Рабочая программа учебного курса «Лаборатория удивительных превращений» (5 класс)

5
3
Материал опубликован 2 November 2016 в группе

Гальцева Ольга Николаевна

МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

п.г.т. Анна

Рабочая программа учебного курса

«Лаборатория удивительных превращений»

для 5 класса

Цель рабочей программы – развивать личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни.

Задачи:

сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

познакомить с классификацией веществ по агрегатному состоянию, с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

сформировать практические умения и навыки, например, умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

расширить представление учащихся о некоторых веществах, используемых в быту, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

показать связь химии с другими науками:

развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;

расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;

развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам;

поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

воспитание экологической культуры.

Данный курс содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Рассчитан на 1 четверть.

Результаты освоения учебного курса

Личностные:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию

Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых образовательных интересов

Сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Сформированность основ экологической культуры, ответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные:

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.

Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.

Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.

Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.


 

Предметные:

Понимать значение научных знаний для адаптации человека в современном динамично развивающемся мире, возможность разумного использования достижения науки и современных технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты.

Проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Планируемые результаты изучения учебного курса

По окончании курса учащийся научится:

- правила безопасного поведения с химическими веществами;

- некоторые химические свойства веществ, применяемых в повседневной жизни;

- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их свойствах, способах применения;

- способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

   Учащийся получит возможность научиться:

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;

- проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

Содержание учебного предмета, курса

Наука о веществах и их превращениях - 2 часа

Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия.

Техника безопасности в кабинете химии.

Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их группы хранения. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Демонстрация. Удивительные опыты.

Лабораторная работа№1 Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Вещества вокруг тебя. –6 часов

Вещество, физические свойства веществ.

Физические и химические явления. Где образуется новое вещество. Изготовление разноцветных свечей.

Движение и взаимодействие частиц. Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Как спрятать вещество в воде?

Кабонаты. Где встречаются карбонаты. Демонстрация нахождения карбонатов в природных материалах: яичная скорлупа, раковина моллюсков, зубы, кости и т.д. Меловые горы Воронежской области. Питьевая сода. Свойства и применение.

На что указывают индикаторы. Природные индикаторы.

Состав красок. Темперные краски. Правила обращения с ними.

Лабораторная работа 2. Физические свойства веществ.

Лабораторная работа 3. Где спряталась соль?

Лабораторная работа 4. Изготовление разноцветных свечей.

Лабораторная работа 5. Свойства питьевой соды или Как испечь правильные оладьи.

Лабораторная работа 6. Приготовление растительных индикаторов.

Лабораторная работа 7. Изготовление красок.

Что мы узнали о химии?1 час

Подготовка и защита мини-проектов. Конференция: «Вещества вокруг нас»

Экскурсия в Дивногорье Лискинского района, Воронежской области на меловые горы.

Возможные темы проекта:

Зачем нужны правила безопасности?

Вездесущие карбонаты.

Кулинарные помощники.

Природные красители.

Универсальная сода.

Тематическое планирование учебного материала

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество учебных часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

 

1. Наука о веществах и их превращениях

2

Знакомятся с техникой безопасности в кабинете химии, выполняют лабораторную работу №1, в ходе которой учатся работать со спиртовкой, правильно нагревать воду в пробирке.

2. Вещества вокруг тебя.

6

Знакомятся с физическими свойствами веществ и физическими явлениями в ходе лабораторных работ №2,3,4. В ходе лабораторной работы № 5,6, 7 получают краски, рисуют ими, изготавливают индикаторную бумагу на основе природных красителей: сок клюквы, вишни, красной свёклы, краснокочанной капусты, «выпекают» оладьи с использованием муки, питьевой соды и лимонной кислоты записывают в тетрадь результаты опытов.

Что мы узнали о химии

1

Собирают материал по выбранной теме в библиотеке и Интернет, оформляют работу, готовятся к защите проекта, защищают проект.

Итого:

9

 

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала

урока

Дата урока

Тема урока

(тип урока)

Формы организации неаудиторных занятий

Формы контроля

план

факт

Наука о веществах и их превращениях (2 ч)

1

   

Химия или магия?

Демонстрации химических опытов

 

2

   

Лабораторное оборудование. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Лабораторный практикум

Лабораторная работа №1

Вещества вокруг тебя (4 ч)

3

   

Вещества и их свойства. Физические свойства веществ

Лабораторный практикум

Лабораторная работа №2

4

   

Движение и взаимодействие частиц

Лабораторный практикум

Лабораторная работа №3

5

   

Физические и химические явления. Изготовление разноцветных свечей

Лабораторный практикум

Лабораторная работа №4

6

   

Вездесущие карбонаты. Печем пироги.

Лабораторный практикум

Лабораторная работа №5

7

   

На что указывают индикаторы

Лабораторный практикум

Лабораторная работа №6

8

   

Краски своими руками

Лабораторный практикум

Лабораторная работа №7

Что мы узнали о химии? (1 ч)

9

   

Что мы узнали о химии?

Конференция

Защита проектов

Список литературы

Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. СПб, «Кристмас+», 2006 г

Шкурко Д.И. Забавная химия. Занимательные, безопасные и простые химические опыты. Л., Детская литература, 1976 г

 
Комментарии

Всё продумано, хотелось бы в приложении несколько занятий

22 December 2016

Спасибо. Я уже думала об этом. Красиво оформлю и выложу обязательно

23 December 2016

http://урок.рф/library/kraski_svoimi_rukami_133540.html "Краски своими руками" . Разработка занятия из предложенной рабочей программы

18 January 2017