Статья «Читательский дневник как форма работы с одаренными детьми»
Читательский дневник как форма работы с одаренными детьми.
Работая с учащимися 6-9 классов, я заметила несколько особенностей в их восприятии мира: подростки 12-16 лет часто стремятся к самовыражению, отличаются желанием заявить о себе, проявить себя в творческом поиске – они рисуют, пишут, слушают музыку разных стилей, экспериментируют с цветом и формой, то есть с увлечением занимаются тем, что находит отклик в сердце и позволяет проявить индивидуальность. Читают подростки тоже абсолютно разную литературу – далеко не всегда в пределах консервативной на их взгляд школьной программы.
Чтобы направить этот творческий процесс в полезное русло, я поставила перед собой двунаправленную задачу: не только работать над развитием речи, мышления и навыков анализа на уроках литературы, но и помочь школьникам свободно выражать свои мысли и уметь их оформить (что в дальнейшем существенно облегчит процесс подготовки к итоговому собеседованию и сочинению в формате 9.3 в рамках ОГЭ по русскому языку). На мой взгляд, формой работы, отвечающей содержанию обеих задач, является ведение читательского дневника и последующая его презентация.
Ежегодно вместе со списком произведений для летнего чтения мои ученики получают рекомендации по ведению дневника читателя. Заранее мы договариваемся с ребятами, что записывать в него можно даже те тексты, что не были указаны в списке, но были порекомендованы, например, друзьями или близкими и запомнились, нашли отклик. Чтобы сформировать читательский вкус, нужно прочесть разную литературу, и предоставляя некоторую свободу выбора, я часто рекомендую ученикам произведения и всегда предлагаю вместе обсудить прочитанное. Моя цель – привить любовь к чтению, причем осознанному, вдумчивому, а не отбивать у подростков желание читать.
Поощряя интерес к творчеству, я предлагаю оформить свой дневник [приложения 1-2]: подобрать или нарисовать иллюстрации к произведению, сделать коллаж, скомпоновать ассоциативный музыкальный ряд. В 5-6 классе мы с ребятами изготавливаем самодельные литературные закладки с цитатами из понравившихся произведений, в 7-8 по желанию готовим буктрейлер по книге, которая запомнилась больше всего. В 8-9 ученики с удовольствием составляют свой плейлист к произведениям из летнего чтения.
Кроме того, на уроках литературы составляем кластеры и интеллект-карты к прочитанным произведениям, создаем «литературный портрет» и пишем письма литературным героям. Таким образом, создавая условия для реализации творческого потенциала, на мой взгляд, можно выявить и «сопровождать» одаренных детей, нацеленных в дальнейшем на участие в конкурсах и олимпиадах по литературе, а также планирующих связать жизнь с творческими профессиями, а значит, планирующих сдавать письменный экзамен по литературе.
Однако такая творческая работа возможна при условии, что с учащимися выстроены доверительные отношения. С одной стороны, дневник – это личные записи, мысли и наблюдения. Нужно, чтобы ребенок доверял учителю, не боясь, что его размышления осудят или высмеют. С другой стороны, в старших классах усиливается практическая функция читательского дневника – помощь в систематизации материала при подготовке к экзамену по литературе и итоговому сочинению.
Не бояться поделиться мыслями с другими – это всегда непросто. Литература вообще учит размышлять, и то, чему мы, педагоги, учим на своих занятиях, - это мыслить (логично, связно, развернуто и кратко), стараться постепенно уйти от шаблона и копирования чужих мыслей (сначала строго придерживаться плана, шаблона, затем, оценивая собственные рассуждения, придерживаясь логики, цели, не только знать содержание, но и уметь его структурировать и анализировать). Поэтому в план анализа произведения для читательского дневника я всегда включаю пункт «Понравилось или не понравилось? Почему?» Не менее важны вопросы: «Порекомендуешь ли ты эту книгу другу? Почему?» и «Что запомнилось тебе больше всего? Что удивило? На какие мысли натолкнуло?» [приложения 3-4] Все эти вопросы приглашают юного читателя к обсуждению, анализу прочитанного.
Да, есть маячки, опорные точки (автор, главные герои, сюжетная линия, конфликт, говорящие фамилии, цитаты для подкрепления своих мыслей), но в старших классах не менее важны аллюзии, литературные параллели, музыкальные и художественные ассоциации – то есть опора на культурный багаж учеников постепенно усиливается.
При составлении инструкции для ведения дневника и последующих заданий я использую слова-маркеры «оформи», «объясни», «распредели», «порекомендуй», «выдели», «сопоставь», «подбери и покажи другим», которые, на мой взгляд, соответствуют содержанию ФГОС третьего поколения. Особенностью новых стандартов является включение в ожидаемые результаты обучения «умения аргументировать свои знания», «выражения личной точки зрения», «умения обобщить информацию и сделать выводы» [1]. Подготовка и защита творческого проекта, каким является читательский дневник, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение нестандартно мыслить и принимать решения, развивает метапредметные, личностные и коммуникативные компетенции.
Использованная литература:
1. Лункина Т. Н. ФГОС ООО третьего поколения, их особенности https://nauka-plus.ru/publication/fgos-ooo-tretego-pokoleniya/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Пермякова Ольга Анатольевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Просвирнина Елена Николаевна