Мастер-класс «Методические приемы формирования креативного мышления обучающихся, одарённых в области исследовательской деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
МАСТЕР-КЛАСС
«Методические приемы формирования креативного мышления обучающихся, одаренных в области исследовательской деятельности»
Автор-составитель:
Комарова Ольга Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2022
Аннотация
Данная работа представляет опыт педагога дополнительного образования в проведении интерактивных занятий с детьми среднего и старшего возрастов в области разработки и развитии идей и инициатив обучающихся, которые могут стать основой для исследовательской работы или проекта (учебного, исследовательского, социального, творческого).
Методическая разработка мастер-класса предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, тьюторов, студентов педагогических направлений подготовки, педагогов-организаторов, заинтересованных в развитии креативности детей и подростков, продвижении исследовательской и проектной деятельности.
Пояснительная записка
Учебно-исследовательская деятельность содержит в себе мощный стимул мотивации учебной деятельности мотив саморазвития и самореализации. Формируя личность юного исследователя, педагог раскрывает перед обучающимся, проявляющим способности, путь к развитию «творческой составляющей деятельности ума». Поэтому рассмотрим одаренность через призму творческой инициативы обучающегося, которая направленна на создание собственного продукта образовательной деятельности [1].
Общество всегда выделяет людей, способных генерировать новые нестандартные идеи. В рамках комплексной подготовки обучающихся объединения «Новый ракурс» содержание дополнительных программ ориентировано на достижение метапредметных результатов: научиться анализировать информацию, делать выводы, выдвигать оригинальные идеи, добывать и применять информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, презентовать идеи и результаты исследования. Особое внимание уделяется развитию креативного мышления как востребованной в современном обществе компетенции. Действительно, исследования и проекты должны быть оригинальными, выдвигать неизбитые идеи, находить пути решения проблем за счет разработки новых инициатив. Поэтому программа «Креативное мышление» учит детей, одаренных в области исследовательской деятельности, работать с идеями, обрабатывать информацию, «перекраивать» понятия, разрушать паттерны (англ. pattern – «узор, образец, шаблон, форма, модель, схема). Программа построена таким образом, что обучающийся проходит несколько этапов работы от выбора шаблонной, интересной для себя идеи, работая с ней, перестраивая ее различными методами, предлагаемыми в программе, пока она из стандартной не превратится в принципиально новую, интересную, социально значимую идею.
Актуальность данного мастер-класса подтверждается его нацеленностью на развитие качества личности – креативности, имеющей большую ценность для современных работодателей. Поэтому формирование креативного самосознания, творческого подхода к привычным идеям и делам как одной из 4К-компетенций особенно необходимо одаренным обучающимся для их жизненной и профессиональной реализации в будущем.
Новизна представленного материала заключается в использовании идей, разработанных бизнес коучами, для улучшения качества и оригинальности исследований и учебных проектов.
Цель: освоение методик развития креативного мышления для использования их в работе с обучающими, одаренными в области исследовательской деятельности.
Задачи:
содействовать формированию креативного мышления юных исследователей;
сформировать основы креативного подхода осмысления действительности: действий, учебных и творческих задач;
сформировать информационные умения и навыки, необходимые для работы с работы по разрушению паттернов;
ознакомить с основными методиками по разработке креативных идей;
развить творческий потенциал и креативность обучающихся, проявляющих способности и таланты.
Целевая аудитория мастер-класса: учителя, педагоги дополнительного образования, сопровождающие проектно-исследовательскую деятельность одаренных обучающихся.
Категория участников занятия по развитию креативности: 8-20 человек 11-18 лет.
Время проведения: стандартная продолжительность одного занятия – 45 минут (два занятия по 45 минут с перерывом 10 минут).
Помещение: аудитория, оборудованное столами и стульями.
Материалы и оборудование: маркерная доска, проектор, экран, ноутбук (ПК), маркер.
Дидактическое обеспечение: карточки с изображением стандартных картинок.
Используемые методики: «Ромашка Блума», «Метод фокальных объектов».
Методические рекомендации на период подготовки
Для проведения мастер-класса необходимо подготовить учебную аудиторию, в которой можно свободно переставлять стулья, чтобы организовать несколько рабочих микрогрупп (по 4-6 человек в группе). Аудитория должна быть проветрена, с хорошим освещением, с магнитной/маркерной доской.
Самое важное, настроить участников мастер-класса на активную работу, создать дружественную обстановку, чтобы дети и подростки не стеснялись высказывать свое мнение, выдвигать идеи и задавать вопросы. Для этого можно использовать следующие приемы и методы: словесный настрой, словесное поощрение, авансирование успеха, эвристическая беседа.
Ход мастер-класса
Организационный момент: приветствие, настрой на конструктивную работу, разбивка на микрогруппы.
Работа групп по методу «Ромашка Блума».
«Метод фокальных объектов»
Рефлексия деятельности.
