Статья «Формирование метапредметных УУД в исследовательской деятельности обучающихся» (8–11 класс)
Формирование метапредметных УУД в исследовательской деятельности обучающихся
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что обучающиеся должны овладеть способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельно выполнять различные исследовательские работы, участвовать в проектной деятельности.
В своей работе я отвожу важное место проектно-исследовательской работе.
Обучающиеся часто выбирают различные темы по биологии, с которыми выступают на научно- практических конференциях. Тематика исследований разнообразна. Главное, чтобы она соответствовала интересам ученика, его возрастным, интеллектуальным и индивидуальным возможностям. Обучающиеся учатся правильно оформлять работу, составлять содержание, использовать нужную литературу, а главное учатся умению видеть проблему, самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свою работу и оценивать. Для защиты своей работы школьники составляют презентацию, которая в яркой, интересной и доступной форме помогает представить свои исследования. Эта деятельность дает прекрасную возможность для реализации творческих способностей.
Таким образом, исследовательская деятельность в образовательном процессе обеспечивает достижение метапредметных образовательных результатов, которые изложены в тексте ФГОС.
Личностные УУД
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
Регулятивные УУД
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В связи с вышеизложенным, хочу представить темы некоторых работ своих учеников, реализуемых в рамках внеурочной деятельности по биологии.
Исследовательские работы по биологии
Тема: «Влияние кислотных дождей на живые организмы»
Цель данной работы: рассмотреть теоретические основы образования кислотных дождей, их влияние на живые организмы и провести исследование, доказывающее отрицательное воздействие.
Задачи.
1.Рассмотреть образование кислотных дождей.
2.Изучить влияние кислотных дождей на живые организмы.
3.Провести исследование, доказывающее отрицательное воздействие
кислотных дождей на растения.
Тема: «Экологическое просвещение учащихся среднего звена»
Цель нашей работы рассмотреть основы экологии и побудить интерес к её изучению у подростков.
Задачи
1.Рассмотреть глобальные экологические проблемы.
2.Обозначить цели и задачи экологического образования.
3.Провести экологическое исследование и оценить его результаты.
Тема: «Выявление признаков плоскостопия у учащихся 8-ых классов»
Цель работы – выявить закономерности анатомо-функционального состояния стопы детей школьного возраста (8 класс).
Задачи исследования.
Дать морфофункциональную характеристику состояния стопы детей школьного возраста.
Провести практическую работу по выявлению признаков плоскостопия среди учащихся 8-ых классов.
Оценить полученные результаты, и сделать выводы.
Тема: «Шумовое загрязнение нашей школы»
Цель моей работы рассмотреть шум как экологический фактор и побудить интерес к его изучению у подростков.
Задачи:
1.Рассмотреть шум как один из загрязнителей окружающей среды.
2. Выявить влияние шума на организм человека.
3.Провести исследование и оценить его результаты.
Тема: «Правильная осанка – залог здоровья!»
Цель данной работы: выявить взаимосвязи осанки и состояния здоровья. Задачи:
Рассмотреть осанку как один из признаков здоровья.
Выявить влияние нарушений осанки на организм человека.
Провести исследования и оценить результаты.
Тема: « Чипсы! Есть или не есть?»
Целью нашей работы стало - выяснить, насколько вредны чипсы для здоровья человека?
Задачи исследования.
1. Изучить историю создания этого продукта.
2.Провести анкетирование учащихся старших классов, оценить результаты.
3.Прочитать лекцию и провести игру – викторину среди учащихся начальной школы.
Тема: «Влияние мобильных телефонов на живые организмы»
Целью моей работы стало - выяснить насколько вредны излучения, исходящие от мобильных телефонов.
Задачи исследования:
а) Провести анкетирование учащихся с 8 по 11 класс, оценить результаты, полученную информацию внести в диаграммы, сделать выводы.
б) Провести опыт с проростками овса, оценить результаты.
в) Провести эксперимент: замерить давление и пульс до и после разговора по телефону, оценить результаты и сделать выводы по влиянию сотовых телефонов на здоровье человека.
г) Разработать памятку по мерам предосторожности при работе с сотовыми телефонами и довести эту информацию до учащихся.
Тема: «Поведение лошадей»
Цель изучить и проанализировать психологию лошадей, их нрав, чувства и поведение в различных ситуациях. По возможности я хочу донести и показать людям, что лошадь-это не просто спортивный снаряд, она также имеет свой внутренний мир, который очень легко можно нарушить.
Эта тема близка к моему настоящему занятию. Я занимаюсь конный спортом уже на протяжении нескольких лет и каждый день сталкиваюсь с этими умными животными, и каждый день они преподносят мне свои сюрпризы, потому что как и большинство разумных животных, они всегда выдумывают себе новые занятия.
Актуальность исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС выросла, и я считаю, что использование данной технологии в процессе обучения повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.
Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А.В. Хуторского; под ред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО “Эйдос”, 2010 // Интернет-магазин “Эйдос”: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО “Эйдос”, 2010 // Интернет-магазин “Эйдос”: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm
Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост. е.А.Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-186 с.
Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.
Янеева Е. Е. Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 104-109.