Метапредметный подход на уроках математики
Метапредметный подход на уроках математики
( Емец С.В. )
«…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» Блонский П.П.
Метапредметы – это новое явление в нашем образовании. Первоначально идею метапредметности использовали только лишь на конкурсных уроках «Учитель года», но если заглянуть в новые образовательные стандарты, то можно увидеть, что нам диктуют сейчас совершено другие условия. Как известно, в новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, когда за счет использования на уроках метапредметных технологий транслируется и необходимое предметное содержание – не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования. Школьники учатся разбираться в устройстве предметных действительностей, они при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции сталкиваются и тем самым разворачивают науку, наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал. Отсюда – системомыследеятельностный подход. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.
В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания.
Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. Не секрет, что традиционное обучение математике зачастую сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышление происходит только у небольшой части детей, обладающих способностями к математике. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. Использование технологии метапредмета «Задача» в преподавании математики позволяет реализовать возможности развития мышления для всех учащихся. Работа с содержанием метапредмета «задача» позволяет формировать способы постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы.
Важнейшая задача современной системы образования - формирование УУД ( универсальных учебных действий), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и совершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов УУД. Основными видами УУД являются:
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные.
Я приведу примеры видов заданий, которые учитель математики может использовать на уроке.
Вид УУД | Виды заданий |
личностные | участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений. |
познавательные | "найди отличие"; "поиск лишнего"; "лабиринты"; " цепочки"; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. |
регулятивные | "преднамеренные ошибки" поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант ( метод М.Г. Булановской) диспут; заучивание материала наизусть в классе; КОНОП ( контрольный опрос на определённую проблему) |
коммуникативные | составь задание партнёру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; "отгадай о ком говорим"; диалоговое слушание ( формулировка вопросов для обратной связи); "подготовь рассказ..", "опиши устно...", "объясни..."; |
Отличие метапредметного занятия и традиционного заключается в том, что традиционный урок мы планируем, а метапредметное занятие мы сценируем. Причем в метапредметном занятие необходимо конструирование «сбоя». Залог успеха сценирования метапредметного учебного занятия заключается в следующем: педагог должен хорошо знать свой предмет, ясно представлять какая базовая способность формируется, учителю необходимо быть готовым к импровизации.
Например, урок по теме "Функция".
Введение.
На доске: Для свободных – все высоты достигаемы. М. Горький
Как вы считаете, что такое свобода?
Считаете ли вы себя свободными?
ЗАВИ́СИМОСТЬ, зависимости, мн. нет, жен. (книжн.).
1. Подчинение чьей-нибудь воле, обусловленность чьего-нибудь поведения волей кого-нибудь. Она находилась в полной зависимости от своих родных. Крепостная зависимость (см. крепостной).
2. Обусловленность чего-нибудь чем-нибудь, отношение чего-нибудь к чему-нибудь другому, как следствия к причине. Наше строительство находится в зависимости от степени участия в нем широких масс. В зависимости от обстоятельств.
3. Грамматическая подчиненность одного слова другому (грам.). Синтаксическая зависимость.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… …
На экране:
1. Картинки
- чахнущее растение;
- курящий человек;
- компьютерная зависимость;
- мать и дитя;
- животное и природа
?? Как вы думаете, что объединяет эти картинки?
( растение зависит от условий в которых оно растёт,
Человек зависит от вредных привычек,
Ребёнок зависит от родителей,
Животное зависит от среды обитания)
2. Найдите общее в предложенных пословицах.
Чем дальше в лес, тем больше дров
Без копейки нет рубля
Как аукнется, так и откликнется
Чем больше гвоздей, тем крепче дом
( одно явление (действие) зависит от другого, значит одно явление будет независимым, а другое – зависимым. Назовите в каждой пословице зависимое и независимое явление.)
3. Где в повседневной жизни встречаются зависимости?
Приведите свои примеры. ( з. стоимости от количества при пост. цене, з . расстояния от скорости при пост. времени, з. площади от длины, з. объёма от высоты и т.д.)
И далее перехожу к зависимости одной переменной от другой.
На своих уроках я стараюсь привлекать как можно больше учащихся к участию в различных математических конкурсах, олимпиадах. Привлекаю учеников к обсуждению ответа товарища, к объективному оцениваю своих ответов. Рефлексия, проводимая в конце урока - одна из технологий, формирующих личностные УУД. На уроке использую приёмы рефлексии:
"смайлики", "геометрические фигуры", "лестница" и др.
НА УРОКЕ БЫЛО
СКУЧНО ОБЫЧНО ИНТЕРЕСНО
Одним из направлений, где я реализую метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская деятельность, а также выполнение творческих работ.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения учащихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке необходимо создать памятку «Как работать со словарём». Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. Важно, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к изданиям для учащихся начальных классов, имели соответствующий шрифт, иллюстрации и т.д. При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с энциклопедическими изданиями. А если класс оснащён компьютерной техникой, то необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.
Учителя с большим педагогическим стажем помнят советские, учебники, в конце которых были даны не только словари, но и памятки. В новых учебниках они тоже стали появляться. Случайно ли? Привычно видеть в заданиях следующее: «спиши», «выучи», «составь план», «реши задачу» и т.д. А как это – списать, выучить, решить? Для ребёнка эти слова – установка к действию. Но как это действие совершить? Обучение этим действиям и будет способствовать формированию общеучебных универсальных действий. Нужно выделить на уроке время для выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с типовыми формулировками (в совместной деятельности составить памятки типа «Как правильно списать текст», «Этапы решения задачи», «Как учить стихотворение»), что позволит учащимся при выполнении подобных заданий избежать многих ошибок. Если ребенок сделал ошибку, необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе она была допущена и осуществить коррекцию своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на предметный, но и на метапредметный результат.
При проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Требования к уроку комбинированного типа | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Сообщение целей и задач | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Планирование | Регулятивные планирования | Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point) |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. |
Осуществление контроля | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные коррекции | Использование памяток. Организация взаимопомощи. |
Оценивание учащихся | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). |
Итог урока | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка» |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;
осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения но и в рамках сетевого взаимодействия;
осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Литература:
1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
5. «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»
6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие
Автор: Громыко Нина Вячеславовна
7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)
8. http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdf Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»
9. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
10. Громыко Н. В., Половкова М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»
Фролова Надежда Михайловна