12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хохлова Алла Федоровна21
0

Мастер-класс в рамках педагогической мастерской «Формирование ОБЖ в дошкольном возрасте»

Мастер-класс в рамках педагогической мастерской «Формирование ОБЖ в дошкольном возрасте»

Подготовила и провела: Хохлова А.Ф.

Актуальность темы:

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности и способы защиты от них. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Основная цель БЖД как науки — защита человека в техносфере от негативных опасностей (воздействий) антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных или безопасных условий жизнедеятельности

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Наблюдая за детьми в детском саду, педагоги отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак В соответствии со Всемирной Конвенцией ООН о правах ребенка, Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Законом «Об образовании», статья №41. Охрана здоровья обучающихся

 

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

 

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

 

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ) наше дошкольное учреждение поставило цель: создать условия, для всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

Также одной из задач, поставленной перед коллективом детского сада, является воспитание у детей навыков личной физической культуры, формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружении знаниями, умениями и навыками, воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Одним из условий решения выше поставленных задач является ознакомление детей с основами ОБЖ.

Работа по реализации поставленных целей и задач осуществлялась следующим образом:

1. Первичный мониторинг детей, родителей, педагогов по вопросам основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни

3. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по формированию у детей основ безопасности и здорового образа жизни.

4. Составление плана работы по ОБЖ и ЗОЖ с детьми разного возраста.

5. Подготовка предметно-развивающей среды в группе: подобраны дидактические игры, картинки и иллюстрации (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовые приборы, опасные ситуации, опасные предметы), подготовлен перечень художественной литературы «Книги, которые учат»,

7. Разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие».

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Основные цели и задачи

Формирование основ безопасности. Это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Также в своей работе мы опирались на содержание программы "Азбука безопасности» Н.В. Коломеец. Эта программа, нацеливает педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. Программа включает пять направлений:

- Ребёнок и его здоровье;

- Ребёнок и другие люди;

- Ребёнок дома;

- Ребёнок и природа;

- Ребёнок на улицах города.


 

Основываясь на содержание программы, нами был разработан перспективный план.

Цель разработанного перспективного плана – систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровья.

Задача педагогов состояла в том, чтобы адаптировать имеющийся материал к условиям проживания в нашей местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

-ООД как элемент, формирующий необходимый арсенал знаний у ребенка, основанный на проблемно-диалогическом обучении как наиболее эффективной образовательной технологии

- ежедневные игры различных видов: подвижные, дидактические игры в свободной деятельности, способствующие закреплению и развитию сформированного навыка

-разрешение проблемных ситуаций под руководством воспитателя, что позволяет ребенку погрузиться в ситуацию, увидеть правильные способы действий и попробовать совершить их самому

- развлечения и спортивные мероприятия, закрепляющие и обобщающие изученный материал по теме

- целевые прогулки, экскурсии, диагностирующие способы поведения детей в реальной ситуации, а также мотивирующие детей на изучение материала

Традиционной в работе нашего педагогического коллектива стала такая форма, как “Тематические недели”.

Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада.

Планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса:

1) Организованная деятельность;

 

2) Совместная деятельность;

 

3) Самостоятельная деятельность.

 

Решению задач тематической недели так же способствует насыщенная предметно – развивающая среда. В группах оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности. Созданная в группах образовательная среда предполагает периодическую сменяемость игрового материла, появление новых предметов, стимулирующих запланированную взрослым деятельность. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.

 

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого мы провели анкетирование и на основании полученных результатов строили работу с родителями.

РЕЗУЛЬТАТ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ»

ВЫВОД: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО СЕМЬИ НЕ СПОРТИВНЫЕ, РЕЖИМ ДНЯ У МНОГИХ ДЕТЕЙ НЕ СОБЛЮДЕН, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ РОДИТЕЛИ НЕ ЗНАЮТ, НО СПОСОБЫ ЗАКАЛИВАНИЯ МОГУТ НАЗВАТЬ. ПОСЛЕ ДЕТСКОГО САДА И ВО ВРЕМЯ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ ДЕТИ ДОМА В ОСНОВНОМ ЗАНЯТЫ ПРОСМОТРОМ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ И КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ. ОТСЮДА СЛЕДУЕТ, ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ, БЕСЕДЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, ПРИВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНОМУ УЧАСТИЮ В СПОРТИВНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЯХ.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЖ.

Вывод: родители воспитанников знают о важности формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности, знакомят детей с правилами безопасности (в основном в быту).

