Методическая разработка технологической карты логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по лексической теме «Мебель»

0
0
Материал опубликован 21 June 2019

Приезжева Ирина Александровна, учитель-логопед 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №61» г. Сыктывкара Республики Коми

Методическая разработка технологической карты логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по лексической теме «Мебель»

Данная методическая разработка технологической карты логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по лексической теме «Мебель» позволяет структурировать НОД в соответствии с перспективным планом коррекционно-развивающей работы. Основным назначением технологической карты является определение места логопедического занятия в изучаемой теме, определение целей и задач, группировка отобранного учебного материала, его последовательность, определение деятельности учителя-логопеда и воспитанников, выбор форм и методов организации занятия.

 

Ф.И.О.

учителя-логопеда, место работы

Приезжева Ирина Александровна, МАДОУ « Детский сад № 61» г. Сыктывкара.

Тип группы

Группа для детей с ТНР (III год обучения).

Тип занятия

Повторение и систематизация полученных знаний.

Форма занятия

Фронтальное.

Тема занятия

Мебель.

Используемые технологии

- здоровьесберегающие технологии;

-игровые;

-ИКТ.

Цель

Формировать лексико-грамматический строй речи.

Задачи

Образовательные:

- закреплять умение правильно употреблять предлоги « за, из-за, под, из-под »;

- закреплять умение образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов;

- закреплять умение употреблять существительные и прилагательные в род. падеже ед. числа;

-закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в падеже;

-закреплять умение образовывать превосходную степень прилагательных;

- активизировать словарь по лексической теме «Мебель».

Коррекционно-развивающие:

- Развивать слуховое и зрительное внимание;

- Развивать зрительную и слуховую память;

-Закреплять умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Воспитательные:

- Формировать функции контроля и самоконтроля;

- Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата;

- Формировать умение слушать сверстников.

Предпосылки

универсальных учебных действий

Личностные:

1.Формирование  умения прийти на помощь герою сказки;

2.Формирование познавательной и социальной мотивации;  

3.Формировать умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания.

Регулятивные:

1.Формировать умение осуществлять действие по заданному правилу;

2.Формировать умение сохранять заданную цель;

3.Формировать умение работать по инструкции взрослого;

4.Формировать умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные:

1.Формировать умение слушать собеседника;

2.Формировать умение обращаться за помощью;

3.Формировать умение предлагать помощь и сотрудничество;

4.Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

1.Формировать умение ориентировки в пространстве;

2.Формировать умение осуществлять классификацию на предметном материале;

3.Формировать умение выделять существенные признаки объектов;

4.Формировать умение устанавливать аналогии на предметном материале;

5.Формировать познавательный интерес.

Оборудование:

 

 

Интерактивная доска, компьютер.

Дидактический материал: карточки - символы предлогов, предметные картинки мебели, кукла.


 

Этап логопедического занятия

Задачи этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Этап мотивации

Формирование интереса к содержанию занятия.

Беседа. Проблемная ситуация.

Дети стоят в кругу.

 

- Ребята, к нам сегодня пришла героиня мультфильма Маша. Ребята, она шепнет вам на ухо название предмета, вы должны его запомнить. Затем этот предмет необходимо будет назвать: кровать, диван, кресло, шкаф, комод, полка, табурет, стул, сиденье, тахта, стол, тумбочка.

- Что назвала Маша? (Мебель)

- Какой предмет лишний? (Сиденье)

-Почему? (Потому что сиденье - это часть предмета)

-Ребята, мы сегодня будем ещё играть вместе с Машей в интересные игры, поможем ей запомнить и правильно называть предметы мебели. Вы готовы помочь?

 

Дети внимательно слушают педагога, запоминают названия, а затем называют по очереди предметы, которые запомнили. Определяют лишний.

Основной этап

Формировать практические навыки

словообразования и словоизменения.

Информационно-коммуникативные, игровые.

Дети садятся полукругом перед логопедом.

1.- Сейчас я вас познакомлю с предметами мебели, которые есть у Маши в доме: старый диван, короткая полка, узкая кровать, чистый стол, новый шкаф, красивый стул, мягкое кресло. (На экране появляются соответствующие изображения предметов мебели)

Фото № 1

2.Ребята, у вас дома тоже есть мебель. Давайте похвастаемся пред Машей.

Д/упражнение «Хвастуны»

1.У Маши старый диван. – А у меня диван ещё … старее.

У Маши красивый стул. – А у меня стул ещё … красивее.

У Маши мягкое кресло. – А у меня кресло ещё … мягче.

У Маши узкая кровать. – А у меня кровать ещё … уже.

У Маши чистый стул. –А у меня ещё … чище.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют предложение с прилагательными в превосходной степени.

