Мастер-класс «Интеллект-карты как способ визуализации мышления»
Мастер-класс «Интеллект-карты как способ визуализации мышления»
Цель: познакомить с понятием интеллект-карта; раскрыть особенности ее построения; рассказать о возможностях применения интеллект-карт; способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках.
(1 слайд)
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я попрошу о помощи. Мне необходимо 4 человека для участия в мастер-классе.
Согласитесь, что каждый учитель задавался подобным вопросом, как сделать процесс усвоения информации детьми максимально эффективным. Особенно этот вопрос актуален при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Ведь обучение данной категории детей это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Запомнить отдельные факты, события для детей с интеллектуальными нарушениями бывает очень сложно, не говоря уже о цельной цепочке темы. Работая с детьми с нарушениями интеллекта, я пришла к выводу, что необходимо сделать процесс обучения более наглядным. Необходимо использовать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний. Одним из таких замечательных инструментов, на мой взгляд, является интеллект-карта. Что такое интеллект-карта и как их применять на уроках вы узнаете из моего мастер-класса.
(2 слайд) Автором данного метода является британский психолог Тони Бьюзен. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Чаще всего используется термин "интеллект-карты".
(3 слайд) Преимущества этого уникального и простого метода обработки и запоминания информации, с помощью которого развиваются как познавательные, так и речевые способности детей, побудили меня адаптировать его и применить в своей педагогической деятельности.
(4 слайд) Психологи считают, что 82% населения земного шара – визуалы. Мои наблюдения и диагностика показали, что все мои девочки визуалы. Давайте немного поэкспериментируем. Я говорю «карандаш». Что возникает в голове образ (пауза) или слово? Если образ, значит вы тоже визуалы. Давайте мы углубимся сейчас в этот образ. Он находится в центре вашего сознания? Он находится по центру. Цветное изображение? Цветное. Т.е. мы представляем изображение строго по центру и цветное. Интеллект карта основана на том же принципе. Главный объект находится в центре и обязательно он должен быть цветным. А далее мы должны подключать свои ассоциации. Давайте попробуем это сделать.
- Карандаш по цвету бывает какой?
- А по форме..
- Как его можно использовать в своей деятельности?
- Из чего состоит карандаш?
- Какие действия можно с ним произвести?
- Каким по своим свойствам может быть карандаш?
- И по размеру карандаш может быть …
- Далее необходимо записать все ассоциации.
(5 слайд)В целях экономии времени я заранее записала ваши предположительные ответы. Теперь данные слова необходимо разбить на группы по смыслу и дать каждой группе названия. (СЛАЙД)В итоге получилось 7 групп слов.
А теперь на основе наших ассоциаций составим интеллект-карту.
(6 сл) В центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем образ предмета и его название. Рисуем карандаш, так чтобы вокруг рисунка на листе бумаги оставалось место.
(7сл) В стороны от центрального объекта рисуем ветви, разным цветом – это могут быть стрелки, изогнутые или прямые линии, количество которых равно количеству групп слов, подписываем их.
(8 сл) Помещаем на каждую ветку те слова, которые она объединяет по смыслу. Для этого к каждой ветке добавляем необходимое количество ответвлений
(9сл) Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, смайлики и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами,
(10сл) Отделяем ветви друг от друга цветными блоками
Где это возможно показываем связь между блоками.
Блок назначение можно соединить с каким блоком? Раскрашиваем чем? – карандашами
Что можно сделать с деревянным карандашом? – поточить)
(11сл) Существующие связи показываем стрелочкой.
Карта читается по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Если задуман другой способ прочтения, то необходимо указать порядок цифрами.
Вот мы и составили нашу первую интеллект-карту.
В составлении интеллект-карты можно выделить 3 этапа.
Что мы сделали на I этапе? (представили карандаш)
(12 сл) Иными словами мы определили объект изучения, т.е. центральный образ карты.
-Какие действия были следующими? (мы называли различные свойства карандаша)
(13 сл)-Совершенно верно, т.е. мы называли ассоциации, пришедшие в голову при взгляде на центральный объект.
-Что мы делали на втором этапе, выдвинув ассоциации? (составляли ИК) (14 сл)
- И третий этап составления ИК это «Реконструкция и ревизия»
(16 сл) ИК используют функции и левого и правого полушария одновременно, то есть развивают все виды умственных способностей. Цель создания карты мыслей – получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Можно сказать, что по сути своей, интеллект - карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.
А сейчас я предлагаю поработать в парах пары. Первая пара получает здание проанализировать готовую интеллект-карту и рассказать о центральном объекте карты.
Вторая пара- вам предстоит самостоятельно составить интеллект –карту на тему «Имя существительное» .Вы можете приступать к работе. А я продолжу свое выступление.
В чём я вижу результативность применения интеллект-карт?(17 сл)
В современном мире с большим потоком информации, данный метод может дать огромные положительные результаты в обучении школьников, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить и самостоятельно переносить приобретенные знания в новые ситуации.
Я думаю, 1 группа готова представить свой результат. Вашей задачей было рассказать о центральном объекте карты. (18 слайд) Спасибо.
Я не случайно взяла данную интеллект-карту. Ее я использовала на уроке изучения нового материала, урок СБО. Обучающимися представляет большую трудность запомнить виды транспорта и их названия. А еще сложнее затем воспроизвести. Эта карта сначала используется в качестве наглядного пособия, (19 сл) затем дети получают карту с недостающими элементами. Вклеивают рисунки, (20сл) в последующем заполняют карту названиями транспортных средств. Тем самым информация прочно закрепляется в памяти обучающихся. Такое построение учебной деятельности способствует тому, что обучающиеся многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ.
Вторая группа представьте, пожалуйста, свой результат.
А вот, что получилось у нас.(21 сл)
Спасибо, и вы замечательно справились со своей задачей.
Показался ли интересным вам данный метод?
Были ли трудности в овладении технологией создания интеллект - карты?
Считаете ли вы этот метод перспективным в работе с учениками?
- Я надеюсь, что мастер-класс оказался для вас полезен. Благодарю за участие.
(СЛАЙД)В интернете есть масса программ для построения интеллект- карт, большинство из них нужно устанавливать на свой компьютер, но есть и специальные онлайн-ресурсы, которые можно использовать для их построения.
Подводя итоги своего мастер-класса, хочется сказать, работа с интеллект-картами может показаться достаточно простым, но для детей с интеллектуальными нарушениями это очень эффективный метод, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся и делает урок более занимательным.
А закончить свое выступление я хочу словами Я.А.Коменского: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!!!
«Интеллект-карты как способ визуализации мышления»
PPTX / 7.81 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна
Шибанкова Юлия Александровна
Порошина Ольга Анатольевна
Шибанкова Юлия Александровна