Математическое моделирование на уроках «Генетика и эволюция популяций»
Математическое моделирование на уроках
«Генетика и эволюция популяций».
Цель урока: по результатам моделирования определить направления эволюции популяций
Задачи: Смоделировать процессы, происходящие в природной популяции при действии разных условий среды.
Оборудование:
мультимедиа оборудование в классе;
презентация «Математическое моделирование»;
индивидуальные ноутбуки из мобильного класса (по количеству групп учащихся);
таблицы для расчета выполненные в Microsoft Office Excel:
пакеты с фишками:80 фишек белого цвета и 20 фишек черного цвета (количество пакетов по числу групп учащихся);
Краткое описание технологии:
Теория эволюции органического мира является одним из важнейших научных достижений. Ясное понимание современных представлений о механизмах и путях эволюции чрезвычайно важно для понимания целостной картины мира у учащихся завершающих школьный этап изучения биологии. Однако, большинство выпускников имеют весьма смутное представление о генетических основах эволюции.
Осознанному восприятию закона Харди – Вайнберга, пониманию механизмов эволюционного процесса помогает проведение математического моделирования на уроках генетики популяций.
Методика проведения данных уроков не требует сложной подготовки, позволяет моделировать эволюционно-генетические процессы как на одном уроке, так и частями, при проведении серии уроков и дополнительных внеурочных занятий. Как показывает опыт проведения, а я использую эту методику уже более 15 лет, моделирование на уроках генетики популяций наиболее доступный и эффективный способ в игровой форме понять учащимися взаимосвязи сложнейших генетических и эволюционных преобразований, происходящие в недрах популяции.
Для проведения моделирования используются фишки (пуговицы, шашки, картонные фигурки) двух цветов, например белого и черного, символизирующие аллельные гены. Фишки черного цвета условно обозначают доминантные аллели (А), белого – рецессивные аллели (а). Фишки помещают в непрозрачный мешок. Действия с этими фишками позволяют иллюстрировать процессы, происходящие в некой абстрактной популяции. Частота встречаемости этих аллелей может быть любой (я использую по 80 черных и 20 белых фишек), при этом нельзя забывать, что сумма частот аллелей А и а должна равняться единице: p + q = 1.
Моделирование учащиеся могут проводить в парах или малых группах.
1. Моделирование процессов и распределение генотипов в модельной популяции при выполнении условий уравнения Харди – Вайнберга.
Из мешка вслепую учащиеся достают по одной фишке и выкладывают на стол попарно. Фишки в данном случае представляют собой 2 типа гамет, а их случайное объединение моделирует процесс случайного образование зигот, т.е. свободного скрещивания. На столе возникает «популяция» состоящая из бело-белых, бело-черных и черно-черных «особей», с генотипами соответственно АА, Аа, аа. Учащиеся подсчитывают количество «особей» каждого типа, определяют частоту встречаемости аллелей. Данные записываются в протокол.
Смоделируем следующее поколение популяции, предположим, что каждая особь дает по две гаметы, т.о. альтернативные аллели расходятся в разные гаметы. Парные фишки разделяются по-аллельно в разные мешки, и опыт свободного скрещивания повторяется несколько раз.
На этом опыте учащиеся убеждаются, что свободное скрещивание – случайное объединение гамет – приводит установлению в популяции генетического равновесия. Распределение генотипов соответствует уравнению Харди – Вайнберга, соотношение частот генотипов будет сохраняться в популяции из поколения в поколение.
Учитель обращает внимание на то, что равновесие сохраняется в популяции при следующих условиях:
Численность в популяции должна быть достаточно велика;
Скрещивание происходит случайно;
Отсутствует отбор (половой, естественный, искусственный);
Отсутствуют миграции, изоляция, поток генов и дрейф генов.
(Можно обратить внимание учащихся на незначительные расхождения в результатах моделирования, которые определяются отступлением от первого условия равновесной популяции).
2. Моделирование процессов первичных эволюционных преобразований в популяции.
Моделирование процессов действия естественного отбора в популяции.
Учитель напоминает учащимся известный пример с промышленным меланизмом у березовой пяденицы и предлагает смоделировать процесс естественного отбора на данном примере. Состав популяции остается неизменным: частота аллеля А равна 0,80, а аллеля а – 0,20. Аллель А – доминантный, он определяет черную окраску бабочек, рецессивный аллель а – белую. В результате скрещивания образуются генотипы АА,Аа,аа. Отбор действует против белых бабочек (генотип аа). В ходе моделирования учащиеся убирают из популяции в каждом поколении белых бабочек и выводят эти шашки из дальнейших скрещиваний. В данном случае моделируется процесс естественного отбора, направленный против рецессивных гомозиготных особей.
Поколения сменяются одно за другим, белые особи удаляются отбором, и учащиеся видят, как изменяется генофонд в популяции: падает частота рецессивного аллеля, а доминантного растет. В результате отбора популяция приспосабливается к меняющимся условиям среды, все меньше «неприспособленных» особей появляется в ней. Наблюдается явление изменения частоты аллелей в популяции, что является элементарным эволюционным событием. Учитель отмечает, что эволюционируют не особи, а популяция. При этом в популяции всегда сохраняется резерв рецессивных аллелей, которые всегда обеспечат выживание популяции при изменении условий среды.
Смоделируем процесс изменения условий среды, т.е. дейстие отбора против доминантных аллелей (генотипов АА и Аа). Убрав черные фенотипы из популяции эффект, в отличие от отбора против рецессивных аллелей, достигается за одно поколение.
Моделирование процессов при направленном скрещивании в популяции.
В данном случае происходит нарушение второго условия равновесной популяции, скрещивание происходит не случайно, а направленно. Пусть в каждом поколении идет гомогенный подбор пар. Белые скрещиваются только с белыми, а черные с черными. Фишки объединяются только в пределах этих групп. В данном случае в популяции резко снижается частота гетерозигот, а частота гомозигот возрастает. В итоге популяция приходит к состоянию, когда в ней остается только две гомозиготные группы, а гетерозиготных нет. В популяции наблюдается процесс дивергенции на две чистые линии. Данные скрещивания используются селекционерами при выведении новых сортов и пород.
Протокол для заполнения учащимися (работа с табличными процессором Microsoft Office Excel):
1. Распределение генотипов в модельной популяции при выполнении условий уравнения Харди – Вайнберга.
Поколение | Распределение генотипов | Частоты аллелей | |||
АА | Аа | аа | А (р) | а (q) | |
0 | | | | | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
Сумма: | | | | | |
Вывод: (по плану)
Соотношение генотипов в популяции
Изменение частот аллелей в популяции
Направление эволюции популяции
2. Распределение генотипов в модельной популяции при отборе против рецессивных гомозиготных особей (генотип аа).
Поколение | Распределение генотипов | Частоты аллелей | |||
АА | Аа | аа | А (р) | а (q) | |
0 | | | | | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
Вывод:
3. Распределение генотипов в модельной популяции при отборе против доминантных аллелей (генотип АА, Аа).
Поколение | Распределение генотипов | Частоты аллелей | |||
АА | Аа | аа | А (р) | а (q) | |
0 | | | | | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
Вывод:
4. Распределение генотипов в модельной популяции при гомогенном подборе пар.
Поколение | Распределение генотипов | Частоты аллелей | |||
АА | Аа | аа | А (р) | а (q) | |
0 | | | | | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
Вывод:
Условные обозначения:
p – частота доминантного аллеля
q – частота рецессивного аллеля
Для обработки результатов моделирования используется электронная таблица Microsoft Office Excel, столбцы распределение гамет заполняются по результатам опыта, столбцы частоты гамет рассчитываются по формулам, заложенным в ячейки:
D + 0,5 H
p = --------------- D – количество доминантных гомозигот
N H - количество гетероозигот
R - количество рецессивных гомозигот
0,5 H + R N – общее количество особей в популяции
q = ----------------
N
Достоинством данной технологии моделирования является наглядность подтверждения основных принципов современной теории эволюции, высокая активность учащихся и эмоциональный фон при обработке результатов. Для наиболее заинтересованных учащихся и в классах углубленного изучения предмета можно провести моделирования эволюционных процессов при наличии изоляции, потока генов, дрейфа генов, действия полового отбора, низкой численности особей в популяции.