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап

Формировать практические навыки

словообразования и словоизменения.

Информационно-коммуникативные, игровые.

Дети садятся полукругом перед логопедом.

У Маши новый шкаф. – А у меня шкаф ещё … новее.

У меня короткая полка. – А у меня ещё … короче.

2.А вам не кажется, что предметы мебели очень большие для Маши. Что делать? ( Дети предлагают свои варианты)

Давайте возьмём волшебную палочку и превратим большую мебель в игрушечную. Назовём её правильно.

 

Д/упражнение «Скажи ласково»

Был старенький диван. – Стал старенький диванчик.

Был короткая полка. – Стала коротенькая полочка.

Была узкая кровать. – Стала узенькая кроватка.

Был чистый стол. – Стал чистенький столик.

Был новый шкаф. – Стал новенький шкафчик.

Был красивый стул. – Стал красивенький стульчик.

Было мягкое кресло. – Стало мягонькое креслице.

 

 

 

 

 

 

Дети прикасаются к изображенному предмету на экране доски. Изображение уменьшается, ребёнок называет предмет мебели в уменьшительно - ласкательной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая

пауза

Развивать

общую моторику.

Дидактическое упражнение с движением .

Дети встают

в круг.

 

 

-Ребята, Маша решила проверить, запомнили ли вы мебель, которая стоит в её доме. Она предлагает вам внимательно её послушать. если этот предмет есть в её доме - хлопнуть в ладоши над головой, а если нет - хлопнуть внизу.

Логопед перечисляет: новый шкаф, старая тумба, мягкая тахта, мягкое кресло, высокая табуретка, красивый стул, узкая полка, высокий шкаф, широкий диван, короткая полка.

-Ребята, молодцы! Вы были внимательны.

 

 

Дети выполняют движения, соответствующие правилам игры.

Основной этап

 

Словесные, опора на символы предлогов, информационно – коммуникативные.

Дети садятся на стулья у доски. Желающий ответить ребёнок выходит к интерактивной доске. Выполняет действия по инструкции.

3.А сейчас мы заглянем в Машину комнату

Фото № 2 – 3.

Посмотрите, все игрушки разбросаны. Маша просит вас помочь ей найти игрушки и собрать их в коробку.

Логопед предлагает карточки - символы предлогов «за, из-за, под, из-под ».

Где стоит коляска? - Коляска стоит за шкафом.

Откуда ты достал коляску?- Я достал коляску из-за шкафа.

Где стоит пирамидка? – Пирамидка стоит за кроватью.

Откуда ты достал пирамидку?- Я достал пирамидку из-за кровати.

Где сидит мишка? – Мишка сидит за шкафом.

Откуда ты достал мишку?- Я достал мишку из-за шкафа.

Где сидит кукла? – Кукла сидит под столом.

Откуда ты достал куклу?- Я достал куклу из-под стола.

Где лежит мяч? – Мяч лежит под стулом.

Откуда ты достал мяч?- Я достал мяч из-под стула.

Где стоит машинка? – Машинка стоит под кроватью.

Откуда ты достал машинку?- Я достал машинку из-под кровати.

 

 

 

 

4.Д/игра «Скажи наоборот»

Маша иногда шалит и делает все наоборот. Вы назовите, что Маша делала.

Я поставила тапки под кровать. – А Маша достала тапки из-под кровати.

Я закатила коляску за шкаф. – А Маша выкатила коляску из-за шкафа.

Я села за стол. – А Маша встала из-за стола.

Я поставила миску под стол. – А Маша достала миску из-под стола.

Я задвинула табурет под стол. – А Маша выдвинула табурет из-под стола.

Я закатила мяч под комод. – А Маша выкатила мяч из-за стола.

Ребенок прикасается к изображению игрушки, называет местонахождение предмета. Повторным прикосновением изображение игрушки перемещается, и ребёнок называет новое расположение предмета. Далее, при новом прикосновении к изображению игрушки, она перемещается в коробку. Ребёнок вновь называет расположение предмета.

 

Дети самостоятельно называют противоположное действие и предлог.

Итог и рефлексия

Формировать умение анализировать собственные переживания, мысли, ощущения по завершении деятельности.

Игровые.

Дети выбирают из предложенных разноцветных лепестков, которые лежат на столе педагога.

- Ребята, как вы думаете, Маша не будет больше путать предметы мебели? Какая игра была самая интересная?

Какая игра была самая трудная? Давайте подарим Маше цветок нашего настроения. Если вам понравилось занятие – прикрепляете к сердцевине красный лепесток, если нет - синий. Какой получился цветок?

Попрощаемся с Машей. Она вам говорит большое спасибо!

Дети в зависимости от настроения приклеивают лепесток определённого цвета к общей сердцевине.

 

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации