Технологическая карта урока геометрии «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» (7 класс)
Технологическая карта учебного занятия
ФИО учителя: Попыкина Ирина Александровна
Класс: 7
Дата: 05.11.2020
Предмет: Математика (геометрия)
Тип урока: урок введения нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: создать условия для введения понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника, доказать теорему о перпендикуляре; научить строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Метапредметные: целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценка, прогнозирование, выявление преимуществ и недостатков.
Личностные: мотивация, инициативность, находчивость, определение границ собственного знания и «незнания», активность при решении задач.
Средства обучения: интерактивные (презентация), учебник, рабочие тетради.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
Организационный момент (2мин.) Цель: включение учащихся в деятельность Для учителя: создать благоприятный психологический настрой на работу Для обучающихся: позитивно настроиться на урок. Методы мотивации и стимулирования: Эмоциональные. Волевые. | Задачи: организовать учащихся, сфокусировать их внимание на предстоящей деятельности. План действий: приветствие, эпиграф урока. Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Надеюсь, что нас ждет успех и радость, и мы, работая в коллективе, покажем свою одаренность. (Слайд 1) Эпиграфом к нашему уроку будут строки Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Как вы понимаете это высказывание? | Задачи: подготовиться к уроку, настроиться на продуктивную работу. Приветствие учителя. Читают эпиграф урока Отвечают на вопрос учителя. |
Проверка домашнего задания (ДЗ) (3 мин.) Цель: проверка ДЗ. Для учителя: способствовать выявлению затруднений при выполнении ДЗ. Для обучающихся: скорректировать свою деятельность при выполнении ДЗ. Методы мотивации и стимулирования: социальные, волевые | Задачи: провести фронтальную проверку ДЗ у всех учеников, организовать проверку качества выполнения ДЗ. План действий: выборочная проверка ДЗ, обсуждение выявленных затруднений. Ребята! На доске представлено решение домашнего задания к уроку, но в нем содержатся ошибки и недочеты. Давайте вместе устраним их. Пока учащиеся сверяют записи с доской, учитель проверяет правильность выполнения ДЗ (№98,99) у 2-3 учащихся (выборочно) | Задачи: проверить правильность выполнения ДЗ. Сверяют решение на доске и в тетради, выявляют допущенные ошибки в расчетах и обосновании применяемых фактов (свойств, теорем и др.), по сигналу учителя указывают на данные недочеты в решении. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников (5 мин.) Цель: мотивация для получения новых знаний, способствовать формированию умения задавать вопросы, формулирование темы урока. Для учителя: способствовать созданию проблемной ситуации, условий для актуализации знаний учащихся и постановки учебной задачи (формулированию темы урока). Для обучающихся: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу, сформулировать тему урока и поставить учебную задачу. Методы мотивации и стимулирования: познавательные и социальные | Задачи: организовать повторение базового теоретического материала, выявить умение учащихся формулировать вопросы по теме. План действий: устное повторение определений. Подвести под понятие Ребята, посмотрите на доску и назовите выделенный элемент. (Слайд 2) Ребята, вы - молодцы! Что вы сейчас делали? Вы сейчас вспомнили и назвали достаточно много информации по пройденным темам. Посмотрите на доску. Попробуйте описать выделенные элементы на этих рисунках.(Это отрезок , который …)(Слайд 3, 4, 5) Всем спасибо за озвученные ответы. Выделенные элементы – это биссектриса, высота, медиана. Попробуйте поставить в соответствие выделенные элементы и названия. Теперь вы можете сформулировать тему нашего урока. (Слайд 6) | Задачи: повторить теоретический материал, учиться составлять вопросы по заданной теме, сформулировать учебную задачу. Ученики отвечают. Возможные ответы: На первом рисунке - это отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны. На втором – это отрезок, который делит угол пополам. На третьем – это отрезок, который расположен под прямым углом ) Ответы детей. С помощью учителя осуществляется постановка учебной задачи. Записывают тему урока в тетрадь. |
