12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лепёхина Елена Александровна7
3

Мастер-класс по теме «Использование творческих заданий на уроках географии и во внеурочной деятельности при работе с текстовыми источниками информации»

Мастер-класс по теме «Использование творческих заданий на уроках географии и во внеурочной деятельности при работе с текстовыми источниками информации»

Мастер-класс разработала

Лепёхина Елена Александровна,

учитель географии МКОУ «СШ № 11»

г. Палласовки Волгоградской области

Цель мастер-класса: познакомить с некоторыми формами и методами работы с текстовыми источниками информации.

Актуальность.

Сегодня в работе школы aктуально не только усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, её познавaтельных и созидательных способностей. Рaбота с текстом значительно повышает продуктивность самостоятельной работы учащихся на уроке, а также качество усвоения материала и его практическую значимость. Не секрет, что современные школьники очень мало читают и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь развитие основ читательской компетенции, способствует достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы.

Анализ учебной деятельности позволил определить основные пробелы у наших школьников:

неумение работать с информацией: искать, соотносить, сопоставлять,

конкретизировать, прогнозировать;

неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию;

отсутствие навыков преобразования информации, представленной в различных

знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

неумение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (художественных, научно-популярных, философских, публицистических) знания по заданным темам;

отсутствие навыка целостного анализа информации.

Для формирования комплекса умений связанных с анализом и пониманием текстов – «компетентности чтения» или, как его ещё называют «компетентности понимания» делаю акцент на формировании грамотности чтения, умении извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам. Существует огромное количество форм и методов работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения». В ходе моего мастер-класса я остановлюсь лишь на некоторых из них.

Элективный курс «Географические детективы», который разработан для дистанционного обучения. Отдельные темы этого курса можно использовать на уроках географии в 6 и 7 классе. Материал в этом курсе изложен в виде детективных историй, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к географии. Главный герой Геодетективов - инспектор полиции Георг Раф. Он живёт в США, в городе Лос-Анжелесе. В отличие от других полицейских Раф постоянно попадает в запутанные истории: загадочные убийства, ограбления и просто забавные случаи. Только отличное знание географии позволяет ему с честью выходить из любой ситуации. Он без труда разгадывает запутанные детективные истории. А разгадать детектив - это значит дать полный, а главное географически обоснованный ответ. 

При изучении темы «История открытия материка» в 7 классе использую фрагменты оригинальных текстов. Это «дневники путешественников», статьи научно - популярных журналов. Именно они формируют у обучающихся информационную компетентность, функциональную грамотность (читательскую, в первую очередь).

Уважаемые коллеги, давайте перейдём к практической части нашего сотрудничества. Но для этого я прошу вас выступить в роли учеников. Сейчас мы с вами совместно раскроем одну детективную историю. А затем вы, работая в группах, сами попробуете себя в роли детективов.

Перед вами детективная история № 1. «История в порту».

«Полиция Лос-Анжелеса получила сообщение, что в порт на норвежском судне должна прибыть партия контрабанды. В назначенный час инспектор Раф уже стоял на причале. С судна стали сгружать большие деревянные ящики.
- Что это? - спросил инспектор Раф.
- Экспозиция выставки, посвящённой Фритьофу Нансену. Она должна открыться вскоре в городском музее, - ответил капитан судна.

- О'кей! Прикажите вскрыть этот ящик, - указал

Раф на первый попавшийся ящик.
Матросы быстро вскрыли крышку ящика.
- Что здесь?
- О! Это чучела полярных животных, сделанные собственноручно Нансеном, - гордо ответил небольшой юркий человечек, сопровождающий выставку.
Раф взглянул внутрь. Переложенные поролоном, здесь лежали чучела полярной совы, пингвина, полярной куропатки, песца, морского котика и несколько тушек леммингов»

Задание:

Прочитайте текст. Проанализируйте полученную информацию.

Вспомните, какой полюс исследовал Ф.Нансен, северный или южный?

