Мастер-класс «Приёмы технологии РКМЧП как средство формирования читательской грамотности» (3–4 класс)
Мастер-класс
«Приёмы технологии РКМЧП
как средство формирования читательской грамотности»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстами.
Задачи:
Продемонстрировать коллегам методы и приёмы работы с текстом;
Прокомментировать эффективность применения данных методов и приёмов;
Отработать приёмы работы с текстом в практической деятельности.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе.
1 слайд
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функциональной грамотности обучающихся, основы которой закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности. Сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять их на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
2 слайд
Сегодня мы поговорим о формировании читательской грамотности у младших школьников. Это одна из актуальных проблем современного образования.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
3 слайд
Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
- готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
- ориентация с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. (Н.Ф. Виноградова)
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
4 слайд
Мы сталкиваемся с проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети не обладают читательской грамотностью.
Эту проблему помогает решать работа с текстами. Читательская грамотность формируется на основе работы с сплошными и неспошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями и т.д.) на разных уроках и во внеурочной деятелности.
5 слайд
Это позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:
- понимать коммуникативную цель чтения текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа;
- определять основную мысль текста;
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
- выделять явления, факты;
- комментировать и оценивать текст.
Л.Н.Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».
Т.е. задача учителя на современном этапе соединить использование активных методов и приемов обучения с методами, позволяющими стимулировать мыслительную активность школьников. В настоящее время используют даже отдельный термин для этой задачи – Активные методы обучения.
АМО - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Сегодня мы хотим представить вам только несколько таких методов, которые будут полезны при организации образовательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности.
Многие приёмы имеют иностранное название, т.к. их освоение идёт извне, хотя нашими учителями они используются в том или ином виде уже достаточно давно, но, может быть, не в виде такой выстроенной системы.
6 слайд
На экране Вы видите яблоко. Изучите его форму, цвет, вкус из жизненного опыта. Назовите имена прилагательные, которые характеризуют яблоко. Теперь выберите только одно прилагательное, которое лучше всего характеризует Вас. Объясните, почему именно это слово так точно описывает Вас? Кто хочет поделиться? Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует Вас? (Да)
Вот и детей мы учим относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Сегодня мы рассмотрим приёмы, которые можно использовать при работе
с текстами.
7 слайд
Приём «Инсерт»
Маркировка текста значками по ходу чтения. Во время самостоятельного знакомства с текстом учащиеся делают на полях пометки в соответствии с знаками.
V — знаю;
+ — новое;
- — сомневаюсь;
? — хочу понять
Заполняется таблица
V | + | — | ? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Отмечается все новое, что стало известно из текста. | Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Вот пример заполнения таблицы Инсерт учеником для текста на стр.13, Итоговые комплексные работы, 2 класс.
V | + | — | ? |
Самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. | Деревья сбрасывают листву, чтобы сохранить в себе тепло. | Каждый год деревья под кожицей своего ствола откладывают пробковую ткань. | Каким образом пробка удерживает тепло? |
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то приём Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
8 Слайд
Приём «Кластер» - графическая систематизация материала.
Применяется приём для проверки первичного восприятия текста. На стадии осмысления текста позволяет его структурировать. Этот приём позволяет вовлечь всех участников в обучающий процесс. Рассмотрим составление кластера на примере текста Скребицкого, в распечатке текст № 1.
- О ком говорится в тексте?
- Сколько раз автор слышал кукушку?
- Удавалось ли увидеть кукушку?
- Какой представлял автор кукушку?
- А какой он её увидел?
- На кого была похожа кукушка?
Никогда не видел
Слышал много раз
Увидел
Кукушка
Представлял
толстенькая
Хвост длинный
похожа
головастая
серая
Похожа на сову
Не на сову
Грудка в тёмных пестринках
На ястребка
Приём развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
слайд
Приём «Реконструкция предложения»
Нужно составить новое предложение, взяв по определённому слову. Данный приём учит внимательному прочтению заданий.
Попробуем!
Из предложения Просторную комнату залил ослепительный солнечный свет. Взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным столовая.
Из предложения Поделка получилась оригинальная и аккуратная. Добавить сказуемое.
Из предложения Уютная столовая встречает детей. Выбери подлежащее.
Из предложения Не разоряйте гнёзда птиц! взять имя существительное одушевлённое во множественном числе.
Добавь предлог и синонимы.
Просторная получилась для птиц столовая!
Молодцы! А это и есть главная мысль текста на стр.33 в тренажёре для школьников «Итоговые комплексные работы» 2 класс.
10 слайд
Приём «Кубик Блума»
На гранях кубика написаны первые слова вопросов: «Почему?», «Объясни!», «Назови!», «Предложи!», «Придумай!», «Поделись!». Учащиеся передают кубик друг другу, подбрасывают его и формулируют вопрос по предложенному тексту по той грани, на которую выпадает кубик. Предлагаю познакомиться с текстом № 2 в распечатке и, используя кубик Блума придумать вопросы к тексту.
