Мастер-класс на тему "Эффективные методы работы с текстом"

2
0
Материал опубликован 2 June

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Анастасия Алексеевна. Я очень рада, что мне представилась сегодня возможность с вами поработать. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций. Я желаю нам успехов!

-А теперь я прошу вас посмотреть небольшой видеоролик и потом мы побеседуем.

- Как привить детям любовь к чтению, к книге? Как воспитать книголюбов? Ответы участников

-Все ваши ответы верны. Спасибо за активность.

Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». К сожалению, моя педагогическая практика показывает, что большинство детей не умеют извлекать информацию из текста. А ведь вы знаете, что на всех уроках ведётся работа с текстом. Уважаемые коллеги, приглашаю Вас на свой мастер-класс, тема которого: «Приёмы работы с текстом на уроках».

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.


- Коллеги, ответьте, пожалуйста, на вопрос.

Каждому ли учителю-предметнику необходимо, чтобы ребёнок владел читательской грамотностью? Поднимите руки, кто согласен. Да

- Важно ли на каждом предмете, чтобы учащиеся умели работать с текстом? Да

- Каждый ли из нас на уроке обращается к тексту? Да

Итак, вижу, что данная проблема актуальна для всех. Поэтому предлагаю вам первый приём работы с текстом.

1. «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

-Предлагаю работать в парах.

- Давайте проверим, что у Вас получилось.

- Какие навыки у учащихся мы будем развивать с помощью этого приёма? Аргументы записываю на доске.


хорошо ориентироваться в тексте

развитие мыслительных навыков учащихся

умение работать с информацией

умение определять смысловую связь частей текста


- Этот приём я использую на уроках развития речи, как часть урока, или при изучении небольших произведений, когда мы изучаем правила на уроках русского языка и математики.

Посмотрите, например, как я использую этот приём на уроке литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Правда всего дороже». Дети прописывают порядок предложений.

Или, например, когда мы изучаем определение по русскому языку «Имя существительное», я предлагаю детям вставить пропущенные слова в определение.

Мои учащиеся хорошо ориентируются в тексте, могут определить смысловую связь текста.

- Перейдём к следующему приёму, который называется «Ключевые слова».

- Как вы думаете, для чего нужно уметь выделять ключевые слова?

- Предлагаю Вам поработать с тестом. Работаем в парах. Найдите и подчеркните ключевые слова. Зачитаем их. (5-10 слов)

- Какой навык развиваем при работе с ключевыми словами? Аргументы записываю на доске.

умение анализировать

умение выделять

умение сравнивать

обогащать словарный запас и т.д.

Я использую это задание на всех уроках. Он помогает учащимся лучше ориентироваться в содержании текста.

3. Ещё один навык, над формированием которого я работаю - это умение задавать вопросы. Приём называется «Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, при ответе на которые требуется анализ текста, проблемные (толстые) вопросы.

-Коллеги, я предлагаю Вам в парах составить такие вопросы по нашему тексту. Даю 2 мин.

- Озвучьте, пожалуйста, какие вопросы вами составлены.

- Какие навыки формируются при работе с этим приёмом? Что мы развиваем у учащихся, когда учим задавать тонкие и толстые вопросы? Аргументы записываю на доске.

развитие мышления и внимания учащихся

умение задавать ''умные'' вопросы.

умение вдумываться в текст

умение лучше усвоить его содержание.

Этот приём я использую на уроках, а также его можно использовать в качестве д/з - составить «Толстые и тонкие вопросы». У меня эта таблица висит на стене в кабинете. Мы стараемся по ней активно работать, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира.

- Уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста, внимание на доску.

- Считаете ли вы, что все эти навыки являются важными для учащихся? Кто согласен, поднимите руки. Все согласны, поэтому можно и даже очень нужно учить детей работать с текстом.


В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы,  прежде  

всего зависит от  педагога.

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил Константин Дмитриевич Ушинский. Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное».
























t1748845586aa.gif

Приём «Ключевые слова»



t1748845586ab.jpg


Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.








t1748845586ac.gif

Приём «Тонкие и толстые вопросы»



t1748845586ad.pngt1748845586ab.jpg t1748845586ad.png












t1748845586ae.png





Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому,

к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме

осталась двухлетняя девочка.





t1748845586ae.png



Пожарные послали Боба. Боб побежал

по лестнице и скрылся в дыме.

Через пять минут он выбежал из дома

и в зубах за рубашонку нес девочку.

Мать бросилась к дочери и плакала от

радости, что дочь была жива.




t1748845586ae.png

Бывает часто, что в городах на пожарах

остаются дети в домах

и их нельзя вытащить, потому что они от испуга

спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть.





t1748845586ae.png



Пожарные ласкали собаку и

осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался

опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть

еще что-нибудь живое, и пустили его.

Собака побежала в дом и скоро выбежала

с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то,

что она несла, то все расхохотались:

она несла большую куклу.






t1748845586ae.png



Для этого в Лондоне приучены собаки.

Собаки эти живут с пожарными, и когда

загорится дом, то пожарные посылают

собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне

спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.