Тема: Человек. Лицо.
Даты проведения______________________________________________
Цель: Создание условий для ознакомления ребенка со строением лица.
Задачи
-Образовательные: формирование представления о лице, учить показывать глаза, рот, нос, уши, щеки на себе, на кукле и на изображении.
-Коррекционно-развивающие: развитие произвольного зрительного и слухового внимания, мышления, мелкой моторики рук и координации движений.
-Воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества.
Оборудование: зеркало, кукла, картинки с лицами людей
Ход занятия
1.Организационный момент: приветствие ребенка, налаживание эмоционального контакта с ним.
2.Основной этап
2.1 Актуализация знаний. Введение в тему занятия.
2.1.1 Дидактическая игра «Посмотри и покажи».
Цель: формирование представления о лице, умения показывать глаза, нос, рот, уши, подражать действиям взрослого.
Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Смотри … (имя ребенка), вот мои глаза», показывает на свои глаза, затем говорит: «а где у … (имя ребенка) глазки?», берет руки ребенка и помогает ему дотронуться до век ребенка, говорит: «Вот они».
-По такому же принципу показываем нос, рот, щеки, уши и др.
Пальчиковая гимнастика «Прятки».
«В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так. Так головки убирали». Энергично сжимаем и разжимаем кулачки и показываем ладошки.
2.2 Работа по теме занятия.
2.2.1 Игра на развитие слухового внимания «Покажи у куклы глазки».
Цель: формирование представления о лице, умения показывать части лица на кукле, слушать и выполнять простые инструкции.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу, говорит: «Посмотри … (имя ребенка), какая красивая кукла пришла к тебе в гости. Смотри, какие у нее глазки (показывает глаза куклы), покажи, где у куклы глазки?». Если ребенок не может сам показать глаза на кукле, взрослый помогает ему это сделать (1. Рука в руке; 2. За кисть; 3. За локоть).
Подобным образом организуется изучение остальных частей лица.
Для закрепления можно так же показывать на кукле ранее изученные части лица.
2.2.2 Дидактическая игра «Зеркало (лицо)».
Цель: рассмотрение своего лица в зеркало, развитие мимики.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку зеркало и говорит: «Посмотри … (имя ребенка), кто там такой красивый? (ребенок смотрит в зеркало) Это … (имя ребенка), это ты (взрослый гладит ребенка по голове). Посмотри какие у тебя глазки, покажи глазки (ребенок показывает); покажи, где ротик? (ребенок показывает). А как ты улыбаешься? (ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку). А покажи язык, вот так (ребенок повторяет за взрослым и смотри на себя в зеркало).
2.2.3 Дидактическая игра «Найди общее (лица)».
Цель: рассмотрение женского, мужского, и детского лиц, обогащение знаний лице человека.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку с лицом человека, просит показать изучаемые части лица, ребенок показывает. Затем взрослый добавляет карточку с человеком другого пола, спрашивает: «кто это?», и просит показать у него части лица. Затем добавляет карточку с человеком другого возраста и так же просит ребенка рассмотреть и показать части лица. После рассмотрения ребенком всех карточек, взрослый помогает ребенку сделать вывод, что у всех людей лицо устроено одинаково.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (изображаем ветер-дуем)
Закачалось деревце, (качаем из стороны в сторону поднятыми вверх руками)
Ветерок всё тише, деревце всё выше (тянемся руками вверх).
2.2.4 Практические работы
1. Лепка «Глазки». Из пластилина ребенок скатывает шарики и налепливает их на картонную заготовку «Лицо» с нарисованными частями лица.
Аналогичную работу можно сделать при изучении и других частей лица.
2. Аппликация «Смешная рожица». Наклеивание деталей (глаз, губ, носа, ушей) на готовую форму из картона.
3. Заключительный этап
3.1 Подведение итогов занятия.
3.2 Прощание