Методическая разработка технологической карты логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по лексической теме «Мебель»
Приезжева Ирина Александровна, учитель-логопед 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №61» г. Сыктывкара Республики Коми
Методическая разработка технологической карты логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по лексической теме «Мебель»
Данная методическая разработка технологической карты логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по лексической теме «Мебель» позволяет структурировать НОД в соответствии с перспективным планом коррекционно-развивающей работы. Основным назначением технологической карты является определение места логопедического занятия в изучаемой теме, определение целей и задач, группировка отобранного учебного материала, его последовательность, определение деятельности учителя-логопеда и воспитанников, выбор форм и методов организации занятия.
Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы |
Приезжева Ирина Александровна, МАДОУ « Детский сад № 61» г. Сыктывкара. |
Тип группы |
Группа для детей с ТНР (III год обучения). |
Тип занятия |
Повторение и систематизация полученных знаний. |
Форма занятия |
Фронтальное. |
Тема занятия |
Мебель. |
Используемые технологии |
- здоровьесберегающие технологии; -игровые; -ИКТ. |
Цель |
Формировать лексико-грамматический строй речи. |
Задачи |
Образовательные: - закреплять умение правильно употреблять предлоги « за, из-за, под, из-под »; - закреплять умение образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов; - закреплять умение употреблять существительные и прилагательные в род. падеже ед. числа; -закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в падеже; -закреплять умение образовывать превосходную степень прилагательных; - активизировать словарь по лексической теме «Мебель». Коррекционно-развивающие: - Развивать слуховое и зрительное внимание; - Развивать зрительную и слуховую память; -Закреплять умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Воспитательные: - Формировать функции контроля и самоконтроля; - Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата; - Формировать умение слушать сверстников. |
Предпосылки универсальных учебных действий |
Личностные: 1.Формирование умения прийти на помощь герою сказки; 2.Формирование познавательной и социальной мотивации; 3.Формировать умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания. Регулятивные: 1.Формировать умение осуществлять действие по заданному правилу; 2.Формировать умение сохранять заданную цель; 3.Формировать умение работать по инструкции взрослого; 4.Формировать умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания. Коммуникативные: 1.Формировать умение слушать собеседника; 2.Формировать умение обращаться за помощью; 3.Формировать умение предлагать помощь и сотрудничество; 4.Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: 1.Формировать умение ориентировки в пространстве; 2.Формировать умение осуществлять классификацию на предметном материале; 3.Формировать умение выделять существенные признаки объектов; 4.Формировать умение устанавливать аналогии на предметном материале; 5.Формировать познавательный интерес. |
Оборудование:
|
Интерактивная доска, компьютер. Дидактический материал: карточки - символы предлогов, предметные картинки мебели, кукла. |
Этап логопедического занятия |
Задачи этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность воспитанников |
|||||
Этап мотивации |
Формирование интереса к содержанию занятия. |
Беседа. Проблемная ситуация. |
Дети стоят в кругу. |
- Ребята, к нам сегодня пришла героиня мультфильма Маша. Ребята, она шепнет вам на ухо название предмета, вы должны его запомнить. Затем этот предмет необходимо будет назвать: кровать, диван, кресло, шкаф, комод, полка, табурет, стул, сиденье, тахта, стол, тумбочка. - Что назвала Маша? (Мебель) - Какой предмет лишний? (Сиденье) -Почему? (Потому что сиденье - это часть предмета) -Ребята, мы сегодня будем ещё играть вместе с Машей в интересные игры, поможем ей запомнить и правильно называть предметы мебели. Вы готовы помочь?
|
Дети внимательно слушают педагога, запоминают названия, а затем называют по очереди предметы, которые запомнили. Определяют лишний. |
|||||
Основной этап |
Формировать практические навыки словообразования и словоизменения. |
Информационно-коммуникативные, игровые. |
Дети садятся полукругом перед логопедом. |
1.- Сейчас я вас познакомлю с предметами мебели, которые есть у Маши в доме: старый диван, короткая полка, узкая кровать, чистый стол, новый шкаф, красивый стул, мягкое кресло. (На экране появляются соответствующие изображения предметов мебели) Фото № 1 2.Ребята, у вас дома тоже есть мебель. Давайте похвастаемся пред Машей. Д/упражнение «Хвастуны» 1.У Маши старый диван. – А у меня диван ещё … старее. У Маши красивый стул. – А у меня стул ещё … красивее. У Маши мягкое кресло. – А у меня кресло ещё … мягче. У Маши узкая кровать. – А у меня кровать ещё … уже. У Маши чистый стул. –А у меня ещё … чище. |
Дети называют предложение с прилагательными в превосходной степени.
|
|||||
Основной этап |
Формировать практические навыки словообразования и словоизменения. |
Информационно-коммуникативные, игровые. |
Дети садятся полукругом перед логопедом. |
У Маши новый шкаф. – А у меня шкаф ещё … новее. У меня короткая полка. – А у меня ещё … короче. 2.А вам не кажется, что предметы мебели очень большие для Маши. Что делать? ( Дети предлагают свои варианты) Давайте возьмём волшебную палочку и превратим большую мебель в игрушечную. Назовём её правильно.
