МЭО – площадка для успешной социализации дошкольников, развития их социальных навыков через ознакомление детей с миром профессий
МЭО – ПЛОЩАДКА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЯ ИХ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ.
Субботина Т.Н.
Одной из ведущих тенденций развития современного общества является его технологизация. Высокие технологии «бросают вызов» традиционным формам образования, способствуя созданию так называемой «креативной индустрии».
На первом месте общих требований к новому образованию стоит информационная и коммуникативная культура, которая подразумевает способы получения, обработки информации с использованием новейших технологий и технических средств; на второе место выходит создание условий по разработке и освоению новых технологий. Именно эти аспекты освещает Стратегия развития пермского образования до 2030 года, создавая, таким образом, пространство для инноваций в дошкольных образовательных организациях.
Так, в образовании дошкольного возраста главным должно стать обеспечение выбора реальных видов продуктивной деятельности: деятельность вместе со взрослым, повторение за взрослым продемонстрированных действий, выполнение заданий самостоятельно на основе имеющегося опыта. Это говорит о необходимости обновления содержания и технологий дошкольного образования в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализации муниципальной модели дошкольного образования.
МАДОУ «Детский сад «Карусель» города Перми – площадка для успешного прохождения детьми образовательной модели социализации через раннюю профориентацию. Успешная социализация через знакомство с профессиями способствует формированию у дошкольников представления о мире современных профессий.
В этом учебном году МАДОУ «Детский сад «Карусель» получил возможность в подключении цифровой образовательной онлайн–платформы «МЭО. Детский сад». В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Воспитатели МАДОУ «Детский сад «Карусель» не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей деятельности. Внедрение МЭО в образовательный процесс поспособствовало успешной реализации ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим систему дошкольного образования для детей 6-7 лет. 36 тем программы охватывает каждую неделю года, каждая из тем содействует развитию у старших дошкольников представления о профессиях. Образовательная деятельность подразумевает в данном случае обязательное включение предварительной беседы или рассказа о данной профессии.
Тема | Знакомство с профессиями |
1. До свидания, лето! | Цветовод, поэт, иллюстратор |
2. Скоро в школу! | Учитель, наборщик текста (раньше называлось машинистка), корректор, редактор, менеджер, художник-дизайнер, верстальщик, печатник, технолог, рабочие, занимающиеся резкой бумаги, переплётными работами |
3.Здравствуй, осень! | Овощевод, фермер, селекционер, агроном |
4.Море | Океанолог |
5.Отображение осени в произведениях искусства | Художник, музыкант, поэт |
6.Золотая осень. | Художник, садовод, огородник |
7.Дикие и домашние животные. | Зоолог, ветеринар, писатель |
8.Перелетные птицы | Орнитолог |
9. Сезонная работа. Труд в полях и огородах. Сезонная одежда. | Агроном, почвовед, тракторист, фермер, огородник |
10.Родная страна-Россия. | Поэт, музыкант |
11.Мой город/село/деревня | Строитель |
12. Мой дом, моя семья | Профессии родителей |
13. Вежливая неделя (Всемирный день приветствий) | Профессии гжельский мастеров: формовщики, гончар, литейщики, оправщики, живописцы |
14.Природа зимой | Художник, гидрометеоролог |
15. Дикие звери и птицы зимой. Зимние явления | Гидрометеоролог, художник, зоолог |
16. Народы севера. Животный и растительный мир севера | Охотник |
17. Новый год | Музыкант |
18. Создаём красоту | Керамист, гончар |
19. Неделя исследований | Научный сотрудник |
20. Зимние забавы | Тренер, спортсмен |
21. Неделя здоровья | Тренер, водитель, летчик |
22.Профессии | Мужские профессии, профессии прошлого, интересные профессии: лорист, копирайтер, дизайнер, эколог робототехник |
23. Подвиги русских воинов | Профессии армии |
24. Масленица | Музыкант, художник , модельер, художник по костюмам |
25. Детское телевидение | Режиссер, оператор, ведущий, редактор, продюсер, композитор |
26. Праздник 8 Марта | Администратор магазина, продавец, мерчендайзер, товаровед |
27. Праздник счастья — 20 марта | Актер, конферансье, клоун, иллюзионист, дрессировщик, ассистент, гимнаст, эквилибрист, тренер, танцор, жонглер, редактор, иллюстратор, верстальщик |
28. Бережём планету | Эколог |
29. Праздники апреля | Ивент-менеджер |
30. Природа весной | Энтомолог, метеоролог |
31. Деятельность человека весной | Часовой мастер |
32. Весна в произведениях искусства. Весеннее настроение | Поэт, музыкант, художник |
33. Праздник весны и труда | Инспектор ГИБДД |
34. Праздник Победы | Хранитель, экскурсовод, реставратор |
35. Скоро лето | Художник, поэт, флорист |
36. Времена года | Художник , поэт, композитор, |
Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение образовательных учреждений техникой, позволяющей реализовывать развивающие компьютерные техники обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний о мире профессий. Интерактивные и мультимедийные средства вдохновляют детей и призывают их к стремлению овладеть новыми знаниями. Одним из видимых плюсов данной программы является повышение интереса воспитанников к обучению. Кроме того, материал облегчает работу воспитателей, способствует грамотно выстроить образовательную деятельность в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом для дошкольного образования.
Контент «МЭО – детский сад» не противоречит ни одной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии со Стандартом и сможет обогатить содержание дошкольного образования за счет использования интерактивных заданий, цифровых технологий, понятных детям. Значит, ее использование возможно в любом детском саду, реализующем любую образовательную программу,
Таким образом, отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, одним из этапов которого является дошкольный период. Изучение трудовой деятельности взрослых имеет решающее значение для формирования у детей первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому педагогам необходимо продолжать совершенствовать свои профессиональные навыки и умения по созданию максимально благоприятных условий для формирования у дошкольников системы представлений о профессиях, используя комплексный электронный образовательный продукт «Мобильное Электронное Образование», обеспечивать воспитание чувства уважения к труду взрослых, любви к родной земле.
Библиографический список
«Введение дошкольников в мир профессий». Учебно – методическое пособие. В. П. Кондрашов. Балашов, 2004
«Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.» Потапова Т.В. М. Т Ц. Сфера 2008
Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
Электронные ресурсы
http://metod.mob-edu.ru
https://youtube.com/watch?v=gTAUn8AbfuY&feature=share