Проект по использованию нейротехнологий в работе учителя-логопеда ДОО с детьми с ОВЗ
Приложение: план реализации проекта по месяцамDOCX / 4.31 Мб
Рабочие листы для распечатывания:межполушарное взаимодействиDOCX / 2.55 Мб
Проект
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ
В работе УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА доо
С ДЕТЬМИ С овз, имеющими
тяжелые нарушения речи
Автор: учитель-логопед
Бабченкова О.А.
Железногорск, 2022г.
Введение
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность работы с каждым ребенком индивидуальна. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логоработы. Успех коррекционно-логопедической работы с детьми с речевой патологией во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейрометоды обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с ТНР.
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Нейрогимнастика синхронизирует работу полушарий, направлена на улучшение запоминания, восприятия речи собеседника, вызывает стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяет быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Во время систематических занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна для детей с ОВЗ, имеющих ТНР.
СОДЕРЖАНИЕ проектА
Тема проекта | «Волшебная нейрогимнастика для развития речи дошкольников с ОВЗ» |
Тип проекта | долгосрочный. |
Участники реализации проекта | Бабченкова О.А.-учитель-логопед. Дошкольники старшей группы компенсирующей направленности , имеющие ТНР. Воспитатели группы компенсирующей направленности. Родители (законные представители) воспитанников. |
Ключевые понятия | Нейрогимнастика, кинезиология, тяжелые нарушения речи. |
Цель проекта | Через использование нейрокомплексов создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. |
Задачи проекта | •Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими реч нар. •Определить эффективность использования нейроупражнений при работе с детьми с ТНР. •Сформировать комплексы нейроупражнений для коррекционной работы с дошкольниками. •Внедрить комплексы нейрогимнастики в коррекционную работу по развитию речи у детей с ТНР. |
Сроки и этапы реализации | Срок реализации проекта - ноябрь 22 г- май 2022г I этап - Организационный- ноябрь 2022 г. II этап – Концептуальный - декабрь 2022 г. - апрель 2023 г. III этап - Аналитический -май 2023 г. |
Макет реализации проекта | 1. Самообразование. 2. Работа с детьми. 3. Работа с родителями. 4. Работа с воспитателями. 5. Методический инструментарий. |
Ресурсное обеспечение проекта | 1. Оформление нейроуголка в группе. 2. Оформление нейроцентра в логопедическом кабинете. 3. Методический уголок: планы-конспекты логопедических занятий с применением нейроупражнений, нейротренажеров; консультации для педагогов и родителей; упражнения с применением нейротренажеров; 4.Оборудование: ортопедические коврики, кинезиологические упражнения, графомоторные дорожки, межполушарные доски. |
Итоги проекта | Разработка методического пособия «Волшебная нейрогимнастика для дошкольников», которое может использоваться в практике как педагогами групп компенсирующей направленности, так и педагогами общеразвивающих групп. |
Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.
Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методлитературе.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью подобранных нейроупражнений, нейротренажеров организм дошкольников с ОВЗ координировал работу правого и левого полушарий, развивал взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у детей память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Как показывает опыт, нейрогимнастику в системе необходимо использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Этапы реализации проекта
Этап реализации проекта, цели этапа | Содержание и методы деятельности | Продукты инновационной деятельности, прогнозируемые результаты |
1-й этап «Организацион- ный» Цели этапа: Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме. Создание организационной основы реализации проектной деятельности. Координация деятельности участников проектной деятельности. | ||
Изучение теоретических аспектов по использованию нейроупражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. | - Ознакомление с методической литературой по данному вопросу. -Написание плана самообразования по данной теме. | |
Диагностика детей | - Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б. - Заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ОВЗ. | |
2-й этап «Концептуаль- ный» Цели этапа: Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности. | Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности | -Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). -Создание банка видео, фото и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д. |
Коррекционно-воспита- тельная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи | - Внедрение в образовательный процесс проекта «Волшебная нейрогимнастика для развития речи дошкольников». - Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта. | |
Работа с родителями воспитанников | - Фотоотчеты о работе по развитию речи. - Консультации, буклеты, беседы. | |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и нейроупражнений для речевого развития детей. | - Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию нейрогимнастики для речевого развития в работе с детьми. - Пополнение информации на страницах официального сайта ДОО. -Активное включение родителей в образовательный процесс группы. | |
Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности | - Мониторинг проектной деятельности. - Внесение корректив в документацию проектной деятельности. | |
3-й этап «Аналитический» Цели этапа: Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности. Распространение опыта работы по реализации проекта «Волшебная нейрогимнастика для развития речи дошкольников». | Итоговый мониторинг показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и нейроупражнений в системе коррекционно-логопеди- ческой работы. | - Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности. |
Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; - результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ТНР; - скоординированности действий всех участников проекта. | -Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта. |