Педагог: Здравствуйте! Сегодня мы собрались, чтобы «прокачать» свое мышление, почувствовать себя сотрудниками креативного бюро, которое занимается тем, что выдвигает новые идеи для исследований и проектов. Как вы считаете, важно ли человеку развивать в себе такое качество, как креативность? (ответы) Да, в современном мире очень ценятся люди с креативным мышлением, которое рассматривается как необходимое качество, входящее в знаменитую четверку – 4 К-компетенций. Можете их перечислить? Молодцы! Да, это креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация. Итак, креативность можно развить, а это значит, что каждый может научиться выдвигать оригинальные инициативы, не шаблонно подходить к разработке идей и решений проблем.
Давайте объединимся в небольшие группы, чтобы начать конструктивно работать. (1 минута, чтобы сесть по микрогруппам) Замечательно, вы готовы к работе! Положительный настрой очень помогает достичь результата, верю, что все получится!
Первый метод, который поможет разработать идею проекта, уточнить тему и проблему исследования, называется «Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов». В основе метода система вопросов, разработанная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономия учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка).
Простые вопросы: «Кто? Что? Когда? Как? Где?»
Уточняющий вопрос: «Правильно ли я понял?»
Практический: «Где используют? Как можно сделать?»
Вопрос-интерпретация: «Почему? Зачем?»
Творческий: «Что будет, если? Что было бы...?»
Оценочный: «Как вы относитесь?»
Итак, каждая группа получила «Ромашку вопросов» (Рис. 1.). Вам необходимо выбрать тему или проблему и задать вопросы, время на работу – 15 минут.
Рис. 1.
Педагог: Подводим итоги работы групп данного этапа. Каждая микрогруппа представляет свою проблему и вопросы, которые вы задали. Какие ответы вы нашли? Возможно, в процессе уточнения и творческого осмысления выявили пути решения проблемы? (группы подводят итог работы)
Еще один способ, который позволит взглянуть на идею проекта с новой точки зрения, – это «Метод фокальных объектов». В его основе лежит подбор свободных ассоциаций и поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Данный метод хорошо использовать, чтобы улучшить свойство уже известных объектов, хорошо применять его для моделирования продуктов проектной деятельности.
Группы выбирают картинки с объектами, которые необходимо улучшить: детская площадка, система освещения, сценическое пространство, мебель (шкаф, книжная полка). Также произвольно группы выбирают карточки с объектами, свойства которых будут использовать: рыба, облако, змея, олень, фонарь и т.п.
Педагог: Подводим итоги мастер-класса. Как вы считаете, пригодятся ли в работе над исследованиями и проектами данные методики? Как вы проявили себя в работе? Поднимите руки те, кому понравился процесс креативного переосмысления привычных идей и объектов? Что бы вы хотели отметить, что у вас получилось лучше? Надеюсь, что креативные идеи вы воплотите в проектах и исследованиях, которые помогут раскрыть ваш потенциал! Спасибо за активное участие!
Методические рекомендации на период проведения и подведения итогов
Необходимо так выстраивать работу в группе, чтобы каждый обучающийся почувствовал свой вклад в общее дело. Поэтому следует чаще предоставлять подросткам возможность высказать свое мнение, идеи, не перебивать, даже если детские предложения кажутся наивными или нереальными. Нужно показать, как именно идеи воплощаются в исследования и проекты, наметить путь дальнейшего развития.
Рефлексия в формате беседы, которую лучше проводить в доверительной обстановке завершает мастер-класс. Желательно, чтобы высказался каждый, анализируя свое участие в упражнениях по освоению методов развития креативного мышления. Стоит обратить внимание детей и подростков на следующие аспекты и задать вопросы:
Какое упражнение (метод) понравилось больше всего и почему?
Смог ли ты достаточно проявить себя, высказать свои идеи?
Помогли ли данные методы «прокачать» креативные способности? Будешь ли использовать их в своей работе, повседневной жизни, учебе, проектной и исследовательской деятельности?
Итак, чтобы генерировать новые идеи, научиться продвигать свои инициативы современным школьникам предлагается моделировать и реализовывать проекты. Главная задача педагога − дать возможность обучающимся самореализоваться, не критиковать проекты, не обсуждать зарождающиеся идеи, а лишь обращать внимание на полезность полученной информации, направлять обучающегося, а не указывать точный путь, предоставляя самому найти выход и решение поставленной задачи. Именно так способности и таланты, заложенные в ребенке, проявятся в полной мере.
Литература
Бердиева, С. Э. Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми / С. Э. Бердиева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 18 (256). – С. 24-25. – URL: https://moluch.ru/archive/256/58742/ (дата обращения: 05.12.2022).
Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами / М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256 с.
Ромашка вопросов. – URL: – https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1671178795&tld=ru&lang=ru&name=romashka_voprosov.doc&text= (дата обращения: 12.12.2022).