- Почему насторожилась лосиха?
- Объясни, что же серое мелькнуло среди деревьев?
- Назови героев текста.
- Предложи, что надо было делать Мите?
- Придумай продолжение рассказа!
- Поделись своими впечатлениями о рассказе!
Практика показывает, что приём нравится ученикам, и они быстро его осваивают.
11 слайд
Приём «Гексы»
Используются шестиугольники, вырезанные из бумаги или пластика. Дети складывают гексы друг с другом таким образом, чтобы была логическая связь между гексами, которые соприкасаются. Гексы можно переложить разными способами, находя разные смысловые связи.
П
Лекарство
Грибы
опробуем на примере текста Сладкова из тренажёра «Итоговые комплексные работы», 2 класс. Прочитайте, пожалуйста, текст № 3.Сало
Орехи
Бурундук
Белка
Мухомор
Зима
Медведь
Раздаём гексы с ключевыми словами из текста.
- Соедините грани шестиугольников, выделите связи между словами. Вы можете построить свою композицию из шестиугольников.
Работа с гексами можно организовать фронтально, когда выстраивается общая схема на доске или доска может служить способом проверки правильности работы учащихся в группах. Это интересно, работа руками, проговаривание фактов из текста, развитие логики и образного мышления.
12. Слайд
Приём «Афиша», «Билет» Формирует умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. В Итоговых комплексных работах таких заданий много.
Приём «Да-нетка»
Можно использовать после чтения текста. Нужно определить верные и неверные высказывания по прочитанному тексту.
Приём Клоуз-тест В лингвистике и методике клоуз-тест принято называть текст с пропущенными компонентами. Задача выполняющего клоуз-тест – вставить эти компоненты. Цель работы с клоуз-тестом – научить понимать смысл текста.
13. Слайд
Приём Инфографика
Это способ передачи информации при помощи графических элементов. Детям, конечно, легче рисуночные элементы.
Чек- лист по созданию креативной инфографики:
Выдели группу данных, которую нужно продемонстрировать;
Сформулируй сообщение, которое хотите донести при помощи этих данных;
Расположите рисунки в последовательности или установите взаимосвязи;
Придумайте название, которое отражает суть сообщения.
14 слайд
Баскет-метод Учащиеся активно вовлекаются в учебный процесс через имитацию жизненной ситуации. Например, предлагается провести экскурсию по музею, поработать с накладными в магазине игрушек, стать директором кампании и т.д. При проведении занятия баскет-методом класс делится на несколько групп. Например, первая подгруппа – генераторы идей, вторая группа – эксперты, остальные – болельщики. Детям очень нравится принимать на себя разные жизненные ситуации. Баскет-метод можно использовать при работе с научно-популярной статьёй. Посмотрим, что у нас получилось.
15 слайд
Просмотр видеофрагмента. После прослушивания текста ученики на листочках записывают вопросы по тексту и сбрасывают в корзину. Генераторы идей выбирают бригадира и отвечают на вопросы, сброшенные в корзину. Эксперты оценивают. Можно выделить самый оригинальный вопрос, самый необычный и т.д.
16 слайд
Кроссенс – Слово означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками. Девять изображений уже расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Способы составления и чтения кроссенса могут быть разными.
17 слайд
При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:
Определить тематику (общую идею).
Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
Найти связи между элементами.
Определить последовательность элементов по типу связи «основа» или «крест».
Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
Заменить выбранные элементы (образы) картинками.
В комплексных проверочных работах на краеведческом материале Владимирской области (2 класс) есть серия хороших текстов про Клязьму – главную реку Владимирской области. По ним мы и составили пример кроссенса.
18 слайд
У нас получилась модель взаимодействия и активизации младших школьников.
Все наши дети – это яблоневый сад. Используя современные педагогические технологии, интерактивные методы и приёмы обучения мы формируем читательскую грамотность у личности. И наш сад цветёт, растёт и даёт свои плоды.
Рефлексия
Приём «Ассоциация» Построение цепочки от предыдущего слова.
- С чем ассоциируются у Вас читательская грамотность?
Разнообразные и увлекательные задания позволяют освоить эффективную работу с текстами, применять разные активные методы обучения, которые развивают мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, формировать функционально грамотную личность.
19 слайд
Итак, всё в наших руках!
Возьми красное яблоко – было важно и интересно!
жёлтое яблоко – Буду применять в своей работе!
зелёное яблоко – приёмы известны, но пока не применяю!
Поднимите свои яблочки вверх. Красота!
Давайте прочитаем вместе на яблочках и пожелаем друг другу.
Будьте здоровы!
20 слайд
Хочу закончить выступление словами Джордж Бернард Шоу
„Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи“
Будьте яркими и сочными, крепкими и сильными, ароматными и румяными! Будьте здоровы! Спасибо за внимание!
Потамошнева Наталья Алексеевна