Мастер-класс «Проектирование виртуальных экскурсий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

0
1
Материал опубликован 19 March 2023

С.И.Лысунец

МБОУ СОШ №26 Темрюкский район, учитель русского языка и литературы

Мастер-класс «Проектирование виртуальных экскурсий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»


В связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменились образовательные цели. Акцент сместился с "усвоения знаний" на формирование "компетентностей", происходит переориентация на личностно ориентированный подход. То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать. Все это требует внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

Наиболее эффективным средством развития компетентностей является использование в учебном процессе метода проектов. Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и предусматривают использование ИКТ.

Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса.

Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи – Лувр, Эрмитаж, Кремль и др. Все больше городов мира предлагают посетителям сети Интернет совершить виртуальное путешествие по своим улицам и площадям. Крупные предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективней презентовать свою деятельность.

Так что же такое виртуальные экскурсии и почему они приобрели такую популярность?

Экскурсия-это целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на изучении заранее подобранных объектов в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и т.д. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинён задаче раскрытия чётко определённой темы. Отсюда вытекают признаки, которые отличают экскурсию от туризма и путешествия:

Протяжённость по времени проведения—1-2 часа;

Наличие экскурсантов;

Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

Целенаправленность показа объектов, наличие определённой темы;

Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов)

Отсутствие хотя бы одного признака из названных семи лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Виртуальная экскурсия—это, по сути, мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий виртуальные экскурсии являются интерактивными. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от неё, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например прогуляться по отдельным помещениям. И всё это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно обойти весь музей и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая классную комнату. Виртуальная экскурсия , конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное представление об изучаемом объекте.

Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

Не покидая учебного кабинета, можно посетить объекты, расположенные за пределами станицы, края, и даже страны.

За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, храмов. Компьютерная обработка информации об изучаемом объекте повышает производительность работы проектировщиков, а также помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации.

Очень важны доступность, возможность повторного просмотра, наглядность.

В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, получают об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствуют закреплению знаний по современным комьютерным технологиям.

Виртуальная экскурсия—это прекрасная возможность познания окружающего мира для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью. Как при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определённый алгоритм действий, позволяющий добиться положительного результата.

Для эффективной разработки экскурсионной темы создаются творческие группы из 5-7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему) с учётом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя—помочь сделать первые шаги.

Технология подготовки виртуальной экскурсии

Экскурсия—это результат двух важнейших процессов: её подготовки и проведения. Самый важный этап в подготовке экскурсии—отбор объектов, создание яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызвать у них желание вернуться к изучаемой теме ещё раз. Аксиомой экскурсионного процесса является правило: от показа к рассказу, предполагающее первичность зрительных впечатлений перед устной информацией.

Далее разрабатывается технологическая карта экскурсий как своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффективность экскурсионной методики. Часто текст для проведения экскурсий оперативно адаптируется для реальных экскурсантов с учётом их знаний, подготовленности и специфики аудитории.

Подготовка экскурсии имеет четыре основных этапа:

Предварительная работа (разработка темы, определение целей и задач. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия).

Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Поэтому каждая экскурсия должна иметь свою чёткую тему, которая объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Тема экскурсии—это то, что положено в её основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы виртуальной экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания банка виртуальных экскурсий. Отбор объектов при подготовке экскурсии участники творческой проектной группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой.

После выбора темы определяется цель виртуальной экскурсии—то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинён той же конечной цели. А цель, в свою очередь, тесно связана с понятием «идея», так как предусматривает изложение не только определённого материала, но и чётких идейных позиций. Идея как замысел виртуальной экскурсии, как главная её мысль неразрывно связана с темой. Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы.

Задача экскурсии состоит в том, чтобы достичь её целей путём раскрытия темы (продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определёнными впечатлениями, в основном зрительными). Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы. Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема.

Виртуальные экскурсии на уроках литературы

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:

литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;

литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;

историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;

литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;

обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.

обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе.

В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.



Применение технологии виртуальной экскурсии

во внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по литературе «Проектируем виртуальные экскурсии» (Раздел «Литературное краеведение») для 5-8 классов предполагает работу в три этапа:

В первой части курса «Ярмарка проектов» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по теме «Литературное краеведение», в соответствии с диагностикой проблемных зон в изучении данных тем; совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов) с учётом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий. В ходе проведения Ярмарки проектов происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи.

Во второй части «Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий» дети подробно, в занимательной форме игры, круглых столов разрабатывают и применяют формы и способы первичного проектирования виртуальных экскурсий: исследование ресурсов Интернета, подбор литературы краеведческого характера. Большое внимание уделяется таким способам сбора информации, как встреча с замечательными людьми, итервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны и труда, писателей, поэтов станицы, района, посещение библиотеки, школьного музея, краеведческих музеев станицы, района, края.

В третьей части «Проектирование виртуальных экскурсий» выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных презентационных творческих работ. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для научно-практических конференций.

Дидактические принципы реализации программы:

Занимательность

Научность

Сознательность и активность

Наглядность

Доступность

Связь теории с практикой

Индивидуальный подход к учащимся

Приведу пример отрывка из программы внеурочной деятельности «Проектируем виртуальные экскурсии»

Тема 4. В гостях у членов литературного объединения (14 ч)

Работа Творческой мастерской проектировщика виртуальных экскурсий. Разработка и внедрение алгоритма проведения интервью. Знакомство учащихся с членами литературного объединения: поэтами, писателями—своими современниками. Интервьюирование, сбор и обработка необходимой для проведения виртуальной экскурсии информации, накопление фото, видео, аудиоматериалов. Написание эссе по теме «Строка, рождённая поэтом, нашим земляком». Круглый стол по теме «Литературные места Тамани». Посещение экскурсий литературного музея и слушание лекций сотрудников Таманского музейного комплекса. Первичная обработка информации для виртуальной экскурсии. Подготовка к редактированию. Проведение редактирования материалов. Презентация по теме «Книга, которую я всем советую прочитать». Подготовка выставки книг писателей и поэтов-земляков. Анонс книг, которые следует прочитать. Конкурс «Книжная полка». Составление творческих работ—литературных обозрений. Составление вопросов и проведение викторины. Конкурс чтеца-декламатора по алгоритму подготовки и проведения конкурса. Выпуск литературного альманаха.

Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает процесс обучения и воспитания более интересным, качественным, результативным.


Список использованной литературы:

Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.

http://osvita.ua/school/lessons_summary/education/36910/

Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с.

http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия

https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?

http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/ Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий

http://newreporter.org/2012/04/26/virtualnye-ekskursii-effekt-prisutstviya-na-meste-sobytiya/#sthash.DDjJXlv7.dpuf

http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-virtualnoi-yekskursi-pri-formirovani-u-detei-celostnoi-kartiny-mira.html

Полезные ссылки:

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html Виртуальные экскурсии по музеям России

http://musei-online.blogspot.com/ Виртуальные туры (экскурсии) в музеи всего мира

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/exhibitions/virt/ Виртуальные выставки





ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Урок русского языка с использованием технологии проектирования виртуальной экскурсии



Тема:

Портретная лексика (использование имён прилагательных для описания портрета). Подготовка к сочинению по картине.

Цель:

Формирование умения уместно, коммуникативно целесообразно использовать имена прилагательные в связном высказывании, умения использовать различные языковые средства для привлечения внимания к предмету высказывания.

