12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Маслова20
Молодой преподаватель математики. Увлекаюсь космонавтикой и основами космической техники. Преподаю в Суворовском военном училище и во дворце Творчества юных. Занимаюсь подготовкой ребят к математическим олимпиадам и выпускным экзаменам.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Введение

Математика—это абстрактная наука, которая требует хорошо развитого абстрактного и пространственного мышления.

В 5-6 классах только начинается формирование пространственного и абстрактного мышления, поэтому изучения курса математики может вызывать у школьников затруднения, так как подобная деятельность чаще всего оторвана от реальности и учащиеся не могут соотнести её с каким-то полезным и ценным для них умением.

При этом данный возраст охватывает период бурного развития познавательного интереса, данный период сензитивен для развития творческого мышления, познавательной активности.

Именно поэтому важно в этот период не упустить момент и сформировать интерес у ребят к данному предмету и не оттолкнуть их от математики. Ведь в этом возрасте ребята считают себя способными практически ко всем учебным предметам.

Установление межпредметных связей между математикой и физикой, и изучения материала через практическую деятельность могут поспособствовать к формированию интереса к математике у школьников.

Цель курса:

-курс «Математическая лаборатория»-является пропедевтическим, т.е. направлен на подготовку суворовцев 5-6 класса к изучению курса физики и математики в старших классах.

Задачи курса:

  1. развитие мышления учащихся;

  2. создание условий для развития устойчивого интереса к изучению математики и физики;

  3. создание условий для приобретения учащимися практических навыков.

Актуальность курса:

Математика и физика обычно считаются наиболее сложными предметами школьного курса.

Во все периоды человеческого сознания эти направления научной мысли развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся представления о взаимосвязи математики с реальным миром. Что делает полученные знания более значимыми и применимыми, при решении вопросов учебной деятельности и вопросов реальной жизни. Повышают мотивацию изучения математики.

Проект построен на основе учебников Г.Н.Степанова «Физика 7-5 класс», Н.Я. Виленкин «Математика 5 класс»

Курс рассчитан на 5 класс 36 часов.

Примерное тематическое планирование курса

Тема

Межпредметная связь

Измерения и измерительные приборы

Площадь. Измерение площади поверхности тела. Палетка

Шкалы, единицы измерения, переход от одних единиц измерения к другим единицам измерения, десятичные дроби, округление чисел.

Объем. Измерения объема тела. Мензурка

Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах. Разновесы.

Сила. Вес тела. Измерение веса тела. Динамометр.

Окружающий мир и Механическое движение.

Система отсчета. Определения положения тела в пространстве.

Координаты

Основные понятия кинематики:(траектория, перемещение, длина траектории)

Отрезок, длинна отрезка, окружность, углы(прямой, развернутый), измерение углов, пропедевтика понятия вектор.

Равномерное и неравномерное прямолинейное движение

Скорость, средняя скорость, вычисление физических величин по формуле, решение задач с одним неизвестным. Пропедевтика понятия прямая и обратная пропорциональная зависимость.


Особенности организации образовательного процесса:

Класс, оборудованный всеми необходимыми приборами для проведения экспериментов, опытов, лабораторных работ. (Можно воспользоваться классам физики, существующим в школе или попросить необходимое оборудование для эксперимента)

Формы организации образовательного процесса:

  1. практические занятия: лабораторные работы, проведения экспериментов, исследования.

  2. Игровые занятия.

Уклон необходимо сделать на проблемное и проектное обучение. Так как проблемное и проектное обучение позволяет развить познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения.

В основном задания должны быть творческого характера, развивающие мышления учащихся.

(Как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.)

Уровень освоения курса:

Базовый уровень освоения программы в соответствии с уровнем освоения школьной программы по математике.

Формы подведения итогов реализации курса:

Текущая аттестация производится в форме балльно—рейтинговой системы.

Итоговая оценка за курс, отражает результаты учебной работы в течение всего полугодия.

Для того чтобы объективно оценить результаты работы ребят, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий:

Лабораторные работы

Выступление с групповым проектом

Выступление с индивидуальным докладом

Выступление с информационным сообщением

Контрольное мероприятие оценивается определенным числом баллов.

Итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных учащимся за прохождение контрольных мероприятий.

Если учащийся не набирает достаточное количество баллов за полугодие, то он обязан сдать зачет.

Зачет проводится в виде тестирования и устного ответа на вопрос.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, сила, масса, основные понятия кинематики.

Учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, отвесом, динамометром.

Личностные:

Учащиеся должны уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся должны уметь определять и формулировать цель занятия с помощью учителя; проговаривать последовательность эксперимента, лабораторной работы; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

Учащиеся должны уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные:

Учащиеся должны уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; извлекать из текстов, необходимую, информацию.

Литература:

  1. Белага В.В. «Физика—7класс» М: Просвещение, 2014-144с.

  2. Бунимович Е.А. «Математика—5класс» М:Просвещение, 2015-223с

Пример лабораторной работы:

Объем. Измерения объема тела.

Задание№1:

Возьми 1-ый брусок. Найди длину, ширину и высоту бруска. Вычисли объем бруска

Занеси полученные данные в таблицу.

бруска

Длина (см)

Ширина (см)

Высота (см)

Объем (см3)






Выполни это же задание с бруском №2 и №3.

Вопрос! Как найти объем жидкости или тела неправильной формы? (Напиши свое предположение)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сейчас мы научимся с тобой искать объем жидкости или тела неправильной формы.

Для этого нам понадобиться специальный прибор, который называют МЕНЗУРКОЙ.

Задание№ 2:

Посмотри на рисунок и определи, каков объем жидкости в каждой из нарисованных мензурок.



Запиши, что у тебя получилось:

Объем жидкости в 1-ой мензурке ______________ см3

Объем жидкости во 2-ой мензурке ______________ см3

Перед тем как мы будем искать объем неправильного тела.

Давай найдем объем бруска с помощью мензурки и сравним с ответом в задание №1.

Задание №3:

Если в мензурку с водой опустить брусок№1, что произойдет с уровнем воды в мензурке?

____________________________________________________________________________

Почему уровень воды в мензурке изменился?

______________________________________________________________________

Задание № 4:

Нарисуй на каждой из мензурок на следующем рисунке шкалу своей мензурки и отметь на мензурке №1 уровни воды, соответствующие объемам:



70 см3, 25 см3 и 57 см3

  1. Налей в свою мензурку некоторое количество воды, отметь на рисунке на мензурке №2 уровень воды и запиши значение ее объема в таблицу ниже:

  2. Потом погрузи в воду брусок № 1, отметь на том же рисунке мензурки №2 новый уровень воды и снова запиши значение ее объема в таблицу ниже:

  3. Вычти из объема воды с погруженным бруском объем воды. Занеси полученный результат в таблицу ниже.

  4. Сравни полученный результат с объемом бруска №1 в задании №1.

  5. Какой вывод можно сделать? Свой вывод запиши под таблицей.

Объем воды (V1)

Объем воды с погруженным телом (V2)

V2-V1




Повтори данный опыт с бруском №2 и 3. Полученные результаты занеси в таблицу.

Задание № 5

Налей в свою мензурку некоторое количество воды, отметь на рисунке на мензурке №3 уровень воды и запиши значение ее объема:

Объем воды ______________см3 .

Потом погрузи в воду шарик, отметь на том же рисунке мензурки №3 новый уровень воды и снова запиши значение ее объема:

Объем воды с погруженным шариком ______________ см3.

По этим данным определи объем шарика:

Объем шарика _______________ см3.

Налей в свою мензурку некоторое количество воды, отметь на рисунке на мензурке №4 уровень воды и запиши значение ее объема:

Объем воды ______________ см3.

Потом погрузи в воду камешек, отметь на том же рисунке мензурки №4 новый уровень воды и снова запиши значение ее объема:

Объем воды с погруженным камешком ______________ см3.

По этим данным определи объем камешка:

Объем камешка ______________ см3.

Результаты опытов с бруском, шариком и камешком занеси в таблицу:

Объем воды (V1)

Объем воды с погруженным телом (V2)

V2-V1




!До сих пор мы определяли с помощью мензурки объемы достаточно больших тел. Теперь попробуй бросить в мензурку с водой одну дробинку.

Ты заметил, насколько изменился уровень воды? Нет? Так как же определить объем очень маленьких тел?

Попробуй предложить собственный способ определения объема одной дробинки. Для этого ты можешь использовать: пустую мензурку, сосуд с водой, 30-50 дробинок.

Опиши придуманный тобой способ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!Придумай, как с помощью изображенного на рисунке прибора, называющегося ОТЛИВНОЙ СОСУД ИЛИ АРХИМЕДОВА КОЛБА, можно определять объем тел.

Опиши придуманный тобой способ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.