Мастер-класс: «Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 92
Мастер-класс:
«Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте»
Подготовила: учитель-логопед
детский сад № 92
Молчанова Светлана Михайловна
г. Рыбинск, 2023
Актуальность
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
Чтобы избежать подобных проблем, легче и правильнее предотвратить нарушения письменной речи в дошкольном возрасте путем различных профилактических мероприятий. Коррекция уже устоявшихся нарушений письменной речи (дисграфии и (или) дислексии) во время школьного обучения, процесс длительный и сложный.
Цель:
представление участникам мастер-класса системы различных приемов игровой технологии, используемых в работе с дошкольниками по предупреждению нарушений письменной речи.
Задачи:
- Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
- Повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.
- Стимулировать участников мастер-класса на определение и создание таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться, и имелась бы возможность это сделать (что соответствует требованиям ФГОС ДО).
- Познакомить участников мастер-класса с играми и упражнениями по профилактике разных форм дисграфии в процессе образовательной деятельности ДОУ.
Прогнозируемый результат
Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование представленного материала в коррекционно-образовательном процессе с детьми.
Практическая значимость
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, логопедам, родителям в работе по предупреждению дисграфии и дислексии.
Ход мастер-класса:
Уважаемые участники!
Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, обеспечивающая формирование у него психологической базы для последующего качественного усвоения школьных знаний.
Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников. Специально подобранные педагогом упражнения, игры и задания помогут будущему школьнику избежать стойких ошибок при письме и чтении.
Навык чтения и письма формируется у ребенка по звукобуквенному принципу, следовательно, для успешного усвоения этих навыков необходимо обучить дошкольника звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии (способность воспринимать и различать фонемы) каждого звука родного языка. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при норме речевого развития) требует планомерного специального обучения. Таким образом, фонематическое восприятие- первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.
Обучение дошкольников грамоте без учета указанных факторов способствует появлению трудностей в овладении письмом и чтением.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:
- зрительный анализ и синтез;
- пространственное представление;
- дифференциация звуков речи (фонематическое восприятие);
- звуко-слоговой анализ и синтез;
- внимание; память;
- эмоционально-волевая сфера.
Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.
Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте, поэтому своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.
КОГДА НУЖНА ПРОФИЛАКТИКА?
Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. обучающие игры и задания во время режимных моментов или во время образовательной деятельности (развитие речи, обучение грамоте, формирование математических представлений) помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью. Особенно важна работа по профилактике нарушений письменной речи для детей:
- с логопедическими проблемами;
- с СДВГ;
- родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.
В дошкольном возрасте о возможности нарушения письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:
- в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
- он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
- движения ребенка плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
- не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
- ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
- путает буквы, с трудом их запоминает Б и П, К и Т, С и З, путает звуки, произносит слова неразборчиво;
- не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.
ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить его можно по характерным ошибкам на письме.
Классификация дисграфии
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
2. Акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания звуков;
3. Дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
4. Аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
5. Оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.
При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно.
Ошибки:
п роявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав.
проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).
задачи КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
-Развитие фонематического восприятия.
-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
-Определение положения звука по отношению к другим звукам.
Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха).
-В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). Отражает дефектное произношение на письме.
Ошибки:
замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
з амена и смешение гласных: о, у, е, и.
ПУТИ КОРРЕКЦИИ
для начала нужно откорректировать речь ребенка, а затем исправлять его письмо.
задачи КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
совершенствование речевых навыков;
формирование соответствующих предпосылок интеллекта;
формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;
формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Ошибки:
- искажения звуко-буквенной структуры слова и предложения.
• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
• пропуски гласных (собака — сбака);
• перестановка букв (тропа — ртопа);
• добавление букв (таскали — тасакали);
• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
• нарушения деления предложения на слова.
задачи КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза
Развитие языкового анализа и синтеза:
Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.
А грамматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.
Ошибки:
· неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
· пропуск членов предложения;
· нарушение последовательности слов в предложении;
· искажение морфемного строя слова;
· замены приставок и суффиксов;
· нарушение конструкции предложения;
· изменение падежа, местоимений и числа существительных;
· нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
Задачи КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Работа над словоизменением
Работа над предлогами
Работа над словообразованием
Обогащение словарного запаса
Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
О шибки в замене букв
графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
зеркальное написание букв;
отрыв элементов букв;
лишние элементы (шишки — шишшики).
Задачи КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
Развитие конструктивного праксиса.
Развитие мнестических представлений.
Развитие графомоторных навыков и умений.
Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
Дифференциация смешиваемых букв.
Задание для участников мастер-класса.
- Определите вид дисграфии, проанализировав ошибки ученика (работа с карточкой)
Причины дисграфии могут быть ОРГАНИЧЕСКОГО ХАРАКТАРА
недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка, нарушение зрения.
ПРИЧИНЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
нарушение звукопроизношения – дислалия у ребенка с ФД,ФФН.
Функциональные причины могут быть связаны с недостаточным развитием артикуляционного аппарата в следствии долгого пользования ребенком бутылочкой, не приучения с ранних лет жевать твердую пищу, воздействием внутренних факторов(например, длительные соматические заболевания).
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОХАРАКТЕРА
двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.
Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти, СДВГ и др.
Я предлагаю Вашему вниманию упражнения по профилактике некоторых видов дисграфии.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
(«Волшебные обводилки», автор Зегебарт Г.М.)
На что следует обратить внимание? (учителю, родителям)
1.Ребенок-левша;
2.Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;
3.Двуязычная семья;
4.Ребенок раньше занимался с логопедом;
5.У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;
6.Ребенок рано пошел в школу;
7.При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;
8.У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);
9.Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба». (Слайд 18)
Задание 1: "Найди слово " (зрительный анализ)
Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:
СЕ СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ
ОБ БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ГДЕ ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
КОТ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
СЛОН НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ
ВОДА ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА
КАКОЙ КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ
ЧАШКА ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА
Задание 2: "Змейка" (зрительно-двигательная координация)
А. На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
Б. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния.
Задание 3:"10 слов" (слуховое запоминание)
Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2 - 3 с.
Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания: а) в том же порядке либо б) в произвольном порядке. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Задание 4: «Будь внимательным» (произвольное внимание)
А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
ГРУММОПД
5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
ЛАЙОНОСАНДЕРА
МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
П. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН
БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕН АТУРЕНBAДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН
Задание 5: Выбор родственных слов (способность к обобщению)
Назвать слова, близкие друг к другу по существу:
заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, морс;
соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол;
- вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз.
Задание 6: "Конфликтные картинки " (фонематический анализ) Ученику предлагаются пары "конфликтных картинок". Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик. прочитав, указывает соответствующую картинку.
Слова Картинки
Молоток молоко
молоток;
Ворона ворона
ворота и т.д.
Задание 7: "Произнеси чисто" (четкость артикулирования)
Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (А), и фразы со сложной слоговой структурой (Б). Ученик быстро их повторяет. Добиваться четкого произнесения каждого звука.
А) 1. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
2.Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
3.Стоит воз овса,
возле воза - овца.
4. Клала Клава лук на полку.
Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
Клара у Вали играла на рояле.
Б)1. Рыбки в аквариуме (повторить два раза).
Милиционер остановил велосипедиста.
Сыворотка из-под простокваши.
4. Полполдника проболтали.