Мастер-класс на тему «Использование техники пластилинографии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»

4
0
Материал опубликован 26 March 2021

Мастер-класс: «Использование техники пластилинографии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»

Прикс Елена Валерьевна, учитель-олигофренопедагог

МБОУ «СОШ № 8» г.Зима, Иркутская обл.

 

Аннотация: данный мастер-класс может быть полезен и интересен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ и умственной отсталостью, а также педагогам, реализующим общеобразовательные программы начального и среднего общего образования на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира, биологии, географии, истории и других.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через использование нетрадиционной техники «пластилинография» в работе с детьми и освоение полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

- представить опыт работы по использованию пластилинографии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями;

- познакомить педагогов с «пластилинографией» и ее видами;

- обучить участников мастер-класса технике «пластилинография»;

- развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и способствовать широкому применению их на уроках и во внеурочной деятельности;

- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Ожидаемый результат:

- приобретение знаний и представлений о разнообразии и возможностях применения на уроках и внеурочной деятельности техники «пластилинография»;

- проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Материалы и оборудование для работы: мультимедиа, презентация по теме мастер-класса, заготовка панно на плотном картоне, наборы пластилина, доски для лепки, стеки, влажные салфетки.

 

Ход занятия:

Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционной техники «пластилинография» в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Теоретическая часть

Еще Сухомлинский сказал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев... Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, тем глубже … взаимодействие руки с природой, с общественным трудом … чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

У многих обучающихся с умственной отсталостью малоподвижна кисть, слабо развита мелкая моторика. Они практически не умеют застёгивать одежду, зашнуровывать обувь, собирать пазлы и мозаику. Отставание в психомоторном развитии обучающихся проявляется совместно с нарушением речевого развития, недостаточностью представлений об окружающем мире, с незрелостью эмоциональной и волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности.

Так-как у умственно-отсталых детей лепка получается однообразная и «шаблонная», а объемные композиции схематичны, обучающиеся не способны выражать задуманное, адекватно изображать живой и неживой мир. Использование на занятиях пластилинографии способствует более полному раскрытию творческих возможностей обучающихся, позволяет им познакомиться с материалами и выразительными средствами, развивает фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Дети получают знания, умения, навыки, полученные на уроках речевого развития, ознакомления с окружающей действительностью, расширяют возможности изобразительной деятельности. Темой для работ могут быть предметы, которые учащиеся видят вокруг себя: игрушки, растения и животные, герои сказок и многое другое. Так, например, на уроках обучения грамоте и математике учащиеся лепят образы букв и цифр, на уроке окружающего социального мира и ХБТ делают макеты светофора, дорожных знаков, бытовых приборов и техники, муляжи продуктов, овощей и фруктов.

В ходе создания лепных картин, во время манипуляции с пластилином происходит естественный массаж - Су-Джок терапия. Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

Пластилинография – это техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая часть слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

При выполнении работ необходимо: заранее подготовить рабочее место (клеёнку, специальную доску, тканевые или влажные салфетки); взять для основы выполняемой работы глянцевый картон, т.к. на нем легко работать с пластилином, снимать излишки материала; заранее перевести контуры изображения на основу; для работы использовать заранее разогретый руками или горячей водой пластилин или другой материал; перед началом работы и в ходе её выполнения проводить пальчиковую гимнастику, физкультминутки; готовую композицию покрыть сверху древесным бесцветным лаком для лучшего хранения; по окончании выполнения работы руки протереть тканевой или влажной салфеткой и хорошо промыть руки с мылом.

При работе с пластилином используются различные приёмы лепки:

- Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и

прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

- Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

- Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

- Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

- Сплющивание — наиболее применяемый приём — для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стекой или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

- Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

- Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Существует несколько видов пластилинографии:

- Прямая – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. При выполнении работ нужно скатать поочередно детали изображаемого объекта в виде шарика или колбаски, расположить их на горизонтальной поверхности (картоне) и расплющивать, соединяя детали.

- Обратная – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры).

- Контурная – изображение предмета при помощи жгутиков.

Особенность данной техники заключается в скатывании из пластилина колбасок или тонких жгутиков.

- Мозаичная – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Можно выполнять моделирование цифр и букв.

- Многослойная – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов.

- Модульная – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки.

Каждая из представленных техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, непосредственно, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Закрепление.

Участникам мастер-класса представляется несколько поделок учащихся, выполненных в определенной технике: контурная, прямая, многослойная, мозаичная, модульная.

- Предлагаю вам определить, какой вид пластилинографии и приемы работы с пластилином использовался при изготовлении представленных поделок.

Практическая часть

Японская пословица гласит: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»

- Предлагаю Вам сейчас создать свои картины в нетрадиционной технике лепки – пластилинографии панно «Цветок».

t1616732496aa.png

Но, для начала подготовим наши пальчики к работе.

Перед началом выполнения работы обращается внимание на соблюдение техники безопасности при работе с пластилином, для снятия напряжения и подготовки к работе мелкой мускулатуры рук.

«Пальчиковая гимнастика» (выполнение упражнений на развитие мелкой моторики пальцев).

- Упражнение «Поздороваемся»: поочередно касаемся кончиком большого пальца кончиков мизинца, безымянного, среднего пальца, указательного на обеих руках. То же самое делаем в обратном порядке, начиная с указательного.

- Упражнение «Замочек»: скрестив пальцы рук к ладоням в замочек, немного сжимаем пальцы. Меняем расположение рук и делаем тоже самое.

- Упражнение «Солим салат»: сложить пальцы рук в щепотку и круговыми движениями, от себя, сыпем солью. Представить, что «солим салат».

- Упражнение «Стряхни водичку»: потрясти пальцами и кистями рук. Представить, что руки очень мокрые, нужно стряхнуть капельки воды.

На столе у вас имеются все необходимые инструменты и приспособления, при работе с которыми необходимо соблюдать технику безопасности.

2) Выполнение работ.

Перед вами лежат готовые основы, выполненные акриловыми красками. На основу вы наносите последовательно части картины с использование разных техник работы с пластилином.

t1616732496ab.png

Практическую работу участники мастер-класса выполняют в парах, что способствует созданию творческой, рабочей атмосферы, сотрудничеству.

В процессе выполнения работ используется пошаговое объяснение этапов работы, освоение приемов работы с пластилином: скатывание, оттягивание, сплющивание, надавливание и размазывание.

Данная работа очень трудоемкая и рассчитана на более продолжительное время. У вас получились замечательные цветы, украсить свое панно вы можете дополнительными деталями декора для создания объемной композиции: на них непременно должна сесть бабочка ил божья коровка,

Наводим порядок на рабочем месте, вытираем руки влажной салфеткой

3. Итог мастер-класса, рефлексия.

- Давайте рассмотрим ваши работы. Замечательные получились панно, вы можете их забрать с собой, они украсят любой интерьер.

- Скажите, вам понравилось работать в технике пластилинографии?

- Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно-воспитательного процесса?

- На каких уроках и внеурочной деятельности можно использовать данную технику?

Да, действительно, элементы пластилинографии можно использовать на различных уроках при обучении детей грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром, выполнении проектов и творческих работ.

В процессе занятий у детей воспитываются нравственные волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу преодолевать трудности; содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума»

Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами!

Желаю всем творческих успехов! Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими детьми.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации