«Математика и пантомима.»
Автор статьи – учитель высшей категории МБОУ СОШ №18 г. Брянска Завадская Елена Владимировна.
С 2003 года в нашей школе работает « Школа учительского мастерства.»(ШУМ). Ее цель: сформировать активную познавательную позицию и осуществить методическую подготовку педагогов по применению на практике инновационных технологий. Руководит ШУМом тьютер по конструированию уроков личностно ориентированного обучения Маевская Наталья Сергеевна. Она проводит занятия, семинары, деловые игры и тренинги с молодыми специалистами и с опытными коллегами.
На занятиях учителя часто делятся своими наработками , педагогическими секретами, приёмами, которые они применяют на уроках . Всё это для того, чтобы повысить интерес к предмету и качество обучения , сделать уроки разнообразными, «лёгкими» и желанными для учеников. Педагоги делятся опытом по применению на различных этапах урока методов и приёмов подачи материала, закрепления, усвоения ,запоминания.
Один из моих любимых приёмов при изучении новой темы-это пантомима. Этот приём я применяю на своих уроках уже много лет в различных классах и при изучении различных тем. Мне кажется, что это очень универсальный приём и его можно применять на уроках различных предметов. Пантомима –это такая дидактическая игра в которой дети без слов с помощью языка жестов изображают какое-то понятие, определение, правило, алгоритм действий. Иногда один из учеников может комментировать действия другого ученика или даже целой команды. Часто используются таблички, которые дети тут же на уроке рисуют.
Например, при изучении треугольника у учеников очень ловко получается « обыграть» определение: «Треугольник-это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек ,не лежащих на одной прямой и соединённых между собой отрезками.» С помощью жестов и движений тела дети передают то, о чём говорится в данном определении. Создаётся такой зрительный ряд из существенных признаков данного определения, который помогает в дальнейшем прочно запомнить материал.
При изучении темы « Противоположные числа. Модуль числа.» ребята интересно продемонстрировали данное понятие, изобразив числовую прямую, начало отсчёта и числа, которые лежат на одинаковом расстоянии от нуля ,но по разные стороны.
На уроке в 5 классе при изучении тесы « Степень числа с натуральным показателем» группам были даны задания проинсценировать определение степени, квадрат числа, куб числа… Дети должны распределить «роли»- кто будет изображать основание степени, показатель, знак равенства, множители, знаки умножения. Учащимся нужно подсчитать сколько человек будут разыгрывать сценку, быстро на листочках изготовить таблички и презентовать свой экспромт. Можно даже обыграть этот момент так, что как будто снимается кино « Степень числа» и режиссёр должен набрать команду актёров и снять сцену из фильма. Фантазировать и импровизировать интересно и увлекательно. Детям очень нравится выступать в разных ролях и соревноваться с другой командой , кто лучше справится с заданием.
.
Очень хорош этот приём для запоминания законов умножения, сложения и , например правил по выполнению действий с числами с разными знаками.
Этап закрепления проходит весело, задорно и у детей остаются визуальные картинки в памяти.
Приём пантомима можно отнести к игровым технологиям.
Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.»
Б.Паскаль