Мастер-класс «Мотивация познавательных интересов у обучающихся с различными учебными возможностями»
Мастер-класс «Мотивация познавательных интересов у обучающихся с различными учебными возможностями
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по развитию мотивационной сферы обучающихся с различными учебными возможностями
Задачи:-создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
-способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Ожидаемые результаты мастер - класса:
повышение креативности педагогов;
изучение разработки по теме мастер-класса;
рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
Методическое оснащение занятия:
Методы:
интерактивный (словесный, наглядный, практический);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
консультация;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
создание произведений декоративно-прикладного искусства;
Использование наглядности:
материалы для практической работы.
видеоролики: «Мой братик с Луны», притча о мальчике, собирающем морских звезд с берега
Материалы и инструменты: листы белой бумаги, краски, кисточки, боксерские перчатки, ножницы
Ход мастер - класса
1 этап. Организационный.
- Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам провести практическое занятие в форме мастер-класса.
Над проблемой развития мотивационной сферы обучающихся трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться должно, быть всегда интересно!
Важнейший вопрос который стоит перед учителем "Как мотивировать обучающихся? Как заинтересовать их ?" Для того чтобы ответить на эти вопросы давайте сначала обратимся к самому понятию "Мотивация".
2. Теоретическо - демонстрационная часть. Презентация педагогического опыта.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Мотивация строится на интересе.
Глазки, вы проснулись? ДА
Щечки, вы проснулись? ДА
Ушки, вы проснулись? ДА
Ножки, вы проснулись? ДА
Детки, вы проснулись? ДА
Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.
Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»
Установка.
Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.
Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
- Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)
Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.
В самом начале обучения, как правило, ни один педагог не может пожаловаться на отсутствие у детей интереса к занятиям. Но проходит время и интерес значительно ослабевает.
Каждый педагог хочет, чтобы его обучающиеся, с интересом и желанием занимались, добивались успешных результатов. Но подчас и педагогу, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет заниматься”, “мог бы достичь отличных результатов, а желания нет”.
Поэтому одной из основных задач педагога – постоянно развивать мотивацию к занятиям у обучающихся. Важную роль в процессе формирования мотивации играет педагог, его желание действовать.
Занятие следует организовать так, чтобы обучающемуся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом и другими обучающимися.
При подготовке к занятию необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия:
— создавать ситуации успеха для каждого;
— способствовать развитию обучающихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию.
Поэтому проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями .
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого педагога свой подход к выделению групп учащихся.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Для плодотворной работы нам понадобится 3 творческих группы педагогов. За первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука. За вторым столом разместятся те участники, у которых имя или фамилия начинаются на звук «н». И третий стол займут оставшиеся участники.
Проведение имитационной игры
Наш Центр – это одна большая семья.
В нашей многодетной семье на данный момент обучается 861 детей. Это дети с различными учебными возможностями.
Посовещайтесь в своих творческих группах и напишите на цветных стикерах все трудности, с которыми вы столкнулись при работе со своими детьми. Отвечать можно по принципу «поп-корна», кто первым готов, тому и слово.
(стикеры зачитывают и приклеивают на контурную фигуру учителя на доске)
Посмотрите, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей, наделенных многолетним педагогическим опытом!
Как вы думаете, кому в тандеме «ученик-учитель» легче? (выслушиваем несколько мнений.) Давайте обозначим детские проблемы, повторив работу со стикерами. Закрепите стикеры на фигурке ученика.
Но сегодня мне хотелось бы остановится на группе , которым мы должны уделять много внимания. Это дети с ОВЗ. Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.
Мне нужны 3 участника. Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию. Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. Третий участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами. Четвертому участнику даем наушники, надев которые, он должен выполнить мою просьбу.
(далее идут рефлексивные вопросы к участникам)
• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
• Что было самым трудным при выполнении упражнения?
• Что помогало выполнять данное упражнение?
• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
Итак, вы убедились, что у этой группы детей проблем еще больше.
Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми
Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Я помню с детства одно мудрое высказывание: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных?
Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.
Помните, в фильме «12 стульев» Остап спросил у Воробьянинова: «Киса, скажите мне как художник- художнику: вы рисовать умеете?» Прошу вас, положа руку на сердце, искренне ответить мне на тот же вопрос.
Ошибаетесь, рисовать могут все! Надо только подобрать для себя подходящие средства и технику. А их сейчас, поверьте, великое множество. Попробуем нарисовать ежа. Расскажите каким вы его себе представляете. На какую геометрическую фигуру похоже туловище ежа? Нарисуйте овал размером с вашу ладонь, легко нажимая на карандаш. На какую геометрическую фигуру похожа мордочка? Дорисуйте к овалу треугольник слева, приподнимите кверху носик и нарисуйте сверху небольшую капельку. Сколько лапок у ежа? А сколько мы увидим на рисунке? Дорисуйте две короткие лапки. Возьмите краски и раскрасьте мордочку и лапки. Пока краска будет сохнуть, займемся колючим туловищем. Есть два способа. Выбирайте любой. Можно прикладывать окрашенные комочки бумаги, оставляя отпечаток. А можно опускать в краску одноразовую вилку и прикладывать к бумаге ее зубцы, тоже получится красиво. Начинаем творить. Можно работать в паре, так быстрее и веселее. Теперь дорисуйте глаз и ротик. Ну и кто тут у нас не умел рисовать!
Рисование – занятие увлекательное, но нам пора заканчивать.
Кто хотел бы поделиться ощущениями? Какая из предложенных техник вызвала наибольший интерес?
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе педагога. Но как быть, если педагог сталкивается с грубостью, проявлением злости и агрессии со стороны воспитанника? Поведенческие нарушения – явление очень распространенное в наше время.
Агрессивные и другие негативные проявления личности накапливаются так же и у детей, которые в силу дефекта развития не могут объяснить своего внутреннего состояния.
- «Мой братик с Луны», комментарии участников.
На одном занятии решить все проблемы взаимодействия педагогов с особыми детьми нам, конечно же, не удастся, но главное, что мы стали на этот путь.
Завершить работу мастер-класса я хотела бы притчей. Мальчик и морские звезды. Притча о мотивации.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ и решить все их проблемы, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее.
Л.Н. Толстой считал «главным мерилом хорошего или дурного обучения одно, возбуждение интереса детей к обучению. Интересно детям учиться, светятся их глаза- хорошая школа, скучно им, тягостно, тусклые, без света глаза- школа дурная". Так давайте проводить интересные занятия и дети с разными учебными возможностями захотят у нас заниматься. Спасибо за внимание.
Волкова Светлана Ивановна