Мастер-класс на тему "Эффективные методы работы с текстом"
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Анастасия Алексеевна. Я очень рада, что мне представилась сегодня возможность с вами поработать. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций. Я желаю нам успехов!
-А теперь я прошу вас посмотреть небольшой видеоролик и потом мы побеседуем.
- Как привить детям любовь к чтению, к книге? Как воспитать книголюбов? Ответы участников
-Все ваши ответы верны. Спасибо за активность.
Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». К сожалению, моя педагогическая практика показывает, что большинство детей не умеют извлекать информацию из текста. А ведь вы знаете, что на всех уроках ведётся работа с текстом. Уважаемые коллеги, приглашаю Вас на свой мастер-класс, тема которого: «Приёмы работы с текстом на уроках».
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.
- Коллеги, ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Каждому ли учителю-предметнику необходимо, чтобы ребёнок владел читательской грамотностью? Поднимите руки, кто согласен. Да
- Важно ли на каждом предмете, чтобы учащиеся умели работать с текстом? Да
- Каждый ли из нас на уроке обращается к тексту? Да
Итак, вижу, что данная проблема актуальна для всех. Поэтому предлагаю вам первый приём работы с текстом.
1. «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
-Предлагаю работать в парах.
- Давайте проверим, что у Вас получилось.
- Какие навыки у учащихся мы будем развивать с помощью этого приёма? Аргументы записываю на доске.
хорошо ориентироваться в тексте
развитие мыслительных навыков учащихся
умение работать с информацией
умение определять смысловую связь частей текста
- Этот приём я использую на уроках развития речи, как часть урока, или при изучении небольших произведений, когда мы изучаем правила на уроках русского языка и математики.
Посмотрите, например, как я использую этот приём на уроке литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Правда всего дороже». Дети прописывают порядок предложений.
Или, например, когда мы изучаем определение по русскому языку «Имя существительное», я предлагаю детям вставить пропущенные слова в определение.
Мои учащиеся хорошо ориентируются в тексте, могут определить смысловую связь текста.
- Перейдём к следующему приёму, который называется «Ключевые слова».
- Как вы думаете, для чего нужно уметь выделять ключевые слова?
- Предлагаю Вам поработать с тестом. Работаем в парах. Найдите и подчеркните ключевые слова. Зачитаем их. (5-10 слов)
- Какой навык развиваем при работе с ключевыми словами? Аргументы записываю на доске.
умение анализировать
умение выделять
умение сравнивать
обогащать словарный запас и т.д.
Я использую это задание на всех уроках. Он помогает учащимся лучше ориентироваться в содержании текста.
3. Ещё один навык, над формированием которого я работаю - это умение задавать вопросы. Приём называется «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, при ответе на которые требуется анализ текста, проблемные (толстые) вопросы.
-Коллеги, я предлагаю Вам в парах составить такие вопросы по нашему тексту. Даю 2 мин.
- Озвучьте, пожалуйста, какие вопросы вами составлены.
- Какие навыки формируются при работе с этим приёмом? Что мы развиваем у учащихся, когда учим задавать тонкие и толстые вопросы? Аргументы записываю на доске.
развитие мышления и внимания учащихся
умение задавать ''умные'' вопросы.
умение вдумываться в текст
умение лучше усвоить его содержание.
Этот приём я использую на уроках, а также его можно использовать в качестве д/з - составить «Толстые и тонкие вопросы». У меня эта таблица висит на стене в кабинете. Мы стараемся по ней активно работать, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира.
- Уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста, внимание на доску.
- Считаете ли вы, что все эти навыки являются важными для учащихся? Кто согласен, поднимите руки. Все согласны, поэтому можно и даже очень нужно учить детей работать с текстом.
В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде
всего зависит от педагога.
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил Константин Дмитриевич Ушинский. Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное».

Приём «Ключевые слова»
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»



Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому,
к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме
осталась двухлетняя девочка.
Пожарные послали Боба. Боб побежал
по лестнице и скрылся в дыме.
Через пять минут он выбежал из дома
и в зубах за рубашонку нес девочку.
Мать бросилась к дочери и плакала от
радости, что дочь была жива.
Бывает часто, что в городах на пожарах
остаются дети в домах
и их нельзя вытащить, потому что они от испуга
спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть.
Пожарные ласкали собаку и
осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался
опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть
еще что-нибудь живое, и пустили его.
Собака побежала в дом и скоро выбежала
с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то,
что она несла, то все расхохотались:
она несла большую куклу.
Для этого в Лондоне приучены собаки.
Собаки эти живут с пожарными, и когда
загорится дом, то пожарные посылают
собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне
спасла двенадцать детей; ее звали Боб.