Получение новых знаний (15 мин.) Цель: организация получения новых знаний. Для учителя: организовать деятельность учащихся по построению медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике, найти точку пересечения; изучение свойств перпендикуляра к прямой, корректировать работу учащихся при изучении теоремы. Для обучающихся: изучить понятия и свойство перпендикуляра к прямой, корректировать свои записи по мере обсуждения. | Задачи: организовать работу по практическому построению медианы, биссектрисы и высоты. Найти точку пересечения. Корректировка работы по оформлению доказательства теоремы с помощью знаково-символических средств. План действий: сформулировать понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Установить практическим путем свойство перпендикуляра к прямой. Давайте немного поработаем с чертежными инструментами. Начертите к себе в тетрадь треугольник, в нём постройте биссектрисы треугольника. Где находится точка пересечения медиан?(Слайд 7) В следующем треугольнике начертите медианы и найдите точку пересечения биссектрис. (Слайд 8) Более подробно остановимся на высотах треугольника. Начертите сначала остроугольный треугольник (Слайд 9), и посмотрите, где находится точка пересечения высот. Затем прямоугольный треугольник (Слайд 10), и в нем найдите точку пересечения высот. И наконец тупоугольный треугольник (Слайд 11), и найдите в нем точку пересечения высот. Физкультминутка (отложите ручки, посмотрите сначала налево, потом направо, сделайте глазами круговое движение). А теперь, начертите прямую a и отметьте точку А, не лежащую на прямой. Через точку А проведите прямую, перпендикулярную прямой a. Точку пересечения прямых обозначьте Н. Ребята! А возможно провести через точку А еще один перпендикуляр? Кто попробует? Откройте пожалуйста учебник и запишите в тетрадях формулировку теоремы. В записи теоремы выделите условие (подчеркните одной чертой) и заключение (подчеркните двумя чертами). Попробуйте записать, что дано, а что нужно доказать. (Слайд 12) Прочитайте доказательство теоремы в учебнике. Попробуйте, работая в парах, записать доказательство с помощью знаково-символических средств. В процессе работы с теоремой обратить внимание учащихся на единственность этого перпендикуляра. Давайте еще раз посмотрим на условие теоремы. | Задачи: знать определения медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике. Выполняют задания учителя Ответы детей. Ответы детей. Подводят итог вместе с учителем. Выполняют задание учителя. С помощью учебника описывают доказательство теоремы. Один учащийся (по желанию) воспроизводит порядок доказательства теоремы с опорой на Слайд 13. |
Первичная проверка понимания изученного (5мин.) Цель: контроль первичного понимания понятий перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника Для учителя: создать условия для первичного понимания определений медианы, биссектрисы и высоты треугольника, организовать самоконтроль. Для обучающихся: находить и отличать отрезки в треугольнике. Методы мотивации: эмоциональные, познавательные, социальные. | Задачи: создать условия для первичного понимания понятий биссектрисы, медианы и высоты треугольника, теоремы о перпендикуляре. План действий: организовать устную работу с № 60(а) и №63 из рабочей тетради, самостоятельную работу с тестовыми заданиями с последующей самопроверкой. Откройте рабочие тетради на стр.24. Возьмите чертежный угольник, и выясните, какой из отрезков является перпендикуляром к прямой. Откройте стр.26. Возьмите чертежный угольник, и выясните, какой из отрезков будет являться биссектрисой, медианой и высотой. Далее читаем по цепочке и заполняем пропуски. У кого нет рабочей тетради работает с презентацией (Слайд 14) Теперь посмотрите на Слайд 15 и выполните тест самостоятельно. Сравните ваши ответы с ответами на доске. | Задачи: уметь находить и отличать биссектрису, медиану и высоту в треугольнике. Ответы детей. Работают с рабочей тетрадью. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация (5 мин.) Цель: организация формирования целостного представления теоремы о перпендикуляре. Для учителя: создать условия по формированию целостного представления теоремы о перпендикуляре. Для обучающихся: знать теорему. | Задачи: создать условия по формирования целостного представления теоремы о перпендикуляре. План действий: разобрать коллективно решение задач №105(б), 106(б) из учебника. Наводящие вопросы к №105(б): - частью какого угла является угол АВС? - знаете ли вы градусные меры углов ABD и CBD? - что вы можете сказать о треугольниках ABC и CBD? - чему равна градусная мера угла АВС? Запишите краткое решение задачи. Наводящие вопросы к №106(б). - Суммой каких двух углов является угол АСЕ? - известны ли градусные меры углов ACD и CDE? - что вы можете сказать о треугольниках ABD и ECD? - чему равна градусная мера угла ACE? | Задача: обсуждать возможные решения задачи. |
Контроль и самоконтроль, коррекция (2 мин.) Цель: контроль и коррекция рассмотрения проблемной ситуации. Для учителя: создать условия для формулирования выхода из проблемной ситуации, обозначенной в начале урока. Способствовать выявлению затруднения при выполнении задания. Для обучающихся: уметь отличать медиану, биссектрису и высоту треугольника. Методы мотивации: познавательные, волевые. | Задача: создать условия для формулирования выхода из проблемной ситуации, обозначенной в начале урока, способствовать обсуждению вопроса с разных точек зрения. План действий: рассмотреть различные треугольники, в которых проведены биссектрисы, медианы и высоты треугольника. Ребята посмотрите на (Слайд 16) и выпишите треугольники, в которых проведены. Высоты:___________ Биссектрисы:_______________ Медианы:_________________ | Задача: знать определения биссектрисы, медианы и высоты треугольника. Проверка в парах. |
