12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурдужа Неля Андреевна20
1

Мастер-класс по теме «Формирование у учащихся потребности в новых знаниях:приёмы и средства мотивации, организации и стимулирования учебной деятельности»

Приветствие.

- Желаю успеха большого во всём и везде! Здравствуйте. Слайд 1

Кроссенс. Слайд 2

- Уважаемые коллеги, перед вами на слайде представлена ассоциативная головоломка нового поколения - кроссенс. Головоломка состоит из 9 фотографий, заключающих в себе понятия, центральное понятие нам предстоит сейчас разгадать. Каждое предыдущее понятие логически связано с последующим, а кроме того, 2,4,6,8 понятие связано с центральным.

Отгадывают кроссенс. – РУКА Слайд 3

- Мы с вами находимся в преддверии международного дня рукопожатий, который отмечается 21 ноября по инициативе двух братьев-американцев Маккомак с 1973г. Слайд 4

Работа с ладошками-заготовками Слайд 5

- Уважаемые коллеги, у себя на партах вы найдете вот такие «ладошки». Я прошу вас на среднем пальчике, который отражает состояние духа, описать ваше эмоциональное состояние на начало мастер-класса.(пишут). Отложите ладошки в сторону, мы вернёмся к ним чуть позже.

- Мы не придаём большого значения нашим рукам, но, как оказывается, именно с их помощью мы можем передать тепло, попросить о помощи, оказать помощь. Открытые к собеседнику ладони демонстрируют готовность к общению. С помощью рук мы требуем, обещаем, подытоживаем, отпускаем, угрожаем, умоляем, отрицаем, укоряем, спрашиваем.

Объявление темы мастер-класса.

Скажите, смогла ли я пробудить ваше внимание к своему выступлению?Но, как вы понимаете, рука не может быть темой моего мастер-класса - мы же не биологи.Я просто продемонстрировала вам один из приёмов, помогающих пробудить в обучающихся интерес к предмету. Таким образом, мы подошли к теме нашего мастер-класса: «Формирование у учащихся потребности в новых знаниях: приёмы и средства мотивации, организации и стимулирования учебной деятельности». Слайд 6.

Основная часть.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Слайд 7

Итак, что же такое МОТИВАЦИЯ Слайд 8

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив - побуждение к достижению цели.

Каково же значение мотивации? Слайд 9

Давайте рассмотрим причины снижения учебной мотивации у учеников. Слайд 10

Выделяют три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности. Слайд 11

КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска:  Слайд 12

«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» 

(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.

КИТ 3 Ощущение компетентности: 

«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Считаю успех на уроке основой взаимопонимания между учителем и учеником. Для достижения главной задачи образования использую различные формы и методы обучения и воспитания, в том числе и на мотивационном этапе урока:

Техника «Проблемные вопросы» Слайд 13

Начать можно с того, что при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать» Слайд 14
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать.

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения Слайд 15

Эпиграф Слайд 16
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт.

«Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку». А. Навои

«Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность». Цзи Юнь

«Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек». П. Бомарше


Прием «Народная мудрость»

Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

Делу время, потехе час.

Больше знай, меньше болтай.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Китайские пословицы:

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».

Приём «Перепутанные логические цепочки»

(начинается, С, успех!Удачи, малой) «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Прием «Продолжение незаконченной фразы» Слайд 17

- Продолжите предложение «Учеником быть хорошо (интересно), потому что…» (… узнаем много нового и интересного, полезного и т.д.)

– Как бы вы закончили фразу «Географию уже затем учить надо, что …»

Прием «Вхождение в образ».

Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…».

- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте… (Урок закрепление)

- Ребята, представим, что сегодня мы необычные путешественники, мы астронавты. Кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство). Кого могут встретить космонавты в космосе? (инопланетян) – Что мы им расскажем о Вселенной?

Прием «Нужные качества» Слайд 18

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которое помогают в учёбе …

которые пригодятся для успешной работы на уроке…

которые помогут нашему уроку быть успешным…(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

Прием «Азбука хороших слов». Слайд 19

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.).

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Д» (добрый, душевный, доброжелательный, достойный, добросовестный, дружный, дружелюбный, добродушный и др.).

