12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кошкина Наталья Константиновна18
Педагог-психолог в общеобразовательной школе. Имею степень магистра в области "Психология образования"
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
0

Статья «Психологический тренинг как средство формирования конструктивной мотивации учебной деятельности»

Психологический тренинг как средство формирования конструктивной мотивации учебной деятельности.

Цель психологического тренинга - способствовать формированию конструктивной мотивации учебной деятельности слабоуспевающих младших школьников.

Задачи психологического тренинга:

самоанализ, выяснение своих внутренних ресурсов - сильных сторон и трудностей в обучении, стремление к реализации своих способностей;

формирование мотивов достижения успеха;

формирование внутренних и учебно-познавательных мотивов;

развитие способностей к целеобразованию, планированию своего поведения

осознание связи учебной деятельности с положительными эмоциями, адекватное эмоциональное переживания тех или иных результатов учения

формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности;

межличностная поддержка;

развитие произвольных действий в поведении и деятельности;

осознание учащимися чувств, которые вызывают у них школьные занятия.

Обеспечить формирование конструктивной мотивации учебной деятельности можно через реализацию в процессе проведения занятий тренинга его задач, включающую ряд шагов.

1)Первый шаг предполагает, во-первых, формирование положительного отношения к занятиям и адаптацию детей к общению с новым взрослым. Здесь проводится знакомство, вводная беседа, знакомство с целью и принципами тренинговой работы, а также с ритуалами приветствия и прощания, сопровождающими каждое последующее занятие и игра, направленная на создание доброжелательных отношений в группе, просмотр видеоролика по теме «знакомство» и его обсуждение.

Во-вторых, настрой на работу производится с помощью настроя на развитие произвольных действий в деятельности и поведении. Это помогает сделать игра «Как подружились Хочу и Надо», основанная на одноименной сказке и предполагающая её завершение детьми и практическую работу и групповое задании по поиску решения в трудных ситуациях.

2) Второй шаг направлен на раскрытие внутренних ресурсов каждого ребенка, на которых возможно построение мотивации учебной деятельности. Этому способствует проведение упражнения «презентация», помогающее выявить каждым свои положительные стороны, упражнение «комплименты», направленное на раскрытие положительных качеств каждого посредством анализа другими участниками группы.

Игра «преобразование» позволит преодолеть негативные переживания и изменить направленность личности на позитивную.

3) Затем следует третий шаг, направленный на формирование новых ресурсов (факторов), способствующих формированию конструктивной мотивации учебной деятельности.

Во-первых, он предполагает формирование мотива достижения успеха вместо мотива избегания неудачи, посредством анализа трудностей в учебной деятельности и формированию мотивации на их преодоление с помощью составления «маршрута преодоления» и его реализации в игре «альпинисты»,

Во-вторых, здесь осуществляется формирование познавательной мотивации посредством игры «путешествие в страну учебных удач». Эта игра подразумевает групповую работу по решению заданий.

Также осуществляется работа над развитием целеполагания посредством определения детьми цели различных деятельностей, а также составление «цепочки целей».

Помимо прочего, на данном этапе проводится работа, направленная на эмоциональное состояние и отношение детей к школе. Она присутствует во время проведения практически всех занятий. Так, присутствует упражнение, позволяющее вербализовать свои эмоции, и обсудить ориентацию с негативных на позитивные чувства в процессе игры «Эстафета чувств».

Также в процессе прочтения и обсуждения «сказки о ленивой звездочке» происходит формирование стремления к позитивному отношению к урокам посредством реализации своих способностей, что и закрепляется в игре «Я смогу», которая предполагала физическую нагрузку.

4) Четвертый шаг предполагает подведение итогов проделанной работы. Это осуществляется через игру «Хвастовство», в процессе которой дети рассказывают о своих достижениях в процессе занятий.

При правильной организации и последовательной реализации всех шагов социально-психологический тренинг может стать одним из лучших способов формирования конструктивной мотивации слабоуспевающих младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. – 352 с.

Бабанский, Ю.К. Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ / Ю.К. Бабанский, H.A. Менчинская и др. - М.: Просвещение, 1976. - 56 с.

Данилов, М.А. Предупреждение неуспеваемости в школе. - М.: Учпедгиз, 1950. – 94 с.

Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

Евграфова, Т.А. Изучение мотивации достижения и тревожности младших школьников // Теоретико-методологические основания преемственности дошкольного и начального образования. Сб. науч. ст. - Волгоград: Перемена, 2001. - С.61-71.

Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 256 с.

Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991. 80с.

Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2000. – 190 с.

Маркова, А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. — 64 с.

Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2005. — 240 с.

Шепелева, Л.П. Программы социально-психологических тренингов: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.