Подведение итогов урока, рефлексия (3мин.) Цель: оценить работу учащихся на уроке, подведение итогов, рефлексия. Для учителя: создать ситуацию успеха, создать условия для повторения теоретического материала урока, оценить деятельность учащихся, дать домашнее задание. Для обучающихся: осознать свое понимание темы, удовлетворенность своей деятельностью. Методы мотивации: эмоциональные, волевые. | Задачи: создать ситуацию успеха, создать условия для повторения теоретического материала урока, оценить деятельность учащихся, дать домашнее задание. План действий: оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы; домашнее задание; рефлексия. Итак, давайте подведем итоги урока. Сформулируйте определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Сколько перпендикуляров можно провести из точки к прямой? Запишите домашнее задание в дневник. Учитель комментирует задание, обращает внимание на особенности его выполнения. Продолжите фразу (Слайд 17): -Сегодня на уроке я узнал… - Я повторил… - Я закрепил… - Я научился… - Было трудно… - Было интересно… - Я смогу… | Задачи: осознать свое понимание темы, удовлетворенность своей деятельностью. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. |
_
Рефлексивный анализ учебного занятия
ФИО учителя: Попыкина Ирина Александровна
Класс: 7
Дата: 05.11.2020
Предмет: Математика (геометрия)
Тип урока: урок введения нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: создать условия для введения понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника, доказать теорему о перпендикуляре; научить строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Метапредметные: целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценка, прогнозирование, выявление преимуществ и недостатков.
Личностные: мотивация, инициативность, находчивость, определение границ собственного знания и «незнания», активность при решении задач.
Средства обучения: интерактивные (презентация), учебник, рабочие тетради.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Этапы | Название, содержание и цель этапа урока3 | Вопрос для рефлексивного анализа | Ответы аттестуемого педагога |
1 этап | Организационный момент (2мин.) Цель: включение учащихся в деятельность Для учителя: создать благоприятный психологический настрой на работу Для обучающихся: позитивно настроиться на урок. Методы мотивации и стимулирования: Эмоциональные. Волевые. | Опишите особенности данного этапа на примере проведенного учебного занятия. | 1. Для создания благоприятного психологического настроя на работу используется: - приветливый тон (добрый день…, рада приветствовать…, надеюсь нас ждет и успех и радость); - утверждение, что каждый ребенок в конце урока сможет получить результат, совершить открытие; -показать ребенку, что он является особенным (указать на одаренность ребенка, работая в коллективе.). Учитель настраивает обучающихся на работу на уроке (будьте внимательны в течение урока, думайте, не спешите, предлагайте). Работа с эпиграфом на уроке позволяет: 1)привлечь внимание учащихся к исторической личности; 2)высказать свое мнение. Ответы учащихся на вопрос «Как вы понимаете это высказывание?» позволяет им: -высказать свое мнение о том, что для того чтобы, чему-то научиться нужно обязательно это сделать самому. Вывод: цель этапа в целом достигнута,, но на его проведение понадобилось немного больше времени из-за желания высказать свое мнение многим учащимся. Методы мотивации и стимулирования: эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрения), волевые (прогнозирование будущей деятельности). |
2 этап | Проверка домашнего задания (ДЗ) (3 мин.) Цель: проверка ДЗ. Для учителя: способствовать выявлению затруднений при выполнении ДЗ. Для обучающихся: скорректировать свою деятельность при выполнении ДЗ. Методы мотивации и стимулирования: социальные, волевые | Какие новые формы проверки выполнения домашнего задания Вами использовались? | 2.Для самопроверки выполнения письменного ДЗ используется прием «Найди ошибку». В процессе обсуждения выявленных недочетов (ошибок) особое внимание уделялось необходимости обоснования полученных выводов. В то же время учитель подводит учащихся к идее, что цель совместной деятельности заключается в возможности научиться анализировать те или иные ситуации, сформировать определенную «свою» точку зрения. Вывод: цель этапа при проверке ДЗ учащихся достигнута: учащиеся не только «механически» проверяют свои записи, но и могут обосновать их. При проверке письменного ДЗ цель достигнута частично визуальная проверка наличия ДЗ осуществлена для всех учащихся, а его качественное выполнение – для небольшой части класса. Методы и мотивации и стимулирования: социальные (организация самопроверки), волевые (выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности). |
3 этап | Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Цель: мотивация для получения новых знаний, способствовать формированию умения задавать вопросы, формулирование темы урока. Для учителя: способствовать созданию проблемной ситуации, условий для актуализации знаний учащихся и постановки учебной задачи (формулированию темы урока). Для обучающихся: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу, сформулировать тему урока и поставить учебную задачу. Методы мотивации и стимулирования: познавательные и социальные | Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности обучающихся? Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям обучающихся? | 2.Этот этап урока проводится традиционно. Опрос детей по раннее пройденным элементам. А также можно спросить определение этих элементов. Но это займет дополнительное время. 3. Посмотрите на доску. Попробуйте описать выделенные элементы на этих рисунках. (Это отрезок , который …) Ученики должны описать выделенные цветом в треугольнике элементы и их свойства . Вывод: цель этапа достигнута: учитель подводит обучающихся под новые понятия. 4.Подача материала строится таким образом, чтобы повторить и закрепить пройденный ранее материал, новая информация дается порциями в процессе урока. Ребята сами выводят определения новых понятий. |
4 этап | Получение новых знаний (15 мин.) Цель: организация получения новых знаний. Для учителя: организовать деятельность учащихся по построению медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике, найти точку пересечения; изучение свойств перпендикуляра к прямой, корректировать работу учащихся при изучении теоремы. Для обучающихся: изучить понятия и свойство перпендикуляра к прямой, корректировать свои записи по мере обсуждения. | 6.Какие приемы, методы и технологии использовались Вами для формирования УУД в процессе учебного занятия? 7. Приведите примеры и проанализируйте использование современных технологий: проектной, исследовательской, ИКТ. 8. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 9. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. 10. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного учебного занятия. | 6.Включение в учебно-познавательную деятельность, анализ частей теоремы(условие, заключение), умение работать математическим текстом(структурирование, извлечение необходимой информации). Технология проблемного обучения. Вывод: на уроке используются разнообразные современные приемы, методы и технологии, способствующие формированию УУД. 7.Использование ИКТ – при проверке точек пересечения биссектрис, медиан и высот щелчок по слайдам показывает правильный ответ. Постановка проблемных задач и планирование своей деятельности. Вывод: на уроке используются разнообразные современные технологии. 8. А теперь, начертите прямую a и отметьте точку А, не лежащую на прямой. Через точку А проведите прямую, перпендикулярную прямой a. Точку пересечения прямых обозначьте Н. Ребята! А возможно провести через точку А еще один перпендикуляр? Кто попробует? Вывод: приведенные примеры показывают, что учащиеся, владеющие навыками построения, смогут сделать правильный вывод о единственности перпендикуляра. 9.На данном этапе урока учащиеся повторяют виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). При доказательстве теоремы повторяют смежные углы. Вывод: в процессе изучения нового материала учитель обращает внимание учащихся на необходимость системного подхода. 10.- Начертите тупоугольный треугольник и попробуйте найти точку пересечения высот. У многих ребят не получилось. И тогда были наводящие вопросы. - Из вершины А куда упала высота? - Уч.:на сторону ВС. - Из вершины В куда упала высота? - Уч.:на продолжение стороны АС - Из вершины С куда упала высота? - Уч.: на продолжение стороны АВ - Чтобы они пересеклись, что нужно сделать? - Уч.: продлить высоты до пересечения. - Молодцы! Давайте посмотрим на экран, что должно было получиться, и сравним со своими чертежами в тетрадях. Вывод: некоторые учащиеся допускали ошибки при построении, а также при записях доказательствах теоремы, т.к пока не имеют хорошего навыка преобразования текстовой информации в знаково-символьную. При обсуждении и взаимном контроле эти трудности выявляются и корректируются. |
