Метод проектирования как средство повышения качества подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы
В настоящее время в сфере образования активно применяются технологии обучения, методы и приемы, которые обеспечивают у обучающихся высокую мотивацию к обучению. В своей деятельности современные преподаватели применяют методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий.
Метод проектов также является одним из современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в обучении.
Проект (с лат. «брошенный вперед») – толкуется в словарях как план, замысел, текст, чертеж чего-либо, предваряющий его создание [1].
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой учебной программе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [2].
Проектная деятельность является формой оценки в процессе непрерывного образования, она направлена на сотрудничество педагога и обучащегося. Метод проектов направлен на развитие личности обучающегося, его интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей. Занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Работа над проектом развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Для обучающихся проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Также проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Очевидно, что это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися.
Итак, мы можем сделать вывод, что метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [3].
Существует множество подходов к классификации проектов. Рассмотрим их:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
информационный;
исследовательский;
практико-ориентированный;
ролевой;
творческий.
Изучим особенности каждого.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя, поэта, режиссера или актера.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности, выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Например, курсовые работы по предмету «СКД», «НХТ».
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Или практическое значение системы К.С.Станиславского в творческой деятельности современного актера.
Ролевой проект. В ролевом проекте обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки, картины и др..
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой. Например, «Жанры устного народного творчества в игровой деятельности».
По форме:
видеофильм,
рекламный ролик,
журнальный репортаж,
инсценировка,
интервью с известным человеком,
мультимедийный продукт,
стенгазета.
По профилю знаний:
монопроекты – в рамках одного учебного проекта;
межпредметные – в рамках двух или более предметам.
По числу участников:
личностные;
парные;
групповые.
По характеру контактов:
внутригрупповые;
внутриколледжные;
региональные;
международные.
По продолжительности:
минипроекты – в течение 1 урока;
краткосрочные – в течение 1-5 уроков;
среднесрочные – 1-2месяцев;
долгосрочные – до 1года.
Методика организации проекта предполагает несколько этапов:
планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач);
поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности обучающихся);
защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора).
Приведем описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах (за основу которого взята разработка доктора педагогических наук Чечель И.Д.) [4]
Этапы | Задачи | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
Подготовка | Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы | Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме. Определяют свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы | Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов | Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает, консультирует, координирует работу групп |
Выполнение | Работа над проектом. Оформление. | Выполняют исследование,работают над проектом. Оформляют проект | Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе обучающегося) |
Защита проекта (презентация) | Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Коллективная защита проекта | Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Рефлексия | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью обучающихся |
Очевидно, что проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса и является эффективным средством повышения качества подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы.
В методике преподавания режиссуры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. Преподаватели предметно-цикловой комиссии театральных дисциплин в учебно-воспитательной деятельности используют технологии проектного обучения, так как это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, то есть реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов учебной и воспитательной деятельности.
Преподаватели комиссии театральных дисциплин проводят учебные занятия с применением проектной деятельности, они являются увлекательными, яркими, запоминающимися. Так, например, в рамках изучения предмета «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» обучающиеся работают над творческим проектом «Постановка инсценировок». Они работают над сценарно-режиссерским замыслом инсценировки произведения, затем реализуют его на сценической площадке, где четко распределяют обязанности и роли.
Отметим, что выполнение выпускной квалификационной работы также можно назвать проектной деятельностью. Работа над дипломным проектом позволяет обучающимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сборе и обработки данных, презентации полученных результатов, что несомненно понадобиться им в продолжении образования и процессе профессиональной деятельности.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить" - это основной тезис современного понимания метода проектов. Окончив колледж, обучающимся придется самостоятельно жить и работать в высокотехнологическом обществе предстоит развивать современные учреждения культуры разного типа, управлять им, внедрять передовые технологии, применять оптимальные социально-политические и управленческие решения, для этого необходимо обладать не только глубокими знаниями, высоким уровнем научной культуры, но и логическим, рациональным мышлением. Именно эти качества вырабатываются в процессе обучения у будущих менеджеров социально-культурной сферы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование проектной деятельности в обучении в современных образовательных учреждениях становится все более востребованным. Метод проектов является практико-ориентированным и личностно-ориентированным, он отвечает требованиям современного образования и позволяет индивидуализировать учебный процесс.
Список использованной литературы
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова.- Москва: Аркти, 2003.
Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности /Н.Ю.Пахомова. - Москва: Учитель,2000
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся /И.С.Сергеев. – Москва: Аркти, 2007.
Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// методология учебного проекта. - Москва:МИПКРО, 2001
Интернет-ресурсы:
5.http://uo-bograd.narod.ru
6.http://project.1september.ru
7.http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru
8.http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site
9