 

К сожалению, из правил дорожного движения родители упоминают лишь светофор, зебру, никто из родителей не указал о важности перевозки детей в машине с обязательным использованием ремня безопасности. Детей дошкольного возраста нужно учить обязательно пристегиваться при движении автомобиля, и учить основным правилам дорожного движения для велосипедистов, основным дорожным знакам.

Больше всего родителей интересуют такие темы как «Ребенок и незнакомые люди», «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»

Все родители считают, что целесообразно проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении, и принимать в этом участие и закреплять полученные знания в ДОУ.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Эти вопросы мы обсуждали на родительских собраниях, стимулировали активное участие родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в различных мероприятиях по теме, участие в выставках творческих работ. Своевременно информировали родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ.

ОПАСНОСТИ ВНУТРИ НАС

 

ИЛИ КОМУ ВЕЗЕТ В ЭТОЙ ЖИЗНИ

Чтобы перейти на следующий этап мастер-класса я предлагаю вам

Нарисовать воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

 

Притча о здоровье

 

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».

А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека.»

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

 

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. “Будьте здоровы!” - говорят люди друг другу. “Желаем вам самого главного - здоровья”, - говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства (зачем все это больному человеку?).

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

В нашей жизни здоровью угрожают не только катастрофы и преступники, Ядовитые вещества в воздухе, воде, напитках и пище, вредоносные облучения, и т.д о пагубном влиянии которых на психику сказано уже достаточно много А конфликты, стрессы, от которых нет спасения ни на улице, ни на работе, ни дома! Все это постоянно и очень неблагоприятно влияет на наш организм, его физиологическое и психическое состояние. Остаться здоровым, не предпринимая специальных усилий, почти невозможно.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Для того чтобы оценить степень своего эмоционального состояния можно воспользоваться различными вариантами анкет, опросников, тестов для диагностики и изучения синдрома педагогического выгорания. Я предлагаю вам опросник, который мы применяли в своей практике, он показался нам удобным и прост в обработке.

Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

 

 

Наш детский сад тоже не остается в стороне. Мы стараемся уберечь своих сотрудников. Работа осуществляется через разнообразные формы работы с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары, спортивные досуги.

 

 

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем,

 

вы найдете его, то, подобно старухе,

 

искавшей свои очки, обнаружите,

 

что счастье было все время у вас на носу.

 

Дж. Б. Шоу

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1.Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?

2.Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?

3.Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

4.Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед “вашим носом” уезжает.

5.У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

6.Вас не поздравил с праздником друг.

7.Ваш ребенок подрался в школе.

8.Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?

9.Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?

 

10 Коллеги отозвались не лестно о вас…

 

11 Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…

 

12 Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу… и т.д.

 

. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

 

Я вам предлагаю некоторые рекомендации, которые могут помочь вам не попасть в «стрессовый плен»(памятка )

А самое главное смейтесь почаще, потому что Смех полезен для духовного и физического состояния человека. Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт.

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

 

Сейчас я вам предлагаю вернуться в детство и немного поиграть. Начнем с разминки

1. Назовите средства закаливания. (Солнце, воздух, вода.)

3. В каком возрасте можно начинать закаливание? (С рождения.)

4. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)

5. Что милей всего на свете? (Сон)

6. Массовое заболевание людей. (Эпидемия)

7. Рациональное распределение времени. (Режим)

9. Жидкость, переносящая в организме кислород. (Кровь)

10. Наука о чистоте. (Гигиена)

1. Огонь, вышедший из под контроля человека. (Пожар)

3. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. (Отравление.)

5. Какие органы защищает при пожаре ватно-марлевая повязка? (Дыхания)

6. Смесь газов, необходимых для дыхания человека. (Воздух)

7. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки? (Оштрафовать)

9. Маленький, противный, любит грязь. (Микроб)

11.Звучащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Свисток.)

12. Молчащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Жезл.)


 

«Сказка ложь, да в ней намёк… »

Задание: Кто больше назовёт сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?


 

«Собери пословицу».

Командам даются пословицы, которые разрезаны, по словам и перемешаны. Необходимо собрать пословицу и передать смысл этой пословицы, другими словами.

1 команда: «Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Не открывай дверь незнакомым людям, не верь чужим людям, которые просят открыть дверь и т.д.) 2 команда: «Кто много болтает – беду на себя накликает» (Нужно уметь держать язык за зубами, попусту не разговаривать, если что-то сказал, то нужно отвечать за свои слова и т. д.)

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Благодаря планомерной и целенаправленной работе, были достигнуты следующие результаты:

- у детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ;

- пополнился опыт безопасного поведения;

- проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице;

- пополнился словарный запас;

- наладился тесный контакт с родителями.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.