Рабочая программа по учебному курсу «Математическая мозаика» (5 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа по учебному курсу «Математическая мозаика»
(компонент основной образовательной программы ООО)
ФГОС ООО
5 г класс
Срок освоения - II полугодие
Составитель: Медведева Т. П.
учитель математики
первой квалификационной категории
2016
Рабочая программа учебного курса «Математическая мозаика» для 5 класса в МКОУ Новомеловатская СОШ составлена в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с учетом основных идей и положений Программы развития универсальных учебных действий для общего образования, с соблюдением Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с соблюдением преемственности с примерными программами начального общего образования, на основе:
- Примерной программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения.) – М. : Просвещение, 2010.
- Программы по математике для 5 - 11 классов общеобразовательных организаций, 2016 г.(Коллектив авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.)
- Основной образовательной программы МКОУ Новомеловатская СОШ;
- Учебного плана МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области;
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Программа ориентирована на использование учебника «Математика: Учеб.-собеседник для 5 кл. сред. шк. / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. -3-е изд. - М: Просвещение, 1996 г.»
Курс «Математическая мозаика» введён в 5 классе по результатам мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей). В учебном плане на изучение курса отводится 17,5 часа в год. Изучение данного курса поможет расширить знания по математике, повысить эффективность обучения, поспособствует формированию систематического и целенаправленного умения решать разнообразные математические задачи.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение учебного курса «Математическая мозаика» по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие самостоятельности суждений, независимости, внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения задач, использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов и приёмов вычислений для работы на уроках и во внеурочной деятельности,
- включение в групповую работу,
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его, аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием,
- контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок,
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи, поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-определение последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи,
-объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий,
-воспроизведение способа решения задачи,
-анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор верных, наиболее эффективного способа решения задачи;
-оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно),
-участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи, сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- создание фундамента для математического развития,
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
2. Содержание учебного курса
Вводное занятие.
Организационное занятие: режим занятий, цели и задачи курса. Правила техники безопасности на занятиях.
Действия над натуральными числами при решении задач.
Действия сложение, вычитание, умножение и деление. Зачем нужно изучать действия над числами? Какие задачи решаются сложением, вычитанием, умножением, делением
Учимся рассуждать при решении задач.
Что значит рассуждать? Как уравнение помогает решить задачу? Когда может пригодиться деление с остатком? Когда скорости складываются, а когда вычитаются? Как находить ответ, когда спрашивается «хватит ли?» Задачи на части. Иногда нужно запастись терпением…
Математические игры, загадки, фокусы.
Играем в математические игры. Как с помощью уравнений отгадывать математические загадки и показывать математические фокусы. Занимательных задач.
Итоговое занятие.
Защита творческих проектов
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Вводное занятие |
1 |
|
Действия над натуральными числами при решении задач |
4 |
|
Учимся рассуждать при решении задач |
7 |
|
Математические игры, загадки, фокусы |
4 |
|
Итоговое занятие. Защита творческих проектов |
1 |
Итого |
17 |
Рассмотрено на методобъединении учителей математики и информатики руководитель МО Левченко В. В. Протокол от 25.08.2016 г. № 1 |
Согласовано: Заместитель директора по УВР
Малёваный И. 29.08.2016г |
Утверждаю: Директор МКОУ Новомеловатская СОШ И./ / Протасов А. Н. Приказ от 29.08.2016 г. №136 |
Календарно-тематическое планирование
занятий учебного курса «Математическая мозаика»
в 5 г классе
Учитель: Медведева Т.П.
2016 - 2017 учебный год
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
||
план |
факт |
|||
|
Вводное занятие |
|||
Действия над натуральными числами при решении задач (4 ч) |
||||
|
Сложение. Какие задачи решаются сложением |
|||
|
Вычитание. Какие задачи решаются вычитанием |
|||
|
Умножение. Какие задачи решаются умножением |
|||
|
Деление. Какие задачи решаются делением |
|||
Учимся рассуждать при решении задач (7 ч ) |
||||
|
Учимся рассуждать при решении задач. Что значит рассуждать |
|||
|
Учимся рассуждать при решении задач. Как уравнение помогает решить задачу |
|||
|
Учимся рассуждать при решении задач. Когда может пригодиться деление с остатком |
|||
|
Учимся рассуждать при решении задач. Когда скорости складываются, а когда вычитаются |
|||
|
Учимся рассуждать при решении задач. Как находить ответ, когда спрашивается «хватит ли?» |
|||
|
Учимся рассуждать при решении задач. Задачи на части |
|||
|
Учимся рассуждать при решении задач. Иногда нужно запастись терпением |
|||
Математические игры, загадки, фокусы (4 ч) |
||||
|
Играем в математические игры |
|||
|
Как с помощью уравнений отгадывать математические загадки |
|||
|
Как с помощью уравнений показывать математические фокусы. |
|||
|
Решение занимательных задач |
|||
|
Итоговое занятие. Защита творческих проектов |
Сидорова Зоя Григорьевна
Медведева Татьяна Петровна
Радченкова Тамара Ивановна
Медведева Татьяна Петровна