Мастер-класс «Проект нашего отделения»
Поствизитка. Уважаемые коллеги, приветствую вас. Давайте познакомимся. Меня зовут Едунова Любовь Михайловна. На данный момент работаю психологом в отделении дневного пребывания детей-инвалидов и подростков с ОВЗ в ГБУ РО «Скопинский КЦСОН». Имею высшее психолого-педагогическое образование. Стаж работы психологом – более 15 лет.
В 2018 году прошла повышение квалификации по программе «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду».
В течение 2020-2021 года прошла два обучающих курса - «Об использовании метода игровой терапии для коррекции и развития детей с РАС» (организован ассоциацией АНО «Иное детство» при поддержке Фонда президентских грантов), и «Использование адаптивной физической культуры в работе с детьми с ОВЗ» (организован Благотворительным фондом «Дом Роналда Макдоналда»).
Также приняла участие в нескольких вебинарах, конференциях, рабочих встречах. Являюсь автором и организатором мастер-классов по гипсотерапии, бисероплетению и др. для детей и их родителей. Участвую сама и организую участие детей-инвалидов в различных городских и всероссийских конкурсах.
Проект. Сегодня хотелось бы рассказать вам об одном из своих познавательно-творческих проектов, который я реализую на база отделения дневного пребывания детей-инвалидов. Называется он "Гипсовая жизнь".
О гипсотерапии. Гипсотерапия – один из методов арт-терапии, который я широко использую в своей практике. Гипс – это белый или сероватый порошок, предназначенный для отделочных строительных работ. Также он используется для оформления фасадов зданий, внутренней отделки помещений. У нас же в отделении он применяется для быстрого формирования небольших забавных фигурок или коллективных композиций, в создании которых я стараюсь задействовать всех детишек (в том числе с РАС), приходящих ко мне на занятия.
Цели и задачи проекта – социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов через организацию творческих, развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Его основные задачи:
- повышение самооценки детей-инвалидов и их родителей,
- улучшение эмоционального фона детей и родителей,
- формирование позитивного образа своего «Я»,
- улучшение мелкой моторики, мышления, памяти, внимания у детей,
- развитие художественных навыков,
- привлечение внимания общества к проблемам детей-инвалидов,
- распространение опыта работы с детьми-инвалидами.
Целевая аудитория: дети-инвалиды, родители\законные представители детей-инвалидов.
Число лиц, на которых была распространена практика за последний год: 37 человек. Занятия проходили дистанционно в приложении WhatsApp и социальной сети ВКонтакте.
Проект реализуется на территории ГБУ РО «Скопинский КЦСОН», в отделении дневного пребывания детей-инвалидов и подростков с ОВЗ с 2018 года.
Мы – созидатели! Все мы знаем, что детям нравится создавать что-то своими руками. Это их удивляет и радует. Удивляет потому, что они видят результат своего труда, могут его потрогать. А радует факт осознания своей нужности и полезности, факт того, что они – созидатели. В результате многочисленных экспериментов самым удачным, а также необычным, интересным, легким и быстрым вариантом для детей-инвалидов в моей практике оказались поделки из гипса. С его помощью каждый ребенок создает что-то прямо на занятии. Ведь гипс быстро застывает. И фигурки из него готовы буквально через несколько минут.
Ребята сами замешивают гипс, сами пытаются рассчитать пропорции, сами заливают раствор в гипсовые формочки. В течение всего занятия дети обмениваются со мной впечатлениями, рассказывают, что им понравилось, а что – нет. И, естественно, я учитываю их пожелания при планировании следующей нашей встречи.
Раскрашивание по гипсу. Как вы понимаете, мы не остановились только на создании гипсовых фигурок, мы еще и начали их раскрашивать. Конечно же, сразу это делать нельзя, так как гипс должен застывать сутки. Поэтому нанесение краски мы переносили на нашу следующую встречу. Процесс раскрашивания по гипсу – процедура очень завораживающая. Краска быстро впитывается, приобретает неожиданный оттенок. Ребята очень любят наблюдать, как гипс меняет цвет по мере впитывания гуаши или акварели.
