Урок математики в 6 классе на тему «Математика во имя Победы»
Математика во имя Победы.
PPT / 4.46 Мб
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа»
«Лучший метапредметный урок»
Название работы: «Математика во имя Победы»
Фамилия автора: Жаркова Наталья Анатольевна, учитель математики
2019 г
Тема урока: «Математика во имя Победы»
Цели урока: воспитание интереса к предмету математики; развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.
Задачи проведения урока:
Учебные:
Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
Углубить представления обучающихся об эффективности использования сведений из математики в повседневной жизни для решения различных практических задач.
Развивать у обучающихся умения работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
1.Воспитывать самостоятельность мышления, волю, патриотизм, упорство в достижении цели. 2.Воспитывать умения применять имеющиеся знания на практике. 3. Воспитывать умения защищать свои убеждения, делать нравственную оценку своей деятельности .4 воспитывать чувство гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Прогнозируемый результат: развитие у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения к людям науки, много сделавших для Победы в ВОВ.
Межпредметные связи: история, литература, физкультура, русский язык.
Личностных УУД - воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому, духовно - нравственного развития личности и любви к Родине
Метапредметные - Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Познавательных УУД: активизация знаний и умение делать обобщения, сравнения. Умение анализировать представленные задачи и давать им характеристику; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.
Оборудование:
презентация, компьютер, проектор, распечатки ключевых слов,
Ход урока:
I) Определение темы урока.
Эпиграф к уроку
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Приближается знаменательная дата в жизни нашей Родины. 9 мая наша страна отметит 75-летнюю годовщину Победы над гитлеровским фашизмом. Это была тяжелая победа. Великая Отечественная война – это кровопролитная война за существование нашей Родины, её культуры и науки. Началась она 22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда германские войска напали на нашу страну. На защиту Родины поднялся весь советский народ - рабочие, колхозники, деятели науки.
- А сейчас мы с вами попробуем узнать тему нашего урока.
24 – 80 Б
: (-4) Е
* (-5) К
+50 А
-13 – 47 П
:(-30) И
*(-17) Я
-32 О
-14 * (-3) В
:(-2) Т
- 3 М
: 8 Ы
45 – 90 Д
-24 | -20 | -21 | 14 | -24 | -20 | -21 | 2 | -70 | -20 | 42 | -66 | 2 | -24 | -34 | -60 | -66 | -5 6 | 14 | -45 | -3 | |||
М | А | Т | Е | М | А | Т | И | К | А | В | О | И | М | Я | П | О | Б | Е | Д | Ы |
II) Актуализация знаний.
Сегодня мы поговорим о роли математиков в деле Победы над фашистской Германией. Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты, проявляли величайшее мужество, были храбрыми и расчетливыми воинами. Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной
Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Значение этого фактора особенно важно, потому что война это, в первую очередь, соревнование разума, изобретательности и точного расчета.
А сейчас мы с вами послушаем небольшие доклады о вкладе ученых-математиков в Великую Победу.
1 ученик – Мстислав Всеволодович Келдыш
2 ученик – Алексей Николаевич Крылов
3 ученик – Андрей Николаевич Колмогоров
В памяти поколений всегда будет жить подвиг народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины.
И я вам предлагаю выполнить занимательные задания под девизом «Во имя Победы». В течение урока вы будете получать звездочки.
III) Основная часть.
75 лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не перестает оплакивать потери. Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть, как огромные пространства нашей земли стали ареной кровопролитий. Из первого задания мы вспомним, сколько дней продолжалась это ужасающее бедствие. А поможет нам в этом удивительный квадрат.
№1. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413 | 218 | 474 | 567 |
569 | 374 | 630 | 979 |
195 | 0 | 256 | 349 |
221 | 26 | 282 | 375 |
Ответ: 1418 дней
№ 2 Сколько было призвано солдат из нашего села за 1942 год в Красную Армию?
Для этого решим уравнение:
=
Ответ: 198
№ 3 Сколько дней находился Ленинград в тисках вражеской блокады?
-15 * 16 1584 : (- 18)
+
225
№ 4 Выполнив следующие примеры (вычисления), можно узнать некоторые факты и события времен ВОВ.
1560 : 15 = 104 ( удостоены звания дважды Героя Советского Союза)
252 : 9 = 28 ( героев Панфиловцев)
987 : 7 = 141( налет на Москву)
326 · 2 = 652 (воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде)
3360 · 25 = 84000 (разрушенных школ)
: 12 = 13 (городов Героев)
Физкультминутка
Блокада Ленинграда длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941- 1942 года. Когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Есть, было, нечего. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады.
Из писем на Большую землю.
Наш город в снег до пояса закопан.
Но если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть…
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
Что означает:
“Смертью смерть поправ”.
Мы знаем:
Клятвы говорит не просто.
Но если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!
Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это пророчество Гитлера не сбылось. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы, пекари продолжали печь хлеб.
Хлеб в Ленинграде разрезали на 8 частей. Одна такая «осьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города.
«осьмушка» хлеба
Осьмушка - это часть булки хлеба. Что значит часть?
Давайте вспомним, как найти часть от числа?
Задача 1. Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг.
Запишем на доске:
1 кг = 1000г
1000:8×1 = 125 (г)
Ответ: 125 грамм.
125г хлеба – это была суточная норма ленинградцев.
Из чего состоял блокадный хлеб?
125-граммовый кусок хлеба: Пищевая целлюлоза – 10% Хлопковый жмых – 10% Обойная пыль – 10% Вытряски из мешков – 2% Кукурузная мука – 3% Ржаная мука – 65%. Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.
Задача 2. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?
Решение: 1) 125 : 100 = 1, 25 г в 1%
1,25 . 10 = 12,5 г – пищевая целлюлоза
1,25 . 10 = 12,5 г – хлопковый жмых
1,25 . 10 = 12,5 г – обойная пыль
1,25 . 2 = 2,5 г – вытряски из мешков
1,25 . 3 = 3.75 г – кукурузная мука
1.25 . 65 = 81,25 г – ржаная мука
Ответ:
Задача № 3
В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня. За это время эвакуировали людей зимником. Как только озеро освободилось от льда, эвакуация была продолжена водным путем. С мая по ноябрь 1942 года на судах было вывезено людей меньше на 90990, чем автомобильной дорогой. Всего было эвакуировано из блокадного Ленинграда по Дороге жизни 987010 человек. Сколько человек эвакуировали автомобильной дорогой, а сколько – водным путем?
Ответ: 539 000 человек, 448010 человек
2). Если совершается героический подвиг, то вручается награда за заслуги перед государством и обществом. В годы Великой Отечественной войны этой наградой были награждены 11635 человек. Многие были удостоены звания Героя дважды, трижды и четырежды.:
генерал-полковник авиации Кожедуб И.Н.
маршал авиации Покрышкин А.И. , четырьмя медалями награжден:
маршал Советского Союза Жуков Г.К.
Отметьте на координатной плоскости точки с заданными координатами и соедините их отрезками строго по порядку. В результате у вас получится рисунок, Награды - Самой главной награды России. 1. (-6; -8) 2. (-3; -1) 3. (-9; 3) 4. (-2; 3) 5. (0; 10) 6. (2; 3) 7. (9; 3) 8. (3; - 1) 9. (6; -8) 10. (0; -4) 1 1. (-6; -8) |
№1 На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение. Из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. Одна дивизия состоит из 17000 человек, а одна бригада из 3 000 человек. Сколько человек было потеряно противником?
Ответ: 275 000 человек
№2. К февралю 1942 г в Калмыкии были приняты и размещены в городе Элисте и улусах республики 7199 человек эвакуированных из различных областей страны, в том числе 2150 детей. Сколько процентов составляли дети от всего эвакуированного населения?
Решение
1). 2150 : 7199 * 100 = 30 %
Ответ: 30 %
№3 Парад войск состоит из 50 колонн. В колонне по 14 рядов и по 12 солдат в ряду. Сколько всего солдат должно идти на параде в этих колоннах?
Ответ: 8400 солдат
Дополнительные задачи:
№1. В октябре в район Сталинграда было подано 33 236 вагонов с личным составом и боевой техникой, а в ноябре 41 461 вагонов. Сколько всего вагонов было поставлено в район боевых действий?
Решение:
33 236 + 41 461 = 74 697 (шт) вагонов поставлено в район боевых действий
Ответ:
№2. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину. Какова площадь военных действий?
Решение:
1 000 * 750 = 750 000 (км2) площадь военных действий
Ответ:
№ 3 За время боёв из оставшихся деталей было собрано 1156 винтовок и несколько пулеметов. Если количество пулеметов увеличить на 733, то количество пулеметов и винтовок станет равным. Сколько пулеметов собрали труженики тыла ?
Решение: Пусть пулеметов изготовили – х штук, тогда после увеличения их стало – х+ 733
По условию задачи после этого количество пулеметов и винтовок станет равным, составим уравнение и решим задачу
Х + 733 = 1156
Х = 1156 – 733
Х = 423
Ответ:
IV). Домашнее задание
Составить задачу, содержащую информацию о фактах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сведения можно взять из библиотеки, из книг, справочников,.
V) Подведение итогов.
- Итак. ребята, сегодня мы совершили небольшое путешествие в годы ВОВ.
- Что мы сегодня с вами узнали? Что научились делать?
- Подсчитайте количество звездочек, которые вы заработали.
Учитель:
- И наш урок я хочу закончить такими словами: К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страна, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Будущие же воины, должны знать о применении математики на военной службе. Ученики-мальчишки должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.
Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
Мир - это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети.
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.
Люди должны ставить превыше всего заповедь «НЕ УБИЙ. Война – это противоестественно. Эта простая истина должна стать смыслом жизни всех людей. И каждый из вас непременно должен сказать: «Я хочу жить под мирным небом. Ведь я люблю тебя, жизнь!»
Список литературы
Великая Отечественная война. Книга для чтения. Части 1. 2.Москва, Олма – Пресс, 2005
Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. События. Люди. Документы. Москва, Издательство политической литературы, 1990 г.
Строки, отлитые сердцем. Москва, Московские учебники,2005 г.
1418 дней. Из воспоминаний о Великой Отечественной. Москва, Издательство политической литературы,1990 г.
Интернет-ресурсы:
-www.shkolniki.at/rfn/ru/
-www.wikipedia.org
-www.about-war.narod
-www.fontanka.ru/
Приложения.
Доклад №1
Келдыш Мстислав Всеволодович . (1911 – 1978)
Центральный аэродинамический институт, его теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью.
Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики). Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключения о том, как устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследовании невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших скоростях.
Доклад № 2
Крылов Алексей Николаевич (Русский советский математик, кораблестроитель, академик)
Проводил большую работу по укреплению военно – морского флота, что способствовало нашей Победе в годы войны.
С давних пор корабль подразделялся на отсеки (отделения) посредством перегородок. Если корабль получал пробоину, то воду начинали выкачивать, стараясь изолировать её в пределах повреждённого отсека. А. Н. Крылов доказал и опытным путём и путём расчётов, насколько важно придерживаться определённой рациональной системы размещения этих отсеков при строительстве корабля, а также предложил и обосновал приём затопления отсеков, парных к повреждённому, как единственный во многих случаях способ спасения судна. Дело в том, что при больших пробоинах нет возможности быстро выкачать вливающуюся воду; равновесие корабля нарушается, он накреняется и при небольшом волнении может опрокинуться и затонуть. Затопление надлежащего отсека посредством специальной системы труб и клапанов выравнивает корабль, восстанавливая частично одно из его важнейших мореходных качеств — устойчивость. Нужно лишь суметь в угрожающей обстановке правильно выбрать, что затоплять. Для этой цели А. Н. Крылов составил специальные «Таблицы непотопляемости», которые получили распространение в мировом военном кораблестроении. Так из фундаментальных, следующих одна за другой работ складывался мировой авторитет А. Н. Крылова в вопросах кораблестроения.
А. Н. Крылов постепенно создал целую школу своих учеников, работавших по теории корабля и прочности его конструкции, что составило отдельную научную дисциплину «Строительная механика корабля». Вся его деятельность может служить блестящим подтверждением замечательных слов П. Л. Чебышева: «Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает; сами науки развиваются под её влиянием; она открывает им новые предметы для исследования, или новые стороны в предметах давно известных».
В 1906 г. А. Н. Крылов прочёл в первый раз свой знаменитый курс «Приближённые вычисления» (последние, значительно дополненные, издания этого курса были выпущены Академией наук СССР в 1933 и 1935 гг.).
Читался он в «Вольном университете», организованной группой прогрессивных профессоров в ответ на закрытие властями (по случаю студенческих волнений) Петербургского университета. Курс этот развивал в единую глубоко продуманную систему идеи наиболее рациональной организации численных расчётов, встречающихся в различных вопросах физики и техники.
Идеи эти зародились, и достигли полного своего развития в связи с исследованиями по теории корабля. Таким образом, вклад в развитие военно-морского флота неоценим и сыграл определенную роль в деле Победы в ВОВ. Большая работа проводилась по укреплению военно-морского флота выдающимся советским математиком и педагогом академиком А.Н. Крыловым. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны.
Доклад № 3
Колмогоров Андрей Николаевич ((1903-1987).
Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров. Работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Выводы Колмогорова А.Н. были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной артиллерии по самолетам. Вообще нужно сказать, что актуальная математическая задача, решенная в одной практической ситуации, очень быстро находит и другие применения, порой очень далекие от первоначального направления исследований.
11