Задачи:

развитие речи учащихся, обогатить новыми словами;

обогащение словарного запаса учащихся именами прилагательными, необходимыми для описания внешности человека;

формирование умения использовать имена прилагательные для описания портрета;

эстетическое воспитание учащихся

способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свою культуру, ее великих мастеров.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, экран или интерактивная доска, карточки с текстом «Можно неустанно восхищаться…», репродукции картин (можно в электронном виде Презентация №1): «Кружевница» Тропинина В.А., «Портрет М.И. Лопухиной» Боровиковского В.Л., «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Аргунова И.П., «Девочка в маковом венке» О.А.Кипренского, «Дама в голубом» К.А. Сомова, «Портрет поэта В.И.Майкова» Ф.С.Рокотова, «Неизвестная» И.Н.Крамского, «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» И.Е. Репина; презентация Power Point В.А. Тропинин «Кружевница»

В предварительной подготовке к уроку использована технология проектирования виртуальной экскурсии

План урока.

Лингвистическая разминка.

Работа с репродукциями картин.

Краткая беседа с учащимися. Постановка целей урока.

Анализ дикторского текста.

Ход урока.

1.Лингвистическая разминка.

Учитель:

Прочитайте текст (на экране) «Можно неустанно восхищаться...» С помощью каких имён прилагательных автор передаёт своё восхищение талантом певицы? Выпишите словосочетания с данными именами прилагательными.

Можно неустанно восхищаться…

Тот, кто любит оперетту города Иванова, не может не быть поклонником неугасающего таланта и творческой энергии заслуженной артистки России Валентины Григорьевны Бирилло. Зрители старшего поколения вспомнят её блистательную Сильву, гордую Фраскиту, обаятельную Ганну Главари, прелестную Розалинду.

Розалинда из «Летучей мыши»-большая творческая удача актрисы. Искренняя теплота, лукавство, обаятельность и простота делают её Ганну необыкновенно привлекательной и естественной.

Работа с репродукциями картин русских художников (преварительное задание для первой группы учащихся)

На столах у учащихся разложены карточки с высказываниями искусствоведов о портрете

Материалы для карточек (слайдов)

Её миловидное лицо с лёгкой улыбкой приветливо обращено к зрителю. Тропинин привносит в этот образ свой идеал красоты: миловидность, грацию, отзвуки изящной кокетливости 18 века.

(Е.Чижиков «Тропинин»)

Портрет М.И.Лопухиной, может быть, самое поэтическое произведение Боровиковского. Тонко, с большой любовью и задушевностью дан нежный образ мечтательной женщины, с поразительной убедительностью раскрыт её душевный мир. В портрете Лопухиной поражает необычная гармоничность образа и средства выражения. Задумчиво-томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринуждённость чуть усталой позы…

(А.И.Архангельский «Боровиковский»)

В портрете крестьянки Аргунов запечатлел привлекательный образ русской женщины из народа, её душевную чистоту и скромность. Её лицо с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты.

(Т.А.Семёнова «И.П.Аргунов»)

Художник стремится передать внешнюю красоту ребенка, модель лишена непринуждённости и естественности, появилась известная жеманность и сентиментальность.

(В.С.Турчин «Орест Кипренский»)

В обращённом на зрителя взгляде—задумчивом и мечтательном, в плотно сжатых губах и глубокой складке над бровью столько затаённой грусти, тоски, горечи.

(И.Н. Пружан «Константин Сомов»)

Весёлый, краснолицый Майков, кажется, пронизывает взором зрителя нашей эпохи, спустя двести лет после того как он, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел перед собой блестящим, влагой подёрнутым глазом, смакуя своё острословие.

(А.Савинов «Ф.С.Рокотов и художники его круга»)

Она одета со всей роскошью моды. Она откинулась на спинку экипажа, обитую тёмно-жёлтой кожей. В лице «Неизвестной» передана гордость женщины, сознающей своё обаяние. Кто она, эта пленительная женщина, так и осталось неизвестным.

(Н.Г.Машковцев «И.Н.Крамской»)

Главная задача художника—раскрыть трагические переживания свергнутой и заточённой царевны, её страшный гнев и лютую бессильную ненависть. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся её словно застывшая фигура выражает скованную силу и энергию. Облик Софии внушает страх.

(А.А. Фёдоров-Давыдов «И.Е.Репин»)

Затем ученики угадывают картину, о которой идёт речь в цитате(Презентация №1):

«Кружевница» Тропинина В.А., «Портрет М.И. Лопухиной» Боровиковского В.Л., «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Аргунова И.П., «Девочка в маковом венке» О.А.Кипренского, «Дама в голубом» К.А. Сомова, «Портрет поэта В.И.Майкова» Ф.С.Рокотова, «Неизвестная» И.Н.Крамского, «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» И.Е. Репина.

Члены первой группы называют художника, картину.

Учитель даёт задание:

Главное в портрете человека—это его взгляд. Обратите внимание на взгляд человека, изображённого на картине. Представьте себе, что вы рассказываете об этом портрете группе экскурсантов и вам нужно наиболее точно описать этот взгляд. Подберите и запишите имена прилагательные, которые вы могли бы использовать в своём рассказе, украсьте своё описание цитатами из карточек.

В результате анализа отрывков учащиеся сделали запись (т.е. собрали материал для устного рассказа о портретах):

Кокетливый, приветливый взгляд

Задумчивый, томный, грустный, мечтательный

Сердечный, добрый взгляд

Удивлённый (проч.), неестественный, любопытный взгляд.

Задумчивый, мечтательный, грустный, тоскливый, горький.

Весёлый, насмешливый, блестящий взгляд

Гордый, пленительный, высокомерный

Яростный, гневный, лютый, злобный, грозный взгляд

Краткая беседа с учащимися. Постановка целей урока

Ребята, не создалось ли у вас впечатление, что мы побывали на экскурсии в музее изобразительного искусства? Вы, наверное, бывали на подобных экскурсиях? На каких экскурсиях вы успели побывать?

Почему вам запомнились эти экскурсии?

Как вы думаете, трудно быть экскурсоводом?

Необходимо ли экскурсоводу умение заинтересовать, привлечь внимание к тому, о чём он рассказывает?

Сегодня на уроке мы будем учиться умению уместно, точно использовать имена прилагательные для описания портрета, а также умению привлекать внимание к предмету разговора, научимся заинтересовывать тем, о чём будем писать или говорить. С помощью презентации, которую создала вторая творческая группа, мы побываем на выставке картин известного русского художника Василия Андреевича Тропинина и услышим рассказ экскурсовода (ученица, ответственная за проект) о картине «Кружевница». Всё это нам поможет собрать материал для письменной творческой работы.

Сбор материала к письменной творческой работе

Показ презентации (Презентация №2). Учащиеся видят слайды с репродукциями картин художника Тропинина. Рассказ подготовленного ученика или запись звукового файла в презентации:

Диктор:

Ребята, сегодня мы с вами находимся в кабинете, где представлена экспозиция картин художника В.А. Тропинина. Здесь вы видите такие творения художника: «Кружевница», «Гитарист», «Портрет А.С.Пушкина», «Мальчик, сажающий в клетку щеглёнка», «Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника», Золотошвейка», «Женщина в окне (Казначейша)» (все картины показываются отдельным слайдом крупным планом)

Слайд «Портрет художника В.А.Тропинина»

Василий Андреевич Тропинин—выдающийся художник-портретист первой половины XIX века. Он родился в 1776 году и умер 1857году. Тропинин принадлежал к художникам, которые в своём творчестве строго придерживались правдивого изображения жизни и людей. Его портреты, запечатлевшие современников, отличаются простотой, их может понять каждый. Внутренний мир своих героев Тропинин стремился передать через отдельные детали, выделенные с помощью светотени. Работы художника хранятся в лучших музеях России: Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Слайд «Кружевница»

Учитель:

Вы, конечно, можете выбрать для описания любую картину, но я хочу остановить ваше внимание вот на этом портрете. Это «Кружевница». Он мне очень нравится. А знаете чем? Какой-то особой теплотой, влюблённостью художника в этот образ. Итак, Тропинин «Кружевница»

Молчаливое рассматривание картины В.А.Тропинина «Кружевница»

Работа с деталями портрета: крупным планом показываются лицо, глаза, ткань, кружево, руки девушки. Беседа учителя с учащимися по содержанию картины.