Наш рабочий процесс. На этом слайде более подробно представлен наш рабочий процесс. Первое знакомство ребят с гипсом проходило на моих глазах. Очень многие дети сначала отнеслись с настороженностью и к самому гипсу, и к его разведению в воде. Поэтому начинали мы с того, что я замешивала раствор, ребята заливали его в формочки и ждали, когда же всё застынет и можно будет потрогать готовые фигурки. Сам процесс застывания приводил детей в восторг! Позднее наши воспитанники привыкли к гипсу, увидели, что ничего страшного в нем нет, наоборот, это очень увлекательный материал. Так мы и начали творить совместно. Постепенно появились и объемные фигурки.
Формы из силикона. Для работы с гипсом я приобретаю силиконовые формы, которые используются при выпечке. Так в нашей коллекции появились: сердечки для подарка мамам, елочки для новогодней выставки, домики, насекомые и птички для построения разных композиций, кексы, пасхальные яички и многое, многое другое.
Результаты внедрения проекта. Данный проект внес огромный вклад в формирование адекватной самооценки у детей-инвалидов и их родителей, а также в укреплении уверенности в себе. Он помогает социализации ребенка, дает возможность проявить свои таланты, развивает память, мышление, внимание, воображение, мелкую моторику, улучшает эмоциональное состояние детей и их родителей, повышает самооценку.
Для специалистов данная практика будет также полезна. Занятия с гипсом повысят уровень профессиональных компетенций в рамках реализации мероприятий по абилитации детей-инвалидов с привлечением родителей.
Награды. Наши поделки занимали первые места на городских выставках. Со многими из воспитанников мы активно участвовали в конкурсах педагогического сообщества «Урок.РФ».
Выставки. Также организовывались выставки в отделении для ребят, их родителей, специалистов и посетителей комплексного центра. Детям нравилось демонстрировать результаты своего творчества. Некоторые из них ребята дарили не только родителям и родственникам, но и школам, и детским садам, которые они посещали. Дети стали более общительными, начали активнее принимать участие в конкурсах и мероприятиях.
Мастер-классы. На этих слайдах вы видите несколько наших ежегодных мастер-классов, приуроченных к различным праздникам и мероприятиям.
Распространение опыта работы. После того, как я заметила интерес детей к данному виду творчества, я начала формировать проект «Гипсовая жизнь», а также разрабатывала на его базе презентации и доклады для выступлений на круглых столах.
В педагогическом сообществе Урок.РФ неоднократно публиковала статьи и мастер-классы по работе с гипсом.
Мною было разработано методическое пособие «Из опыта работы: мастер-классы с детьми-инвалидами» для специалистов и заинтересованных лиц. В него вошли описания мастер-классов по изготовлению гипсовых фигурок.
В заключении. Гипсотерапию как метод коррекции можно использовать в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, с нормотипичными детьми. На базе любой школы, детского сада, комплексного центра возможно создание мастерской «Лепим из гипса» или «Волшебный гипс», или «Чудеса в формочках», или «Фигурки из гипса».
В рамках работы этой мастерской можно предложить сотрудничество смежным отделениям дневного пребывания (если таковые у вас есть) или, например, с помощью волонтеров дарить гипсовые поделки одиноким бабушкам и дедушкам. Дети создают поделки из гипса, раскрашивают, покрывают бесцветным лаком (очень важно взять без запаха) и дарят пожилым людям.
Итак, сегодня я рассказала вам об одном из проектов, который реализуется на базе нашего отделения.
Спасибо за внимание. Успехов вам и удачи в творческой деятельности!
Панов Егор Игоревич
Едунова Любовь Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Едунова Любовь Михайловна
Галина Владимировна
Едунова Любовь Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Едунова Любовь Михайловна
Федорова Людмила Ивановна
Едунова Любовь Михайловна
Гочиашвили Марина Отариевна