5 этап | Первичная проверка понимания изученного (5мин.) Цель: контроль первичного понимания понятий перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника Для учителя: создать условия для первичного понимания определений медианы, биссектрисы и высоты треугольника, организовать самоконтроль. Для обучающихся: находить и отличать отрезки в треугольнике. Методы мотивации: эмоциональные, познавательные, социальные. | Приведите примеры формирования навыков самоконтроля и самооценки. Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы урока/занятия? Приведите примеры реализации дифференцированного обучения, а также примеры наличия заданий для детей разного уровня обученности. | 11.- Теперь посмотрите на Слайд 15 и выполните тест самостоятельно. Сравните ваши ответы с ответами на доске. Вывод: в процессе самопроверки осуществляется коррекция знаний учащихся. 12. В процессе устного выполнения №60(а) и №63 осуществляется фронтальная работа с классом. Чтение «по цепочке» (по одному предложению) обеспечивает опрос нескольких учащихся, внимание каждого из них к процессу решения задачи. При выполнении работы со Слайда 15 осуществлялась индивидуальная работа. Ранее, при записи доказательства теоремы, учащиеся работали в парах. В процессе урока производится фронтальный опрос, наиболее активным выставляются оценки в конце урока. Вывод: на уроке сочетаются различные формы работы. 13.Физкультминутка – после середины урока. А также динамичный переход от одной деятельности к другой, выполнение посильных задания создает ситуацию успеха и способствует легкому переключению. Вывод: на уроке учитываются психофизиологические особенности учащихся. 14.Выполнение каждого из заданий рассчитано на детей разного уровня обученности. Сильные дети успевают самостоятельно выполнять все задания целиком, слабые – сами успевают выполнить только половину в каждом задании, а оставшуюся часть выполняют под диктовку(комментарии) учителя/учащихся. |
6 этап | Применение новых знаний, обобщение и систематизация (5 мин.) Цель: организация формирования целостного представления теоремы о перпендикуляре. Для учителя: создать условия по формированию целостного представления теоремы о перпендикуляре. Для обучающихся: знать теорему. | Проанализируйте соответствие содержания урока требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ. Приведите примеры реализации в течение урока/занятия системно-деятельностного подхода. | 15.Содержание урока полностью соответствует требованиям рабочей программы в контексте ООП МОУ Лицей №3: раздел «Геометрия», тема «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника», пункты «Перпендикуляр к прямой» и «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника». 16. - Откройте, пожалуйста, учебник и запишите в тетрадях формулировку теоремы. В записи теоремы выделите условие (подчеркните одной чертой) и заключение (подчеркните двумя чертами). Попробуйте записать, что дано, а что нужно доказать. - Если предположить, что из точки А проведем еще один перпендикуляр к прямой ВС, то что мы получим?(Две прямые перпендикулярные одной, которые пересекаются) -А чему это противоречит? Запишите краткое обоснование единственности перпендикуляра. |
7 этап | Контроль и самоконтроль, коррекция (2 мин.) Цель: контроль и коррекция рассмотрения проблемной ситуации. Для учителя: создать условия для формулирования выхода из проблемной ситуации, обозначенной в начале урока. Способствовать выявлению затруднения при выполнении задания. Для обучающихся: уметь отличать медиану, биссектрису и высоту треугольника. Методы мотивации: познавательные, волевые. | Проанализируйте соответствие содержания урока как Вами реализована развивающая функции обучения: (Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач? | 17.Учащиеся отвечали на вопросы, как по пройденному материалу, так и выражали собственное мнение по данному вопросу. Определяли и формулировали цели деятельности на разных этапах урока. А также могут донести свою позицию до других: оформить свою мысль в устной и письменной речи. 18.В течении всего урока использовался наглядный материал: презентация, запись на доске, задания из рабочей тетради. |
8 этап | Подведение итогов урока, рефлексия (3мин.) Цель: оценить работу учащихся на уроке, подведение итогов, рефлексия. Для учителя: создать ситуацию успеха, создать условия для повторения теоретического материала урока, оценить деятельность учащихся, дать домашнее задание. Для обучающихся: осознать свое понимание темы, удовлетворенность своей деятельностью. Методы мотивации: эмоциональные, волевые. | Проанализируйте соответствие содержания учебного занятия с точки зрения достижения и рефлексии планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных)? | 19.Занятие имело целью ввести понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника, доказать теорему о перпендикуляре. Учащиеся должны были научиться строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Вывод: все учащиеся без исключения научились отличать медианы, биссектрисы и высоты друг от друга. А также поняли, что из точки к прямой можно построить только один перпендикуляр. Планируемые цели этапа и урока достигнуты. |