Слайд «Лицо»

Учитель:

Вглядитесь в лицо этой девушки. Нам хочется любоваться им. Почему же оно обладает такой притягательной силой? Чем привлекает зрителя это лицо? Какие имена прилагательные можно использовать для описания лица кружевницы?


Ответы учащихся:

У кружевницы выразительные глаза. Мягкие черты лица. Лицо приятное. Очень красивые карие глаза. Глаза как будто притягивают.

Слайд «Глаза»

Учитель:

Чем поражает взгляд кружевницы? Как художник передаёт это. Какие словосочетания можно подобрать для описания взгляда девушки?

Ответы учащихся:

Взгляд поражает загадочностью, таинственностью. Взгляд приветливый, весёлый. Лукавый взгляд. Доброжелательный. Милый, приятный.

Слайд «Кружево и ткань»

Учитель:

Почему ткань и кружево выделены цветом и светом?

Ответы учащихся:

Это светлое пятно в картине. Эта белая ткань оттеняет красоту девушки. Художник хочет показать хорошую работу кружевницы, что она умеет плести красивые кружева.

Слайд «Пальцы кружевницы»

Учитель:

Художник рельефно выписывает её руки. Почему? Связано ли это с названием картины?

Ответы учащихся:

Да, связано, потому что художник хочет показать нам её умелые руки. Он рисует тонкие пальцы девушки. Подчёркивает искусную работу кружевницы, девушки-труженицы.

Подготовка учащихся к восприятию рассказа экскурсовода о картине

Учитель:

А сейчас мы, ребята, послушаем рассказ экскурсовода о картине «Кружевница». Как вы думаете, чем характерна речь экскурсовода?

Ответы учащихся:

Экскурсовод использует слова, которые должны привлечь внимание к тому, о чём он рассказывает: Послушайте…, Обратите внимание…, Посмотрите…)


Повтор слайда «Кружевница»

Экскурсовод:

Итак, вы рассмотрели картину В.А.Тропинина «Кружевница» и, я думаю, получили истинное наслаждение. Действительно, трудно оторвать взгляд от этого портрета: такой притягательной силой обладает лицо этой девушки, хотя нельзя его назвать безукоризненно красивым. Чем же оно покоряет нас, зрителей? Вглядитесь в него! Сколько обаяния во всём облике девушки: тёмные, гладко зачёсанные волосы, густые брови, непокорные завитки волос, нежный румянец щёк, чуть вздернутый нос, глубокий взгляд выразительных карих глаз—от всего этого веет прелестью и таинственностью (Слайды «Лицо», «Глаза»)

Далее слайд «Пальцы кружевницы»

Она плела кружево, но что-то отвлекло её внимание от работы, очевидно, что-то приятное. Правда? Обратите внимание: лёгкая улыбка чуть тронула её пухлые губы, весёлый взгляд, в котором поблёскивают лукавые искорки, обратился туда, где находится что-то, что привлекло её внимание, пальцы, сжимавшие коклюшки, замерли…

Слайд «Кружево и ткань»

Если мы отойдём немного подальше от картины и посмотрим на весь портрет девушки, то невольно задержим взгляд на белой ткани и кружевах. Они воздушной волной покрывают стол и высвечивают, оттеняют необыкновенное обаяние девушки, переливчатую гамму сиренево-серых тонов косынки и скромного платья, подчёркивают искусную работу кружевницы.

Слайд «Руки кружевницы»

А теперь подойдём ближе, чтобы рассмотреть руки кружевницы и полюбоваться мастерством художника в изображении тонких и грациозных пальцев девушки. Тропинин заставляет нас также любоваться скульптурной чёткостью её обнажённой руки, изяществом линий.

Анализ дикторского текста.

Учитель:

Благодарим экскурсовода за интересный рассказ, ну, а мы будем анализировать фразы экскурсовода, которые он использовал для привлечения внимания к отдельным деталям.

На какие детали картины обратил внимание экскурсовод?

Почему, говоря о лице девушки, экскурсовод восклицает: «Вглядитесь в него!»

Как экскурсовод обратил наше внимание на взгляд девушки?

Почему экскурсовод предложил отойти подальше от картины?

Когда экскурсовод пригласил нас подойти поближе, что вы смогли рассмотреть?

Постановка творческой задачи перед учащимися.

Учитель:

А теперь, ребята, попробуйте сами выступить в роли экскурсовода. Попытайтесь заинтересовать зрителей картиной, которую вы выберете для проведения экскурсии (для описания). Можете самостоятельно провести экскурсию по картинной галерее и рассказать группе зрителей о картине «Кружевница».



Письменная работа


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Занятие внеурочной деятельности по литературе


Тема: «По следам экскурсионной поездки»

Цели:

Познакомить учащихся со Святыней на территории Кубани «Святая ручка».

Содействовать развитию чувства гармоничного восприятия мира, повышению интереса к дальнейшему изучению темы, умение слушать.

Воспитывать уважение к православным Святыням, выражать свою жизненную позицию, стремление к наилучшим духовным, человеческим качествам.

Формирование умения решать творческие задачи.

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Оборудование: мультимедийная презентация

Пояснение:

Уроку предшествует экскурсионная поездка учащихся 5-6 классов в Крымский район п.Горный в скит Феодосия Кавказского, на источники «Святая ручка».

Дети сидят полукругом, чтобы видеть и слышать друг друга. Им видны слайды презентации. Кто-то принёс на урок иконки, календари и книжечки, купленные в церковной лавке на экскурсии. Это можно рассматривать прямо на занятии.

Ход урока:

Организационный момент:

По опережающим заданиям составлены сообщения учеников и мультимедийная презентация на основе фото учеников для наглядного восприятия информации.

Распределены роли – экскурсоводы, исследователь, корреспондент.

2 слайд

Вступительное слово учителя:

«Святая ручка»--целебный источник. Православные паломники со всего мира считают даром Божьим возможность посетить это удивительное место в Крымском районе Краснодарского края. Это место овеяно десятком легенд, а чудеса происходят буквально на глазах.

Сегодня мы хотим рассказать о той «Святой ручке», которую увидели собственными глазами.

3 слайд

Ученик-экскурсовод:

Новороссийская трасса. Крымский район. Поселок Горный. Вот и комплекс «Святая ручка».

Как гласит легенда, ещё в конце 19 века в семью украинского богатого помещика пришло несчастье: заболела единственная дочь, чахла на глазах, а врачи разводили руками. Но однажды девушке приснился сон, в котором голос свыше точно описал место, куда нужно ехать за исцелением. Уже наяву, следуя инструкциям, семья добралась до источника. Вода стекала со скалы, в которой как-будто кто-то высек женскую ладонь. Прожив некоторое время возле источника, семья вернулась на Украину. Девушка оказалась совершенно здорова. Узнав о чуде, которое произошло у соседей, начались первые паломничества к источнику исцеляющей руки Божьей Матери.

Ученица-исследователь (гречанка):

А я от своей бабушки-гречанки знаю ещё об одном исцелении. Жена жителя города Геленджика В. Колесиади, жившая в начале 20-го века, сильно заболела непонятной внутренней болезнью. Самые знатные врачи того времени не могли ее вылечить. Посетив с верою источник «Святая Ручка», помолившись усердно у него, искупавшись в его целебной воде, больная выздоровела. В знак благодарности Богу, Колесиади в 1914 году соорудил у источника часовню в честь Успения Божией Матери («Панагии»). С того времени этот неописуемо красивый уголок Кубанской земли становится местом массового паломничества, особенно поселенцев — Понтийских греков.

Бурные ветры революции и богоборческих ле6т стерли с лица земли часовню, расселили по пустыням средней Азии греков, а по лагерям — казаков и много других православных христиан, истребили подвизающихся монахов. Но те, которые остались, приходили за целебной водой.

4 слайд

Ученица-корреспондент:

Вот что рассказала мне Зинаида Ковтун, работающая здесь же в церковной лавке:

«Моя бабушка рассказывала, что хорошо помнит этот источник и женскую ладонь. Теперь-то её не видно. Немцы не смогли разбомбить святыню, а в шестидесятые годы советская власть всё-таки решила расправиться с божественным явлением. Было распоряжение прямо по источнику проложить железную дорогу. Мой родственник тогда работал на этой стройке и описывал то, что видел собственными глазами. Весь день строители, разрушив скалу, заливали это место цементом, засыпали щебнем. Но на утро весь материал оказывался размытым, и святая вода вновь поднималась из-под земли. После недели борьбы со святыней тяжело заболел начальник стройки, затем—его сын. Врачи помочь не могли. А потом начальник услышал во сне, что спасение придёт, если он оставит в покое святыню. На следующее утро он распорядился вести железную дорогу ниже источника. Над местом же поруганной святыни возвёл бетонную пещеру».

5 слайд

Бетонный свод над святым источником возвышается и поныне. А в рукотворном гроте всегда горят свечи, висят иконы, и лежат цветы. Паломники приходят поклониться святыне и умыться святой водой.

6 слайд

Ученик-экскурсовод:

Впрочем, этот источник—не единственный в комплексе «Святая ручка». Первыми встречают источники Иоанна Крестителя, Святителя Николая. Рядом сооружена купель и возведены часовни. Их строительство началось в 1994 году с подачи жителя хутора Новоукраинский Георгия Орфанова и при поддержке греческой диаспоры и Пригорного казачьего куреня.

Дальше в лесу, куда по тропинке можно дойти за 40 минут, источники великомученицы Варвары и Святых апостолов Петра и Павла.

Со всех концов Великой России и из-за рубежа приходят паломники к этому святому месту, наслаждаются благодатными видами местности, вкушают очень вкусную целебную воду, причащающиеся с верой исцеляются от различных болезней.

Особенно торжественно на «Святой Ручке» 27–28 августа в Праздник Успения Божией Матери. Со всех концов мира стекаются сюда люди, в основном греки, для общей молитвы и трапезы, для встречи с друзьями и знакомыми, для решения житейских вопросов и даже мировых проблем.

7 слайд

Ученица-исследователь:

Учёные находят своё объяснение феномену целебных свойств воды со «Святой ручки». В пластах земли есть залежи серебра, которые и придают воде целебные свойства.

8 слайд

Ученик-оппонент:

Наука помогает, это верно. А как ты объяснишь ещё одно чудо. Представляете, источник реагирует на поведение окружающих. Когда ругаются возле него, курят или просто громко выражают эмоции, вода начинает еле-еле течь. Зато когда умиротворение—поток набирает обороты. Причём не важно, какое на дворе время года.

Мне стал известен очень интересный факт. В 2012 году, во время Крымского наводнения, поток воды дошёл до святых источников, и, не доходя 4-х метров, обогнул их и пошёл дальше.

9 слайд

Ученица-исследователь:

Я доверяю проверенным фактам. Место, о котором мы говорим, находится недалеко от реки Богого. Мне стало интересно, откуда такое название. Моё любопытство развеял краевед Александр Кондрашов, сообщив, что по одной из версий в переводе с адыгейского языка это буквально означает «много дорог».

10 слайд

Учитель:

Значит, каждый из нас, посетивший «Святую ручку», может выбрать одну из них. Свою собственную.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А слайды? Вы на них ссылаетесь...

19 March 2023

Похожие публикации