Рассмотрите фотографии животных из коллекции Нансена.

В какой природной зоне обитали животные, составляющие коллекцию выставки?

Что насторожило инспектора Рафа?

Какое животное является контейнером для контрабанды ?

На расследование детективной истории 2 минуты. Подсказка.

Правильный ответ. Ф.Нансен никогда не был в Антарктиде. Следовательно, не мог своими руками сделать чучело пингвина. Раф предположил, что в нем и были спрятаны наркотики.

Следующая детективная история называется «Загадочное письмо».

Во время одной из вечеринок Хью Дентон показал Георгу Рафу своё новое приобретение. Это было старое пожелтевшее письмо, написанное на гербовой бумаге.
- Наверняка, это почерк какой-нибудь знаменитости?
- Да. И попробуй угадать какой!
Георг Раф развернул письмо и углубился в чтение.

"Здравствуй, дорогой брат Чарльз. Я сейчас в Келиме. Это небольшой портовый город на восточном побережье Африки. Письмо это должно ненамного опередить меня, так как через неделю я собираюсь назад в Англию. А теперь о том, где я был последние полгода. 

В октябре 1855 г. я начал сплав по Замбези. Это огромная река. Шириной больше мили. Берега покрыты величественными труднопроходимыми лесами. По вечерам мы приставали к берегу. Леса вокруг настолько густы, что с трудом удавалось найти поляну для ночёвки. В ноябре мы достигли посёлка Сешеке, где мне уже приходилось раньше бывать. Ниже посёлка мы обнаружены огромный водопад. Высота его не менее 130 ярдов при ширине более мили. Река с уступа низвергается в узкое, глубокое ущелье. Водопад представляет собой удивительное зрелище. Ниже водопада река сужается и изобилует порогами. Густые леса не позволяли мне обносить пороги по берегу, и приходилось проводить наши лодки прямо через камни. Это оказалось весьма трудоёмким занятием, и путешествие наше затянулось. К морю мы вышли, когда здесь уже начался сухой сезон, то есть к концу мая". 

Нас интересует лишь небольшой фрагмент письма, в котором заключена географическая ошибка.

Задание к тексту.

Прочитайте текст.

Кто являлся автором письма? Какой путешественник исследовал Южную Африку, открыл реку Замбези и водопад на ней?

Почему инспектор Раф посчитал письмо подделкой?

Если затрудняетесь ответить, то вам поможет моя подсказка (образный ряд). Кто из путешественников был в Африке?

Правильный ответ. Письмо явно написано по мотивам путешествия Давида Ливингстона, но сам Ливингстон такого написать не мог. Замбези протекает по саваннам. Утверждать, что река течёт через непроходимые леса, мог только тот, кто подделал письмо. Этот человек никогда не был в Африке.

Детективные истории позволяют выделять в тексте главный смысл и основные положения. Формируют умение самостоятельно анализировать описанную ситуацию, применять имеющиеся знания в новой проблемной ситуации.

При изучении условных знаков плана местности в 6 классе я использую текст и иллюстрации сказок. Данный метод способствует формированию навыков преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, картинка). На уроке изучения нового материала по данной теме я предлагаю учащимся образный ряд – иллюстрации из сказки. Дети рассматривают картинки и предлагают, какие объекты на иллюстрации можно заменить условными знаками. Давайте с вами вместе познакомимся с условными знаками, используя иллюстрации из сказки «Колобок». Метод визуализации помогает формированию навыков преобразования информации и способствует запоминанию условных знаков.

t1667136083aa.gif

Следующее задание - составить маршрутный план сказочных действий. Такой метод используется для закрепления условных знаков и формирования пространственного мышления.

Задание для групп:

Прочтите текст сказки «Гуси-лебеди».

Изучите условные знаки на бланке задания.

Проанализируйте маршрут движения девочки к избушке Бабы Яги, путь девочки и мальчика к дому, и путь гусей-лебедей.

На бланке изобразите маршрутный план сказки.

