Мастер-класс по логопедии «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» (1–4 класс)
Мастер-класс «Эффективные современные технологии
в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Цель: Знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с наиболее эффективными инновационными
технологиями, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
2. Заинтересовать педагогов и родителей этими технологиями для применения в работе с детьми с ОВЗ.
3. Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.
Ход.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, дружно отвечайте.
Он слон – она …
Он лось – она …
Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
Он заяц – она …
Он бук – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
Он тигр – она …
Он осел – она …
Он баран – она …
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
Теоретическая часть.
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует:
Повышению у детей интереса к выполнению заданий.
Улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.
Расширению детских представлений об окружающем их мире.
Повышению мотивации к занятиям.
Обогащается лексико-грамматические компоненты речи, фонетико-фонематическая сторона речи и связная речь.
На мастер-классе предлагаю рассмотреть следующие технологии:
Биоэнергопластика
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.
Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики - это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.
Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развиваются координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.
Одновременно выполняются упражнения:
v «Улыбочка» - губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.
v «Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует
трубочку.
v «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой
ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5.
v «Иголочка» - рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак,
указательный палец выставлен вперёд.
Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.
Ø «Качели» - кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь
с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх.
Ø «Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от
одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два.
Ø «Почистим зубки» - язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми
пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо.
Ø «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу,
ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
Это - динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики можно использовать в форме сказок:
«Зоопарк»
«Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот – Отдыхает бегемот. |
Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем - перестанем И нисколько не устанем. |
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
|
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.
|
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я - веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.
|
Покатался Язычок и подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажем, как работают часики!
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
|
Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Кинезиологические упражнения
Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.
Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности), развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.
Выполним некоторые из них.
«Колечко». Соединить в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполнять в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.
«Лезгинка». Левая рука - в кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой
прямой ладонью прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.
«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо.
При команде «Хлопок» одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка». Скрестить руки ладонями вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым пальцем по инструкции.
«Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочках. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.
«Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно
касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.
«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться
ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.
Массаж «Су-джок»
Хочу представить вашему вниманию еще одну нетрадиционную технологию работы – «Су-Джок терапия» («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам:
«Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит.
Между пальчиками бежит и пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».
- Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.
«Я колечко одеваю и на пальчике катаю.
Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись».
Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.
При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Рекомендую массаж выполнять в начале занятия, в середине или перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.
«Мнемотехника»
Цель: обучение эффективному запоминанию и воспроизведению информации через преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
Мнемотехника - совокупность приёмов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.
Приемы мнемотехники используются для составления описательных рассказов, пересказа текста, запоминания и проговаривания скороговорок, стихов и потешек. Предлагается познакомиться со сказками-связками для автоматизации отдельных групп звуков в предложениях.
Первоначально знакомимся с символами, которые будут встречаться в тексте. Затем составляются предложения, связный текст.
предлог «К»
предлог «В»
глагол «ИДЕТ»
глагол «ВЗЯЛ»
глагол «ПРЫГАЕТ»
глагол «ЕСТ»
«ЕЖИК»
«ДВОР»
«ГРУША»
»РЫЖАЯ КОШКА»
глагол «УКОЛОТЬСЯ»
«ЛАПА»
глагол «МЯУКАТЬ»
«ДОМ»
Сказка-связка для закрепления произношения звуков Ш, Ж.
«Приключение Ёжика Шик и рыжая кошка»
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
Примерный текст сказки - связки:
1. Ежик пришел во двор.
2. Ежик взял грушу.
3. Ежик стал кушать грушу.
4. Рыжая кошка подошла к ежику.
5. Кошка прыгнула на ежика.
6. Кошка уколола лапу, замяукала и побежала домой.
Такие мнемотаблицы можно использовать готовые и составлять самостоятельно по разным лексическим темам для
- Закрепления правильного произношение звуков в словах, фразах и предложениях.
- Правильного употребления в речи предлогов.
- Обогащения и активизации словарного запаса.
- Развития внимания, памяти, логического мышления.
Мнемотехника облегчает запоминание, развивает образное мышление с помощью символов, полисенсорного воздействия, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и активизируя компенсаторные механизмы. Служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом.
В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки, автоматизации и дифференциации).
Повышает интерес и положительный эмоциональный настрой.
Активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка.
Развивает все компоненты речевой системы.
Уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность.
Повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
Регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка.
Создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов.
Реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.
Литература:
1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001. [с.221–234]
2. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001. [с.132–134]
3. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999. [с.87–92]
4. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: ОЛИСС, 2011. [с.35–38]
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986. [с.55–66]
6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 [с.22–24]
7. Берлина В. С., Чекалина С. В. Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций. [с.221–234]
8. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. [с.105–109]
9. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. [с.6–7]
10. Деннисон Г., Деннисон И. Гимнастика мозга. -М.,2003г. [с.7–9]
11. Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения.- М., 2003г. [с.34–42]
12. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. — М., 2005г. [с.76–88]