Статья «Использование технологии «Сказкотерапия» в практической деятельности учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО»
«Использование технологии «Сказкотерапия» в практической деятельности учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО»
(Из опыта работы)
Приоритетными направлениями внедрения инновационных технологий в практику являются: создание благоприятных условий как для речевого, так и общего развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями; формирование предпосылок к учебной деятельности; укрепление физического и психического здоровья детей; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникационной компетентности воспитанников с речевыми нарушениями.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но у детей с ОВЗ часто встречаются нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя нарушения речи. Помогают достичь стабильных положительных результатов в речевом развитии дошкольников, в том числе и дошкольников с ОВЗ, коррекционные технологии.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют нам основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
В своей практической деятельности я широко использую и такое направление работы, как логосказки – вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи.
Виды логосказок, которые применяю в работе с детьми с особыми возможностями здоровья:
Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Основными показателями результативности использования данной технологии я считаю раскрепощение детей, они становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через сюжетные линии сказки я решаю многие коррекционные задачи. За счёт включения эмоционального компонента в коррекционно-образовательный материал, повышается эффективность логопедической работы.