Мастер-класс
Тема «Приемы работы по формированию смыслового чтения».
Цель: познакомить и представить на практике популярные приемы работы с текстом на уроках английского языка на МО учителей гуманитарного и естественно-математического циклов
Деятельность учителя | Деятельность учителей -«учащихся». |
I.Reading is to the mind what exercise is to the body. Тема? Цель? (Чтение для ума, что зарядка для тела. ) (1мин.) | I. Целеполагание. Называют тему и цель (познакомиться с приемами смыслового чтения на уроках англ.яз. и применить их на практике) |
II.Бесспорно, чтение должно быть осознанным. А что же такое Смысловое чтение? – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Существует большое разнообразие приемов по формированию смыслового чтения у учащихся. Остановимся на самых популярных в нашей практике. Перед выполнением практической части необходимо уделить немного внимания теоретической составной. (5 мин.) | II. Слушают установку учителя.
|
Коммуникативные приёмы обучения чтению текста на иностранном языке. Презентация. Для организации поискового (scanning) и ознакомительного (skimming) чтения используются следующие коммуникативные приемы: 1. дополнение рисунка / картины - picture-completion ([kəmˈpliːʃn] от глагола complete завершить,дополнить) - приём работы, заключающийся в восполнении недостающих частей, объектов на картине; 2. соотнесение / сопоставление - matching (подходить, соответствовать)- приём работы, заключающийся в распознавании соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов, например, между картиной и предложением, словом и его определением, началом и концом предложения и так далее; 3. деление на категории - categorizing [‘kætɪgəraɪz] - группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий; 4. множественный выбор - multiple choice - выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 5. верные / неверные утверждения - true / false statements - содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний, с содержанием прочитанного или прослушанного текста; 6. логическая перегруппировка / восстановление последовательности - reordering [ˈriːɔːdə] или|ˈsiːkwənsɪŋ| (sequencing) установление последовательности- перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и так далее; Для получения подробной информации об интересующих явлениях или событиях, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (intensive reading). Таким образом читают художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и так далее), научно популярные статьи, инструкции и так далее. Для обучения интенсивному чтению используют приёмы: - восстановление / заполнение пропусков - close - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n-е слово (n колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов; Таким образом, использование разнообразных коммуникативных приемов для обучения различным видам чтения на иностранном языке, позволяет обеспечить эффективность формирования лингвистической и социокультурной компетенции учащихся, воспитать у них интерес к чтению литературы на языке оригинала, а также добиваться методического разнообразия уроков иностранного языка. | - «мозаика» - jig-saw reading - приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста; | Слушают выступление учителя по резентации |
III. Деление на группы: Учитель нацеливает на выполнение задания по тексту: назвать, какой из методов работы над смысловым чтением использован в вашем задании. Нацеливает, что в задании есть список слов, с которым необходимо познакомиться перед выполнением работы. (5 мин.) | III. Делятся на три группы в соответствии с выбранным цветом. Работа в группах. Защита ответа. |
IV. Побуждает участников каждой команды сверить ответы с ключом и представить ответ. (1 мин.) | Сверяют с ключом на слайде. Называют прием, использованный в задании. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. «Дерево настроения». Если вам было легко и понятно, вы почерпнули что-то полезное для себя – украсьте дерево цветком сакуры. Если были затруднения при работе по данной теме– зеленый лист. (1 мин.) | Отражают восприятие по осмыслению материала, свои эмоции и чувства по итогу выполнения работы в группе. |
V. Спасибо за участие в совместной работе. Благодаря вашему вдохновению, пытливому уму, желанию узнать больше у нас получился вот такой шедевр. (Дерево сакуры) А закончить свое выступление хочется словами Мушрифаддина Саади (персидский поэт 13 в.) «Ученый без трудов - дерево без плодов». Учитель сегодня сродни ученому, которому приходится много читать, перерабатывать информацию, анализировать и применять на ее практике. Пусть результаты нашего кропотливого труда будут схожи с этим красивым деревом, всегда приносят радость и удовлетворение. (1 мин.) |
|
Приложение 1. (Фото на определение темы)
Приложение 2. (Рефлексия. «Дерево настроения»)
Приложение 3. (Задания по группам)
Приложение 4. (Памятка с приемами)
Приемы
1)picture-completion -дополнение рисунка
2) matching-соотнесение / сопоставление
3) categorizing-деление на категории
4) multiple choice -множественный выбор
5) true / false statements -верные / неверные утверждения
6) reordering-восстановление последовательности
7) close - заполнение пропусков
8) jig-saw reading - «мозаика» восстанавливают общее содержание текста
Приложение 5. (Ответы к заданиям)
Gulliver-Park in St.Petersburg, Russia.
Answers:
Traditional British breakfast.
Answers:
My working day.
Answers: