отголосок и своё происхождение в реальной жизни. Например, рассказ «Огурцы» литератор написал с истории, которая произошла с его пятилетним племянником. Однажды мальчик гулял рядом с овощной палаткой. Он увидел за палаткой бочку с солёными огурцами, залез в неё обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и, довольный, пошёл к маме.
- Вы прекрасно отгадывали загадки, но нам пора в путь.
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Профессии».
В детстве Николай Носов решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и ему пришлось забросить этот музыкальный инструмент, потом его заинтересовала химия. Увлекался он и фотографией, и шахматами, и игрой на мандолине, даже дрессировал собак. Все увлечения и профессии Николая Носова нашли отражение в его произведениях, особенно в «Приключениях Незнайки», поэтому каждого героя этой сказки он наделяет социальным статусом.
- Представьте Цветочный город, в котором живут коротышки. Я называю имя жителя сказочного города, а вы мне его профессию.
Винтик – … (механик)
Пулька – … (охотник)
Тюбик – … (художник)
Гусля – … (музыкант)
Цветик – … (поэт)
Пилюлькин – … (доктор)
Стекляшкин – … (астроном)
Знайка – … (учёный)
Медуница – … (врач)
- Молодцы, и с этим заданием справились великолепно.
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Художественная».
- В вагон поезда входит коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом, главными чертами которого являются невежество, хвастливость, но в тоже время сообразительность и смелость. Кто это? Ну, конечно, Незнайка. А знали ли вы, что по словам писателя, у Незнайки есть жизненный прототип:
«Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».
(Николай Носов, «О себе и своём творчестве»)
Этот литературный персонаж был изображён в 1992 году на почтовой марке.
Образ Незнайки активно использовался в оформлении российского павильона на международной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. При этом комиксы для детей с участием Незнайки были известны и популярны в Китае в 1990-х годах. Имя Незнайки на китайский было переведено как 小无知 («Xiǎo Wúzhī», «Сяо Учжи»), что означает «маленький невежда».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0)
Фигура этого героя высотой 120 см с кистью и палитрой в руках из бронзы появилась в 2013 году на территории прокопьевской художественной школы №8. Автором этой скульптуры является Константин Зинич.
(https://info.sibnet.ru/article/353750/)
- Перед вами раскраска Незнайки, вспомните, как выглядел его персонаж в повести Н. Носова, раскрасьте его одежду в соответствии с книжным оригиналом.
(https://babycolor.ru/raskraski/neznayka)
- Проверьте себя.
(https://papik.pro/risunki/20328-neznajka-risunok-65-foto.html)
(Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком).
- Три книги о Незнайке Николая Носова вышли в 1953, 1958 и 1964 годах. Над циклом книг про Незнайку и его друзей писатель работал 12 лет. Они очень популярны и остаются любимыми и у детей, и у взрослых по настоящее время. Иллюстрации к книге «Приключения Незнайки и его друзей» создавали художники: Алексей Лаптев (художник-график, книжный иллюстратор и поэт), Генрих Вальк (иллюстратор, карикатурист и график), Борис Калаушин (ленинградский художник, иллюстратор, живописец, а также писатель, историк и общественный деятель в области культуры и искусства), Леонид Владимирский (московский график и иллюстратор), Анатолий Борисов (художник и живописец).
- Откройте, пожалуйста, произведения, принесённые вами из дома и посмотрите, кто является художником-иллюстратором вашей книги.
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Фильм, фильм, фильм».
- Сказки и рассказы Н. Носова пользовались и пользуются большой популярностью. Неудивительно, что очень многие из них были экранизированы.
- Вот так выглядит хронологическая таблица экранизаций произведений писателя:
Название фильма | Год выхода на экраны | Произведение, положенное за основу |
«Два друга» | 1954 | «Витя Малеев в школе и дома» |
«Дружок» | 1958 | «Дружок» |
«Винтик и Шпунтик – весёлые мастера» | 1960 | «Приключения Незнайки и его друзей» |
«Незнайка учится» | 1961 | «Приключения Незнайки и его друзей» |
«Барбос в гостях у Бобика» | 1964 | «Барбос в гостях у Бобика» |
«Приключения Толи Клюквина» | 1964 | «Приключения Толи Клюквина» |
«Фантазеры» | 1965 | «Фантазёры», «Карасик», «Огурцы» |
«Приключения Незнайки и его друзей» | сериал, 1971 – 1973 | «Приключения Незнайки и его друзей» |
«Весёлые истории» | 1974 | «Телефон» |
«Незнайка в Солнечном городе» | 1977 | «Незнайка в Солнечном городе» |
«Живая радуга» | 1983 | «Весёлая семейка» |
«Незнайка на Луне» | 1997 | «Незнайка на Луне» |
- Вашему вниманию будут представлены фрагменты из мультфильмов и фильмов, ваша задача определить их названия.
https://www.youtube.com/watch?v=kpOQuSqueZg («Фантазёры»)
(Автором сценария данного фильма является Н. Носов)
https://www.youtube.com/watch?v=Re8m8QdSjhc («Незнайка на Луне»)
https://www.youtube.com/watch?v=GCNLsjVV9jc («Дружок»)
https://www.youtube.com/watch?v=rGPxcBOXf1w («Незнайка в Солнечном городе»)
https://www.youtube.com/watch?v=C4isnwZzigA («Бобик в гостях у Барбоса»)
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Почтовая».
