Буклет «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Мастер-класс «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чайка» корпус 3, Алтайский край, Локтевский район, г.Горняк Пахомова Лариса Борисовна воспитатель высшей квалификационной категории
Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель, ученый, писатель-фантаст Актуальность В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников Проблема Согласно данным 58 % детей дошкольного возраста имеют отклонения в речевом развитии. Теория Решения Изобретательских Задач
Новизна Технология ТРИЗ позволяет не просто развить фантазию детей, а научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера. Педагог не дает детям готовые знания, раскрывая перед ними истину, он учит ее находить.
Цель: повышение компетентности педагогов через практическое освоение приемов технологии ТРИЗ. Задачи: 1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ. 2.Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми. 3.Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности
ТРИЗ для дошкольников Это система коллективных игр, занятий.
Разработки по технологии ТРИЗ: -Картотека игр и тренингов по развитие речи для детей старшего дошкольного возраста. -Лэпбук дидактических игр с элементами ТРИЗ по развитию речи у детей - Дидактические пособия для развития речи старших дошкольников
Модель 2: «Что делает? Что ли кто делает так же?» рыщет лиса охотится охотник воет собака связки «но не» или «как» Модель 3: «На что похоже?» «Чем отличается?» На солнце Не греет На крышу Не тяжелый На гриб На тонкой ножке связки «как» или «но не» или «но без». перечисляются действия, которые через связки «но не» или «как» сравниваются с другими объектами. сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и отличие. Загадки по моделям кандидата педагогических наук, сертифицированного ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко. Модель 1. Какой? Какая? Какое? Что или кто бывает таким же? блестящий монета шипящий вулкан круглый арбуз связки «Как» или «Но не» предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, качества и свойства)
Какой? Какая? Какое? Самовар Что или кто бывает таким же? блестящий монета шипящий вулкан круглый арбуз связки «Как» или «Но не» Загадки по моделям кандидата педагогических наук, сертифицированного ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко. Модель 1. предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, качества и свойства) Блестящий, как монета; Шипящий, как вулкан; Круглый, но не арбуз. Что это?
Модель 2: «Что делает? Что ли кто делает так же?» рыщет хитрая лиса охотится смелый охотник воет злая собака связки «но не» или «как» Модель 3: «На что похоже?» «Чем отличается?» На солнце Не греет На крышу Не тяжелый На гриб На тонкой ножке связки «как» или «но «но не» или «но без». перечисляются действия, которые через связки «но не» или «как» сравниваются с другими объектами. сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и отличие.
Метод «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк» Правила составления синквейна. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, предложение, показывающее отношение к теме (пословицы, афоризмы) Пятая строка – обобщающее слово, отражающее сущность темы (ассоциация). Кто? Кукла Какая? Красивая, Любимая Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается Предложение. Моя кукла самая красивая. Ассоциация. Игрушка.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, учатся выделять главную мысль, отвечая на вопросы и по определенному алгоритму, создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Игра Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок.
Синквейн (рефлексия) Мастер-класс
Мясорубка – было интересно, информацию нужно переработать, подумать, докрутить. Чемодан - информацию забираю с собой, и буду использовать в своей деятельности. Корзина – материал бесполезный, выброшу в корзину.