Мастер-класс по логопедии «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 13 February 2023

Мастер-класс «Эффективные современные технологии

в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

    Цель: Знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Задачи:

1.      Познакомить участников мастер-класса с наиболее эффективными инновационными

технологиями, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

2.      Заинтересовать педагогов и родителей этими технологиями для применения в работе с детьми с ОВЗ.

3.      Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.

Ход.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

            Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, дружно отвечайте.

      Он слон – она …

      Он лось – она …

      Он кот – она …

 - Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

      Он морж – она …

      Он заяц – она …

      Он бук – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

      Он тигр – она …

      Он осел – она …

      Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

    Теоретическая часть.

    Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

    Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует:

      Повышению у детей интереса к выполнению заданий.

      Улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.

      Расширению детских представлений об окружающем их мире.

      Повышению мотивации к занятиям.

      Обогащается лексико-грамматические компоненты речи, фонетико-фонематическая сторона речи и связная речь.     

На мастер-классе предлагаю рассмотреть следующие технологии:

 

 















https://documents.infourok.ru/d4cbc823-0c86-4d30-82df-e61d899dace9/0/image003.png






https://documents.infourok.ru/d4cbc823-0c86-4d30-82df-e61d899dace9/0/image005.png




































https://documents.infourok.ru/d4cbc823-0c86-4d30-82df-e61d899dace9/0/image007.png









https://documents.infourok.ru/d4cbc823-0c86-4d30-82df-e61d899dace9/0/image008.png










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Биоэнергопластика

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.

    Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики - это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.

    Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развиваются координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.

Одновременно выполняются упражнения:

v  «Улыбочка» - губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

v  «Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует

трубочку.

v  «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой

ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5.

v  «Иголочка» - рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак,

указательный палец выставлен вперёд.

Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.

Ø  «Качели» - кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь

с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх.

Ø  «Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от

одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два.

Ø  «Почистим зубки» - язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми

пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

Ø  «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу,

ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

Это - динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики можно использовать в форме сказок:

«Зоопарк»

«Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

https://moluch.ru/blmcbn/62503/62503.001.jpg

Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/11/08/2444154e8b32a5f110ada9ac241043d4.jpg

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

 

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

 

https://moluch.ru/blmcbn/62503/62503.003.jpg

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

https://moluch.ru/blmcbn/62503/62503.004.jpg

 

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Я - веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

https://moluch.ru/blmcbn/62503/62503.005.jpg

Покатался Язычок и подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажем, как работают часики!

https://moluch.ru/blmcbn/62503/62503.006.jpg

 

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой.     

    Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

 

Кинезиологические упражнения

Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

    Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности), развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.

    Выполним некоторые из них.

      «Колечко». Соединить в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполнять в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

      «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.

      «Лезгинка». Левая рука - в кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой

прямой ладонью прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.

      «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо.

При команде «Хлопок» одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

      «Змейка». Скрестить руки ладонями вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым пальцем по инструкции.

      «Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочках. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.

      «Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно

касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.

      «Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться

ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.

 

Массаж «Су-джок»

    Хочу представить вашему вниманию еще одну нетрадиционную технологию работы – «Су-Джок терапия» («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

    На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.

 

Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам:

«Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит и пыхтит.

Между пальчиками бежит и пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».

-  Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.

«Я колечко одеваю и на пальчике катаю.

Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись».

    Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.

    При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

    Рекомендую массаж выполнять в начале занятия, в середине или перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.

 

«Мнемотехника»

Цель: обучение эффективному запоминанию и воспроизведению информации через преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)    

    Мнемотехника - совокупность приёмов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

    Приемы мнемотехники используются для составления описательных рассказов, пересказа текста, запоминания и проговаривания скороговорок, стихов и потешек. Предлагается познакомиться со сказками-связками для автоматизации отдельных групп звуков в предложениях.

    Первоначально знакомимся с символами, которые будут встречаться в тексте. Затем составляются предложения, связный текст.

 предлог «К»

 

 предлог «В»

 глагол «ИДЕТ»

глагол «ВЗЯЛ»

 глагол «ПРЫГАЕТ»

 глагол «ЕСТ»

 «ЕЖИК»

 «ДВОР»

 «ГРУША»

»РЫЖАЯ КОШКА»

 

глагол «УКОЛОТЬСЯ»

 

   «ЛАПА»

глагол «МЯУКАТЬ»

 

 «ДОМ»

 

Сказка-связка для закрепления произношения звуков Ш, Ж.

«Приключение Ёжика Шик и рыжая кошка»



 



 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 




 

 



Примерный текст сказки - связки:

1.      Ежик пришел во двор.

2.      Ежик взял грушу.

3.      Ежик стал кушать грушу.

4.      Рыжая кошка подошла к ежику.

5.      Кошка прыгнула на ежика.

6.      Кошка уколола лапу, замяукала и побежала домой.

    Такие мнемотаблицы можно использовать готовые и составлять самостоятельно по разным лексическим темам для

- Закрепления правильного произношение звуков в словах, фразах и предложениях.

- Правильного употребления в речи предлогов.

- Обогащения и активизации словарного запаса.

- Развития внимания, памяти, логического мышления.

    Мнемотехника облегчает запоминание, развивает образное мышление с помощью символов, полисенсорного воздействия, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и активизируя компенсаторные механизмы. Служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом.

    В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

      Существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки, автоматизации и дифференциации).

      Повышает интерес и положительный эмоциональный настрой.

      Активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка.

      Развивает все компоненты речевой системы.

      Уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность.

      Повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.

      Способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

      Регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка.

      Создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов.

      Реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.

 

Литература:

1.      Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001. [с.221–234]

2.      Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001. [с.132–134]

3.      Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999. [с.87–92]

4.      Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: ОЛИСС, 2011. [с.35–38]

5.      Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986. [с.55–66]

6.      Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 [с.22–24]

7.      Берлина В. С., Чекалина С. В. Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций. [с.221–234]

8.      Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. [с.105–109]

9.      Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. [с.6–7]

10.  Деннисон Г., Деннисон И. Гимнастика мозга. -М.,2003г. [с.7–9]

11.  Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения.- М., 2003г. [с.34–42]

12.  Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. — М., 2005г. [с.76–88]

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации