Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями
«Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями»
“Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.
В.А.Сухомлинский
Одна из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС дошкольного образования-создание единого образовательного пространства: «Детский сад – семья».
Общение педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.
В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Но как заинтересовать современных родителей в совместной работе?
Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.
На сегодня многие традиционные формы работы с семьей утратили свою ценность, применение их не приносит положительных результатов.
Опыт показывает, что при всем разнообразии используемых форм взаимодействия с родителями, особой популярностью пользуются «мастер-классы».
«Мастер-класс» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве группы, ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Цели проведения мастер-класса :
1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
Задачи:
1. Установление единства в воспитании детей;
2. Педагогическое просвещение родителей;
3.Профилактика негатива детско-родительских отношений,
4. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
5. Ознакомление родителей с жизнью и работой группы
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер-класс имеет определённую структуру:
1 этап подготовительно-организационный
(где в самом начале воспитатель говорит об актуальности проблемы);
2 этап – основной
(где обязательно должна быть освещена теоретическая часть, объединение в группы) и проведена практическая часть (непосредственно, работа с материалом);
3 этап – заключительный
(где происходит представление выполненных работ и подведение итогов)
Я остановлюсь более подробно на использовании мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах музейной педагогики, т.к. углубленно работаю по теме: «Мини-музей как неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды».
Создание в группе мини-музея «В гостях у сказки» - это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей в процессе «мастер-классов».
Отмечу, что к проведению мастер-класса должна быть серьезная подготовка. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.
Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, разрабатываю определенный алгоритм действий:
определение темы;
выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагога;
составление плана проведения мастер-класса;
распределение ролей взрослых (с учетом их индивидуальных особенностей, способностей);
изготовление пригласительных билетов;
подготовка материалов для мастер-класса;
организация фотофиксации процесса и результатов;
подведение итогов
Наиболее успешно и плодотворно мною проведены мастер-классы: «Театр эмоций»; «Сказка из помпонов»; «Герои театра на палочке», «Колпачки», «Сказочные герои из фетра» (см. приложение) в процессе которых родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сближению родителей и детей, делает их настоящими партнерами.
Итогом проведения мастер-классов являлось:
-изготовление экспонатов (сказочных персонажей);
-изготовление декорации для обыгрывания сказочных сюжетов;
-изготовление различных видов театров;
-совместное разыгрывание театральных постановок;
-изготовление обучающих лэпбуков ( см.приложение)
Поскольку, мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, проводится он в непринужденной обстановке, с использованием спокойной музыки, чаепития.
Заключение.
Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители, после проведенных мастер-классов, могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи. Каждое дело — совместно, коллективно, творчески и только на пользу людям, а, иначе — зачем?
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Сказочные герои из фетра»
« Герои театра на палочке»
«Театр эмоций» «Сказка из помпонов»
Итогом проведения мастер-классов являлось:
- изготовление обучающих лэпбуков
Лэпбук «Путешествие по сказкам»
-изготовление декорации для обыгрывания сказочных сюжетов
«Сказка на мольберте»
Потамошнева Наталья Алексеевна
Фролова Елена Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна