12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барабанова Татьяна Кондратьевна378
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
5

Материалы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы для детей с ТНР по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»


1. Уточнение и расширение словаря: месяц, снежинка, январь, декабрь, февраль, мороз, стужа, вьюга, буран, снегопад, сугроб, гололед, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель, щегол, крыло, хвост, оперение, покрывать, выпадать, завывать, заметать, голодать, искриться, блестеть, переливаться, белоснежный, искрящийся, холодный.

2. Игры с мячом:

«Какой лес»

Образование относительных прилагательных.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет дерево. Ребенок ловит и отвечает какой это лес и как он называется.

Лес из елей-еловый-ельник,

лес из осин- осиновый лес-осинник,

из ольхи- ольховый лес-ольховник,

из дубов- дубовая роща- дубрава,

из берез-березовая роща- березняк,

из сосен- сосновый бор- сосняк,

из кедров-кедровый лес- кедровник,

из лип- липовый лес- липняк.


«Будь внимателен»

Определение определенного звука в названии птиц. Усложнение - определение места звука (начало, середина слова или конец слова).

Взрослый бросает мяч ребенку и просит назвать зимующих птиц, в названии которых есть определенный звук:

[c]- сова, снегирь, свиристель, сорока, клест, синица.

[в]- ворона, воробей, сова, свиристель.

[л]- дятел, голубь.

[р]- ворона, воробей, снегирь.


«Чьи? Чья? Чьи?»

Образование притяжательных прилагательных.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет часть тела птиц, ребенок образует прилагательное и возвращает мяч.

Крылья голубя – голубиные.

Шея голубя- голубиная.

Хвост голубя-голубиный.

Крылья совы – …

Лапы воробья – …

Клюв вороны - …


«Что нужно дворнику

Совершенствование синтаксической речи, составление сложносочиненных предложений.

Взрослый бросает мяч и называет инструмент, а ребенок говорит, для чего он нужен.

Лопата нужна для того, чтобы убирать снег.

Метла нужна для того, чтобы сметать снег.

Лом нужен для того, чтобы колоть лёд.

Чтобы посыпать дорожки нужно ведро.


3. Упражнения:

«Раздели на слоги»

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Го-лубь, в этом слове 2 слога.

По-пол-зень, дя-тел сви-рис-тель, си-ни-ца, клёст и т.д.


«Собери семейку слов»

Совершенствование навыка словообразования. Подбор однокоренных слов со словом «снег».

-Как называется сказочный персонаж из снега? (снеговик).

-Горка из снега, значит она какая? (снежная)

-Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка).

-Что можно слепить из снега? (снежок).

-Что зимой падает из тучи? (снежинки).

-Как называется явление природы, когда идет сильный снег? (снегопад)

-Как называется транспорт, который может ездить по снегу? (снегокат)


4. Пальчиковая гимнастика

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю, (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

В ладошке вода, (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.)

Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)


«Кормушка»

Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

5. Разучивание стихов по лексической теме.





Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.