12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабченкова Оксана Алексеевна1057
Россия, Курская обл., г.Железногорск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »



t1682939772aa.gif

                                 





Приложение: план реализации проекта по месяцамDOCX / 4.31 Мб
​​​​​​​


Рабочие листы для распечатывания:межполушарное взаимодействиDOCX / 2.55 Мб




Проект

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

В работе УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА доо

С ДЕТЬМИ С овз, имеющими

тяжелые нарушения речи






Автор: учитель-логопед

Бабченкова О.А.

Железногорск, 2022г.


Введение


В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым ребенком индивидуальна. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логоработы. Успех коррекционно-логопедической работы с детьми с речевой патологией во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейрометоды обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с ТНР.

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Нейрогимнастика синхронизирует работу полушарий, направлена на улучшение запоминания, восприятия речи собеседника, вызывает стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяет быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Во время систематических занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна для детей с ОВЗ, имеющих ТНР.



СОДЕРЖАНИЕ проектА


Тема проекта

«Волшебная нейрогимнастика для развития речи дошкольников с ОВЗ»

Тип проекта

долгосрочный.

Участники реализации проекта

Бабченкова О.А.-учитель-логопед.

Дошкольники старшей группы компенсирующей направленности , имеющие ТНР.

Воспитатели группы компенсирующей направленности.

Родители (законные представители) воспитанников.

Ключевые понятия

Нейрогимнастика, кинезиология, тяжелые нарушения речи.

Цель проекта

Через использование нейрокомплексов создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Задачи проекта

Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими реч нар.

Определить эффективность использования нейроупражнений при работе с детьми с ТНР.

Сформировать комплексы нейроупражнений для коррекционной работы с дошкольниками.

Внедрить комплексы нейрогимнастики в коррекционную работу по развитию речи у детей с ТНР.

Сроки и этапы реализации

Срок реализации проекта - ноябрь 22 г- май 2022г

I этап - Организационный- ноябрь 2022 г.

II этап – Концептуальный - декабрь 2022 г. - апрель 2023 г.

III этап - Аналитический -май 2023 г.

Макет реализации проекта

1. Самообразование.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

4. Работа с воспитателями.

5. Методический инструментарий.


Ресурсное обеспечение проекта

1. Оформление нейроуголка в группе.

2. Оформление нейроцентра в логопедическом кабинете.

3. Методический уголок:

планы-конспекты логопедических занятий с применением нейроупражнений, нейротренажеров;

консультации для педагогов и родителей;

упражнения с применением нейротренажеров;

4.Оборудование: ортопедические коврики, кинезиологические упражнения, графомоторные дорожки, межполушарные доски.

Итоги проекта

Разработка методического пособия «Волшебная нейрогимнастика для дошкольников», которое может использоваться в практике как педагогами групп компенсирующей направленности, так и педагогами общеразвивающих групп.



Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.

Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методлитературе.


Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью подобранных нейроупражнений, нейротренажеров организм дошкольников с ОВЗ координировал работу правого и левого полушарий, развивал взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у детей память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Как показывает опыт, нейрогимнастику в системе необходимо использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.


Этапы реализации проекта


Этап реализации

проекта,

цели этапа

Содержание и методы деятельности

Продукты инновационной деятельности,

прогнозируемые результаты

1-й этап «Организацион-

ный»


Цели этапа:

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.

Создание организационной основы реализации проектной деятельности.

Координация деятельности участников проектной деятельности.



Изучение теоретических аспектов по использованию нейроупражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

- Ознакомление с методической литературой по данному вопросу.

-Написание плана самообразования по данной теме.

Диагностика детей

- Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б.

- Заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ОВЗ.





2-й этап «Концептуаль-

ный»


Цели этапа:

Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.


Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

-Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.).

-Создание банка видео, фото и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д.

Коррекционно-воспита-

тельная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи


- Внедрение в образовательный процесс проекта «Волшебная нейрогимнастика для развития речи дошкольников».

- Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта.


Работа с родителями воспитанников

- Фотоотчеты о работе по развитию речи.

- Консультации, буклеты, беседы.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и нейроупражнений для речевого развития детей.

- Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию нейрогимнастики для речевого развития в работе с детьми.

- Пополнение информации на страницах официального сайта ДОО.

-Активное включение родителей в образовательный процесс группы.

Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности

- Мониторинг проектной деятельности.

- Внесение корректив в документацию проектной деятельности.

3-й этап «Аналитический»


Цели этапа:

Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.

Распространение

опыта работы по реализации проекта «Волшебная нейрогимнастика для развития речи дошкольников».



Итоговый мониторинг показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и нейроупражнений в системе коррекционно-логопеди-

ческой работы.

- Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности.




Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ТНР;

- скоординированности действий всех участников проекта.

-Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта.




















Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.