12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Бахарева Анастасия Павловна158
Россия, Свердловская обл., Березовский
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »

"Виват Россия!"
PPTX / 20.19 Мб

/data/files/x1604384093.pptx ("Виват Россия!")Материал для урока музыки в 3 классе по теме урока «Виват, Россия!»

Цель: формирование представлений и знаний о жанре кант.

Задачи:

обучающие:

 - дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;

 - дать представление о трехчастной форме канта;

 - научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.

развивающие:

 - развивать наблюдательность и умение анализировать;

 - развивать умение работать со словарем.

воспитательные:

 - формировать гендерные представления;

 - воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России.


Музыкальный материал:

Канты «Орле Российский»;

«Радуйся, росско земле!»;

«Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п;

распевание «Песенка про лень»


План урока:

Организационное начало (2 мин.)

Вступительная беседа (5 мин.)

Первичное восприятие (10 мин.)

Художественный анализ произведения (15-20 мин.)

Обобщение(5мин.)

Итог урока(2мин.)



Ход урока

Постановка учебной задачи.

I Организационное начало (1 мин.)

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II Вступительная беседа (5 мин.)

Цель: познакомить учащихся с новым видом музыкальных произведений. Россия — великая держава.

Ребята, рассмотрите, пожалуйста, на изображённую на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества», которая висит в настоящее время в приемной президента России. Что на ней изображено?
(Гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены).

- Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента? (На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников)

Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров. Давайте прочитаем название нашей темы на с. 12 в ваших учебниках.

- Как вы понимаете слово «Виват»?

- Виват - это выражение, заимствованное в XVIII веке из латинского языка, и популярное по сей день. "Виват" буквально переводится как "Ура", "Да здравствует", - то есть, обозначает восторженный возглас. В России первоначально этим восклицанием войска приветствовали военачальника и членов царской семьи.

-Подумайте, а можно ли заменить их на русские слова «да здравствует», «славься», «песня»? Изменится ли от этого музыкальное произведение?

- Прочитаем текст в рамочке на странице 12.

 - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…)

 - Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам? (женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик).
- Какие качества больше всего ценятся в женском характере?
(доброта, нежность, красота) А в мужском? (отвага, сила, выносливость)

 - Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)

 - Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать? (Нужно воспитывать)

 - И вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества? (беседа с детьми)

 - Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев?

Александр Невский – жил тысячу лет тому назад. Был самым молодым полководцем, в 20 лет вел полки против шведских, немецких захватчиков. Его воска не потерпели ни одного поражения. За подвиги Александра Невского причислили к лику русских Святых.

Дмитрий Донской родился через сто лет после А. Невского. Прославился тем, что освободил Русь от татаро-монгольского нашествия.

А. В. Суворов – национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений). Орден им. Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.

Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, одержавший победу над французами 200 лет назад.

 - Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)

 - Знаете ли вы, кто изображен на этой картине?

Это великий русский царь Петр I, живший 300 лет назад. Петр I очень хотел, чтобы Россия стала могучим и сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр I создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны - Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку, установил в России традицию праздновать новый год, ввез картошку в Россию из Южной Америки. По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки.

Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Работа со словарем «Триумф» - победа)

 - Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

После победы над шведами под Полтавой по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины - победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

 - Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)

 - Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты - инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.

- Что такое кант?

-Кант - это многоголосая песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII в. - на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

-В каком характере нужно исполнять канты?

-Торжественно, празднично. Ведь эта музыка напоминает фанфарный зов трубы.

- Общее в кантах, с которыми мы познакомимся, определяется их трехчастной формой: крайние части – слава царю Петру, средняя часть – сострадание к погибшим.

III. Первичное восприятие (5 мин.)

- Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле». Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.

Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»

IV Художественный анализ произведения (5 мин.)

Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного (трехголосного) хора без сопровождения.
-Сколько голосов?

-Какие голоса звучат?

-Есть ли сопровождение?

-Все время музыка звучит одинаково или изменяется ее характер?
- Какой характер каждой части музыкального произведения?

III. Первичное восприятие (5 мин.)

- Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой. Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит.

Звучание Канта «Орле Российский»

 IV Художественный анализ произведения (10 мин.)

- Итак, кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей? (Три) Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? (Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно)

 - Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? (Потому что третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно)

 - Ребята, как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях? (Воспевалась, ведь песни помогали солдатам воевать, они поднимала им настроение).

 - Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра первого, мы сегодня разучим. Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20 - 25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности. В Отечественную войну 1812 года на знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3.000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора.
Репертуар песенников отражал армейские традиции.

Р.Н. Песня «Солдатушки бравы ребятушки

1-Какой характер произведения? (песенный, маршевый, танцевальный)

2-В каком ладу? (в мажореt1604384015aa.jpg или миноре t1604384015ab.jpg)

3-Какой жанр песни? (былинная, солдатская, историческая)

4-Кто исполнял? (хор; солист; ансамбль; солист и хор)

-В форме диалога или монолога эта песня? (Вопрос – ответ)

(1 куплет учим и поём)

-На следующих уроках мы споём эту песню по ролям – девочки будут спрашивать, а мальчики, как истинные защитники и будущие солдаты - отвечать. -Что же вы узнали о жизни русской Армии из этой песни и о истории нашей родины?

-О чём эта песня? ( Армия для солдата - это всё: и отцы, деды, и жёны, и детки. Армия становилась для солдата родным домом, потому, как служили тогда по 25 лет.)
V Обобщение (5мин.)

Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

-Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.

-Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.

Домашнее задание

Выучить текст песни «Солдатушки…»

VI Итог урока(2мин.)

- Русскому человеку всегда были присущи любовь и беззаветная преданность своей Отчизне, особенно в тяжёлые для неё моменты, когда он не раздумывая отдавал за неё свою жизнь. Подтверждение этому мы находим в старых песнях. И я верю, что современное поколение, будет достойным продолжателем славных традиций наших предков. «Виват, Ро

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.