Прием «Корзина чувств»

-Ребята у меня в руках 2 корзины. Одна корзина с такими чувствами и качествами: радость, удовлетворение, восхищение, доброта, старание и т.д.

-А другая корзина пустая, в которую вы можете положить свои чувства и качества, которые мешают вам учиться: раздражительность, плаксивость, нетерпеливость, лень, эгоизм и т.д.

Дети пишут качества и чувства и кладут в корзины.

Прием «Доброе тепло» Слайд 20

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (всем классом)

- Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке.

- Поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

Прием «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только 2 минуты. За это время они должны собраться в группы, поздороваться с участником своей группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Прием «Удивляй!» Слайд 21

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: (умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие). Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример. Урок географии зимой начинается с небольшого рассказа. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Применяю на своих уроках такие приёмы Слайд 22

эмоциональный настрой учащихся (чтение стихотворения, слушание музыкальных произведений)

применение информационных компьютерных технологий

проблемный вопрос, вопрос-противоречие

введение в тему – приёмы «якорь», «крючок», «подкидная доска».

использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса

написание сказки, фантастической истории или рассказа

Опора на жизненный опыт

Занимательная ситуация

ЗСС (задание самому себе)

Игры и конкурсы

Игра “Веришь, не веришь ”Верите ли вы, что… Слайд 23

Уважаемые коллеги, давайте поиграем.

Игра.

Итак, у нас с вами три соревнующиеся команды: команда 1, 2 и 3 ряда. Каждая команда имеет один листочек с заданиями, который как эстафета будет передаваться от первой парты до последней. Суть задания: каждая парта должна отметить на карте один географический объект из списка. Как только задание выполнено, оно сразу же передаётся следующей парте. Победит та команда, которая первая верно справится с заданием.

«Верю, не верю» Слайд 24

Хочу предложить вам ещё один приём, который позволит пробудить в детях интерес к изучению географии. Называется приём «Верю-не верю». Я буду называть вам некоторые факты, ваша задача – подумать, верите вы в это или нет. Просто на пальчиках посчитайте количество тех фактов, с которыми вы согласны.

1. В Канаде есть памятник украинскому варенику.

2. Париж находится в Северной Америке.

3. Самое короткое географическое название состоит из одной буквы.

4. Существует географическое название, содержащее более 80 букв.

5. Туристические компании предлагают любителям экзотики позагорать на чёрном пляже.

Итак, кто из вас доверяет мне настолько, что поверил во все мои утверждения? Какие вы молодцы. Вы абсолютно правы. Все эти утверждения действительно верны.

1. На центральной площади канадского городка Глэндон, который является одним из центров украинской диаспоры, возвышается его официальный символ - вареник высотой 9 метров и весом 2700 кг. Слайд 25.

2. В США целых 3 города Перу и еще 9 Парижей. Слайд 26.


3. Самым коротким названием местности является «Å» — название маленькой деревушки, которая расположена и в Швеции и в Норвегии. В скандинавском языке «Å» означает „река“. Слайд 27.

4. Одно из самых длинных географических названий состоит из 84 букв, оно принадлежит холму в Новой Зеландии и на языке маори означает «место, где Таматея, мужчина с большими коленями, который соскользнул, поднялся и проглотил горы, будучи известным как пожиратель гор, играл на своей флейте для своей любимой». Слайд 28.

5. В Исландии есть пляж, берега которого черные. Он состоит из черного гравия и черных валунов. На Земле есть несколько подобных пляжей. 

Слайд 29.

Рефлексия.

А теперь вернёмся к нашей ладошке. Итак, давайте найдём большой пальчик, который обозначает бодрость и здоровье. На нём опишите своё настроение на конец мастер-класса. Указательный пальчик – укажите, чем полезен был вам наш мастер-класс.

Безымянный – какие из упомянутых сегодня приёмов вы запомнили. На мизинце отразите пожелания мне. Зачитывают «пальчики» 5 человек

 Спасибо за вашу работу и ваши пожелания. Я в благодарность за ваше внимание хочу подарить вам ладонь Фатимы, которая принесёт вам веру, терпение и благополучие. Слайд 30.

Презентация
PPTX / 11.59 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Климова Людмила Петровна, 29.03.19 в 00:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за мастер-класс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.