Мастер-класс по изучению фразеологизмов на уроке русского языка в 6 классе

5
0
Материал опубликован 9 July

Каморникова Ю.В.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтерский УВК с. Степановка»


Мастер-класс

Методы и приемы изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 5-6 классах

Изучение фразеологизмов играет большую роль в развитии речи учащихся. Она совершенствуется всю жизнь, но особенно продуктивно в школьный период. От развития речи детей зависит успешность обучения по всем предметам. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы вызвать интерес к звучащему слову, научить пользоваться им, подготовить детей к совершенствованию речевого творчества.

При изучении фразеологизмов словарный запас детей станет богаче и разнообразнее, речь - ярче и выразительнее. Ведь, по словам В.Г.Белинского, «фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство».

Работа с фразеологическими единицами - длительный процесс, сохраняющий свою актуальность на протяжении всего школьного обучения. Поэтому можно выделить 3 основных этапа:

Пропедевтический – знакомство на практическом уровне, без введения терминов (начальные классы)

Систематический – изучение раздела «Фразеология» (5-6 классы)

Аспектный – рассмотрение фразеологии в связи с другими разделами (8-9 классы)

Я рассмотрю творческие задания по фразеологии, которые можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах.

В современном обществе перед учителем стоит сложная задача: выработать такую систему работы, которая будет направлена не только на формирование и расширение фразеологической компетенции школьника, но и на индивидуализацию такой работы. Конечно же, необходимо пополнить банк заданий.

Все задания можно разбить на три блока:

- задания, для пополнения словарного запаса учащихся;

- для развития креативности мышления;

- для ознакомления с достижениями духовной и материальной культуры народа.

Предлагаю рассмотреть их подробнее.

1.Задания для пополнения словарного запаса учащихся.


Объясните значение фразеологизмов


Теплое местечко – выгодное

Заморить червячка – наесться

Точка зрения – мнение

На веки вечные – навсегда

Без сучка без задоринки – гладко

Непочатый край – много

Битый час – долго

Сложить оружие – сдаться

Рукой подать – близко

Держать хвост трубой – не унывать.


2. «Угадай-ка!»

Учащимся даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо догадаться, о чем идет речь.

1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают

( уши)

2. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги (ветер)

3. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)


ПРАКТИЧЕСКОЕ 1.

"Зоопарк". Отправляемся на экскурсию в зоопарк. Внимательно посмотрите, какие животные там обитают. А теперь давайте вспомним и назовем фразеологизмы, связанные с этими животными.

t1720497438aa.gif

ВОЛК - голоден как волк, волком выть

ЗАЯЦ - труслив как заяц, заячья душа

ОСЕЛ - упрям как осел

ГУСЬ - как с гуся вода, гусь свинье не товарищ

ЛИСА - хитер как лиса

МЕДВЕДЬ - медвежья услуга



ПРАКТИЧЕСКОЕ 2.

Маша-растеряша Фразеологизмы растеряли свои значения, вам нужно им помочь найти друг друга.

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Держать язык за зубами

Намять бока

Хоть глаз выколи

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца



2. Задания для развития креативности мышления учащихся.

ПРАКТИЧЕСКОЕ 3. «Покажи фразеологизм»

Станьте так, как будто бы вы аршин проглотили. Согнитесь в три погобели. Посмотрите друг другу в глаза. Разведите руками. А теперь руки в брюки. Подержим нос по ветру. Намылили друг другу голову. А теперь перестаем витать в облаках и дальше работаем в поте лица.

ПРАКТИЧЕСКОЕ 4. Разгадай ребус и назови фразеологизм (работа в группах)

t1720497438ab.jpg

t1720497438ac.jpg

t1720497438ad.jpg



3. Задания для ознакомления с достижениями духовной и материальной культуры русского народа.


ПРАКТИЧЕСКОЕ 5. «Кто во что одет». Используя фразеологический словарь, оденьте человека, т.е. подберите фразеологизмы ко всем элементам одежды (частям тела).


ПРАКТИЧЕСКОЕ 6. «Город мастеров». Это игра. Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма.

1) топорная работа; без сучка, без задоринки; снять стружку. (Столяр)

2) на один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками. (Портной)

3) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (Повар)

Такое задание можно применять на уроках технологии и на мероприятиях профориентационной направленности.


ПРАКТИЧЕСКОЕ 7. «В двух словах»

Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? ______________

Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. Он работал_________________________________

Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? _____________________

Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.______________________________

Слова для справок:

t1720497438ae.png t1720497438af.png t1720497438ag.png t1720497438ah.png


4. Задания на закрепление материала

1. Математический диктант. На слух подсчитайте количество фразеологизмов в тексте и запишите в тетрадь.

СЕЛ В ГАЛОШУ
(Из приключений Ошибкина)

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчёт уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она меня вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница неожиданно вызвала меня к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10). Но в конце концов я сел в галошу (11).

Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу (15), как я. (15 фразеологизмов)

(И.Л. Челышева)


Доктор Айболит. Вылечи фразеологизм

"Доктор Айболит". Перед вами фразеологизмы, но они заболели, их надо вылечить. Что-то с ними не так. Давайте поможем.


Комар уха (__________) не подточит.

Брать корову (__________) за рога.

А Петька (____________)слушает да ест.

Пять (____________) пятниц на неделе.

Знать, как свои десять (_____________) пальцев.

Держать в ежовых перчатках (_______________).


Как видим, изучение фразеологизмов, это не только расширение словарного запаса обучающихся, но и интересные и увлекательные задания. Систематическое использование заданий с фразеологизмами позволяет:

разнообразить урок русского языка;

постепенно пополнять словарный запас обучающихся;

осуществлять индивидуальный подход;

расширять представление школьников о культуре, истории и быте народа;

устанавливать межпредметные связи в образовательной деятельности.

Эти задания можно использовать в качестве рефлексии на любом уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.