Вас не смущает то, что условные знаки на бланке задания отличаются от знаков в атласе?

t1667136083ab.gif

При составлении нашего маршрутного плана мы будем пользоваться рисованными условными знаками. Такие знаки использовались в далёкой древности. В настоящее время при составлении планов местности используют графические знаки. Но у нас творческое задание. И пусть нас простят геодезисты и картографы.

При проведении внеклассных мероприятий по географии я использую текстовые источники информации - художественную литературу. Учащиеся получают задания, читают предложенную книгу, а потом проводится игра по сюжету произведения.

С учащимися 6 класса я проводила игру по повести Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». В ходе игры мы проверили достоверность информации, излагаемой автором, с географической точки зрения. Использовался метод анализа, сопоставления информации «Возможно ли такое?». Дети, прочитав произведения, искали ответы на возникшие вопросы в дополнительной литературе. На основе сопоставления нескольких источников давали географически обоснованный ответ. Данный метод способствует развитию логического и конкретного мышления.

t1667136083ac.gif

Помимо чтения художественной литературы знаменитых на весь мир авторов, приобщаю учащихся к чтению краеведческие очерки наших земляков: Андрея Сергеевича Тахтарова, Сергея Николаевича Моникова.

t1667136083ad.gif

Эта форма работы способствует развитию личностно-ориентированных качеств. У местных авторов дети учатся любить и беречь свою малую родину. У них формируются навыки чтения публицистической и научно-популярной литературы. Эти навыки неоднократно помогали учащимся из краеведческой группы занимать призовые места на районных мероприятиях по краеведению. Дети находили в различных источниках информацию о нашем крае.

В результате мы составили путеводитель по памятникам природы Палласовского района. С защитой этого путеводителя учащиеся выступали на районном слёте юных краеведов «Природное наследие края». В конкурсе путеводителей и их защиты заняли первое место. В рамках этого же слёта в номинации «Красота сбережённой природы» краеведческая группа заняла второе место. Она выступала с агитацией в защиту сусликов. В общекомандном зачёте наша группа заняла второе место.

t1667136083ae.gif

Краеведческая группа школы № 11 города Палласовки Волгоградской области выступала с защитой топонимического словаря «Язык земли родного края» в районном слёте юных краеведов и заняла третье место.

t1667136083af.gif

В номинации «Легенды и были родного края» заняли второе место. Представляли легенду об освоении Дикого поля. Я считаю, что этому способствовало чтение историко-краеведческих очерков.

Подводя итоги своего выступления, я хотела бы сказать, что работа с текстовыми материалами на уроках географии необходима. Поскольку у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, то есть развивается «компетентность чтения». При анализе прочитанного материала формируется «компетентностью понимания» так необходимые в учёбе и жизни.

Источники информации:

Блаженов, Владимир Александрович. «Географические детективы как средство развития мышления учащихся»: [пособие] / В. А. Блаженов. - Москва: Дрофа, 2007. - 127 с.: табл.; 20 см. - (Библиотека учителя. География); ISBN 978-5-358-02282-9

https://ollforkids.ru/skazkart/244-kolobok-russko-narodnaya-skazka.html иллюстрации к сказке «Колобок».

Моников Сергей Николаевич «Золотое озеро» Историко - геогрфические очерки.- Волгоград, 2001

Тахтаров, Андрей Сергеевич. «На трудной, но родной земле»: очерки о прошлом и настоящем Палласовского р-на / А. Тахтаров. - Волгоград: Издатель, 2006. - 157 с. : ил., портр., цв. ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-9233-0530-5 (В пер.)

Рисунок и фотографии из личного архива.


Опубликовано


Комментарии (1)

Кузнецова Оксана Владимировна, 30.10.22 в 22:01 1Ответить Пожаловаться
В школе у нас был замечательный педагог по географии - и я хотела также быть учителем по географии. ЛОС по географии помню до сих пор! Верю, что и Вашим ученикам интересно на уроках, когда используется такой замечательный материал. Удачи!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.