- Вам предстоит зачитать письмо из конверта, вспомнить, из какого оно рассказа, надписать на конверте адрес отправителя, адресанта; адрес получателя, адресата.
1-ое письмо
«Дорогие ребята! Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла большая и очень вкусная. Мы все ели и нам очень понравилось. Мы узнали ваш адрес и решили послать репку в посылке. Кушайте на здоровье».
(«Про репку»)
Возможный вариант ответа:
Воспитанникам детского сада «Солнышко», г. Тула, ул. Ленина, д. 84, кв. 10
От воспитанников детского сада «Сказка», г. Суворов, ул. Пионерская, д. 11
2-ое письмо
«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно».
(«Автомобиль»)
Правильный ответ:
Угол улицы Горького и Большой Грузинской, милиционеру
ул. Песчаная, д.№8, кв. 3 Михаил Козлов
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Бюро находок».
- Скажите, пожалуйста, как следует себя вести, если в вагоне обнаружены потерянные вещи.
Если бесхозные вещи найдены в вестибюле или на станции метрополитена, сообщите о находке дежурному по станции, если в вагоне метро — машинисту поезда с помощью кнопки экстренной связи. Дежурный по станции в присутствии сотрудника полиции проведёт опись вещей и отправит их на склад забытых вещей метрополитена.
- В вагоне метро оставлены вещи героев Н. Носова, вам нужно вспомнить, в каком произведении встречается данный предмет и кому он принадлежит.
Штаны защитного цвета («Заплатка», Бобке)
Огурцы («Огурцы», Котьке)
Бенгальские огни («Бенгальские огни», Мишке)
Пистолет («Саша», Саше)
Задачник по математике («Федина задача», Феде)
Аквариум («Карасик», Виталику)
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Театральная».
«Витя Малеев в школе и дома» — лучшая повесть Николая Носова. Она рассказывает о событиях жизни друзей-одноклассников, их переживаниях и радостях, ошибках и достижениях.
- Вам предстоит перевоплотиться в героев данной повести и обыграть данный вам диалог. (Выбирается лучший актёр)
«На географии мы немножечко развеселились, а на последнем уроке случилось интересное происшествие. Уже прозвонил звонок, и в класс пришла Ольга Николаевна, как вдруг отворилась дверь, и на пороге появился совсем незнакомый ученик. Он постоял нерешительно возле двери, потом поклонился Ольге Николаевне и сказал:
- Здравствуйте!
- Здравствуй, — ответила Ольга Николаевна. Что ты хочешь сказать?
- Ничего.
- Зачем же ты пришёл, если ничего не хочешь сказать?
- Так просто.
- Что-то я не пойму тебя.
- Я учиться пришёл. Здесь ведь четвёртый класс?
- Здесь.
- Вот мне и надо в четвёртый.
- Так ты новичок, должно быть?
- Новичок.
Ольга Николаевна заглянула в журнал:
- Твоя фамилия Шишкин?
- Шишкин, а зовут Костя.
- Почему же ты, Костя Шишкин, так поздно пришёл? Разве ты не знаешь, что в школу надо с утра являться?
- Я и явился с утра. Я только на первый урок опоздал.
- На первый урок? А теперь уже четвёртый. Где же ты пропадал два урока?
- Я был там… в пятом классе.
- Чего же ты в пятый класс попал?
- Я пришёл в школу, слышу — звонок, ребята гурьбой бегут в класс… Ну, и я за ними, вот и попал в пятый класс. На перемене ребята спрашивают: «Ты новичок?» Я говорю: «Новичок». Они ничего не сказали мне, и я только на следующем уроке разобрался, что не в свой класс попал. Вот.
- Вот садись на место и не попадай больше в чужой класс, - сказала Ольга Николаевна.
Если вас заинтересовала эта повесть, то я рекомендую её обязательно прочитать.
- Осторожно, двери закрываются, вагон нашего поезда направляется к станции «Конечная».
- Подсчитайте количество набранных вами за время поездки билетов-жетонов.
(Награждение победителя)
Рефлексия
- Перед вами бумажные телефоны, напишите, пожалуйста, сообщение другу о том, как прошло путешествие по творчеству Н. Носова. Что особенно понравилось во время поездки?
- Читать книги Носова любят все дети, потому что они наполнены доброжелательным лёгким юмором; открывая любую страницу, без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Так что, кто ещё не читал про Незнайку, про весёлых друзей Мишку и Колю, берите эти книги и читайте.
Музыкальные файлы
ZIP / 41.89 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Дроздова Елена Анатольевна
Панов Егор Игоревич
Дроздова Елена Анатольевна