Д/упражнение «Скажи ласково» Был старенький диван. – Стал старенький диванчик. Был короткая полка. – Стала коротенькая полочка. Была узкая кровать. – Стала узенькая кроватка. Был чистый стол. – Стал чистенький столик. Был новый шкаф. – Стал новенький шкафчик. Был красивый стул. – Стал красивенький стульчик. Было мягкое кресло. – Стало мягонькое креслице.
|
Дети прикасаются к изображенному предмету на экране доски. Изображение уменьшается, ребёнок называет предмет мебели в уменьшительно - ласкательной форме.
|
|||||
Динамическая пауза |
Развивать общую моторику. |
Дидактическое упражнение с движением . |
Дети встают в круг. |
-Ребята, Маша решила проверить, запомнили ли вы мебель, которая стоит в её доме. Она предлагает вам внимательно её послушать. если этот предмет есть в её доме - хлопнуть в ладоши над головой, а если нет - хлопнуть внизу. Логопед перечисляет: новый шкаф, старая тумба, мягкая тахта, мягкое кресло, высокая табуретка, красивый стул, узкая полка, высокий шкаф, широкий диван, короткая полка. -Ребята, молодцы! Вы были внимательны.
|
Дети выполняют движения, соответствующие правилам игры. |
|||||
Основной этап |
|
Словесные, опора на символы предлогов, информационно – коммуникативные. |
Дети садятся на стулья у доски. Желающий ответить ребёнок выходит к интерактивной доске. Выполняет действия по инструкции. |
3.А сейчас мы заглянем в Машину комнату Фото № 2 – 3. Посмотрите, все игрушки разбросаны. Маша просит вас помочь ей найти игрушки и собрать их в коробку. Логопед предлагает карточки - символы предлогов «за, из-за, под, из-под ». Где стоит коляска? - Коляска стоит за шкафом. Откуда ты достал коляску?- Я достал коляску из-за шкафа. Где стоит пирамидка? – Пирамидка стоит за кроватью. Откуда ты достал пирамидку?- Я достал пирамидку из-за кровати. Где сидит мишка? – Мишка сидит за шкафом. Откуда ты достал мишку?- Я достал мишку из-за шкафа. Где сидит кукла? – Кукла сидит под столом. Откуда ты достал куклу?- Я достал куклу из-под стола. Где лежит мяч? – Мяч лежит под стулом. Откуда ты достал мяч?- Я достал мяч из-под стула. Где стоит машинка? – Машинка стоит под кроватью. Откуда ты достал машинку?- Я достал машинку из-под кровати.
4.Д/игра «Скажи наоборот» Маша иногда шалит и делает все наоборот. Вы назовите, что Маша делала. Я поставила тапки под кровать. – А Маша достала тапки из-под кровати. Я закатила коляску за шкаф. – А Маша выкатила коляску из-за шкафа. Я села за стол. – А Маша встала из-за стола. Я поставила миску под стол. – А Маша достала миску из-под стола. Я задвинула табурет под стол. – А Маша выдвинула табурет из-под стола. Я закатила мяч под комод. – А Маша выкатила мяч из-за стола. |
Ребенок прикасается к изображению игрушки, называет местонахождение предмета. Повторным прикосновением изображение игрушки перемещается, и ребёнок называет новое расположение предмета. Далее, при новом прикосновении к изображению игрушки, она перемещается в коробку. Ребёнок вновь называет расположение предмета.
Дети самостоятельно называют противоположное действие и предлог. |
|||||
Итог и рефлексия |
Формировать умение анализировать собственные переживания, мысли, ощущения по завершении деятельности. |
Игровые. |
Дети выбирают из предложенных разноцветных лепестков, которые лежат на столе педагога. |
- Ребята, как вы думаете, Маша не будет больше путать предметы мебели? Какая игра была самая интересная? Какая игра была самая трудная? Давайте подарим Маше цветок нашего настроения. Если вам понравилось занятие – прикрепляете к сердцевине красный лепесток, если нет - синий. Какой получился цветок? Попрощаемся с Машей. Она вам говорит большое спасибо! |
Дети в зависимости от настроения приклеивают лепесток определённого цвета к общей сердцевине. |
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.