Мастер-класс «Создание куклы-марионетки»
Мастер-класс «Создание куклы- марионетки»
Цели: - побуждение родителей к творчеству, развитие свободного общения детей и взрослых; - развитие эстетического вкуса, фантазии, укрепление эмоционально позитивных межличностных отношений; - изготовление «помощников» для организации коррекционной логопедической деятельности;
В детском саду я работаю учителем - логопедом 25 лет, и это не только призвание, но и образ жизни, со всеми перечисленными качествами. В сегодняшнем мастер-классе нам понадобится хорошее настроение, желание и 20 минут вашего времени.
Тему мастер-класса нам подскажет разгаданный вами кроссворд.
1. Что всегда во рту, но не проглотишь? (язык) 2. Ведущая деятельность дошкольника (игра) 3. Целесообразная и целенаправленная деятельность (практика) 4. Конечный итог, завершающий действия или явление (результат) 5. Специалист, дающий оценку, заключение при рассмотрении вопроса (эксперт) 6. Коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой нарушений речи (логопед) 7.Форма общения в речевых ситуациях между двумя лицами (диалог)
Я и кукла.
Для многих из нас детство уже прошло, и мы забыли, как смотреть на небо, выискивая фигурки из облаков и играть с куклами... Есть выход - предлагаю окунуться в этот волшебный мир кукол …
Потому что «куклы - это средство, чтобы вечно помнить детство», гласит выражение Л. Рубальской. И при всей своей простоте кукла имеет огромные возможности: побуждает к активной речи, становясь «собеседником» для ребенка, создает позитивные установки, снимает речевое напряжение.
На логопункте нашего ДОУ участники коммуникативных игр с детьми - логотеатр «МИКС» - куклы Тильды, Тыквоголовки, процесс изготовления которых достаточно трудоёмкий. Проще использовать в работе готовых мягких кукол, пальчиковых, плоскостных, би-ба-бо, кукол из ложек, кукол на палочках. А я бы хотела всех заинтересовать созданием куклы-марионетки.
Заглянем в технологическую карту и рассмотрим ценный для рукоделия материал:
Для создания куклы нам нужны будут остатки ткани, капрон, синтепон, киндер яйца, палочки, бусинки, фломастеры, шерстяные и обычные нитки, резинки, ленты,украшения.
Начинаем превращение всего этого в настоящую марионетку, но помним: игрушкам передается то настроение, с которым мы их творим. Но сначала… Видите бусинки?
1. Возьмем в руку несколько бусинок и загадаем своё желание.
2. Поместим бусинки с желанием в яйцо от киндер-сюрприза: это будущая голова куклы.
3. Сформируем голову - обернем её синтепоном и закрепим капроном. Завяжем на голове узел сверху и снизу.
4. Изготовим ручки из ложек. Берем лоскуток ткани и прикрепим ложки к разным сторонам (ручки можно сшить из капрона с синтепоном – у кого на что фантазии хватит).
5. Голову соединяем с тканью. Нижний узел прикрепим к центру лоскута с помощью резинки или нитки. Из цветных ниток сделаем волосы кукле (прическу), можно нарезать также из оставшегося капрона.
6 . Затем делаем вагу из палочек. Привяжем одну палочку к рукам, другую – к голове для управления куклой.
7. Что не хватает? Надо украсить! Рисуем «лицо», делаем прическу украшаем платье. Можно ввести дополнительные детали – шляпу, бусы, браслеты, ленты, украшения.
8. А что же дальше, подскажите? Правильно, надо придумать имя своей кукле!
Давайте с вами пофантазируем – что для каждого из вас кукла? Когда вы смотрите на «марионетку», какие ассоциации она у вас вызывает? Представьте, если кукла «ожила», и тогда немного поиграем! От имени куклы: сказать, «как меня зовут», «какая я», «как я себя чувствую», «моё доброе послание» - передаем добрые слова от имени куклы.
Какой же самый важный этап в создании куклы-марионетки, как думаете? Изготовление куклы, обучение «вождению» или «оживление» - сказкотерапия? Для каждого это индивидуально.
Мне нравится, что такая игрушка-помощник может "ходить", "прыгать", отбивая ритм, «говорить», выполнять команды. Кукла становится уникальным средством практической деятельности, развивая способности ребенка. Тем более, изготовленная своими руками, кукла достойна, чтобы быть с ребенком. Сделать можно из любого подручного материала – фломастера, губки, ложки, перчатки, коробочки или баночки.
Весь процесс изготовления куклы укладывается в несколько авторских строчек.
Бусинку в руке сжимаем и желанье загадаем. От киндер-сюрприза яйцо нам пригодиться должно. Это куклы голова, в ней спрячем бусинку пока. Обернув всё синтепоном, крепко закрепим капроном. Ткани лоскуток возьмем, ложки - ручки к ней пришьем. Голову соединяем с тканью – тут нетрудное заданье. Нитки к палочкам прикрепим – и марионетку встретим! Теперь её надо украсить – лицо найти, прической скрасить. Имя придумать кукле нашей – и вот тогда она нам спляшет!
Надеюсь, идея с марионетками многим понравится и пригодится!
Галина Браиловская написала стихотворение, которое можно выучить с ребенком.
Мы – куклы. Смотрите. В свой дом поместите. И пусть на столе, на стене, на диване Мы вам улыбнемся, когда захотите. И, может, теплее кому-нибудь станет. А если кому-то однажды взгрустнется, откройте нам то, что гнетет вашу душу. И кукла поймет, и щекою прижмется, и, может быть, круг ваш печальный разрушит. Но не обижайте, в нас спрятана сказка…В нас столько тепла и доверия к людям! И, может быть, кукла – всего только маска мечты о когда-то несбывшемся чуде?..
Творческого энтузиазма всем и отличного настроения!
Кияйкина Наталья Федоровна
Сергачева Анна Анатольевна