Метод проектирования как средство повышения качества подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы

0
0
Материал опубликован 3 March
Метод проектирования как средство повышения качества подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы Кудинова Е.А., преподаватель специальных дисциплин ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»


В настоящее время в сфере образования активно применяются технологии обучения, методы и приемы, которые обеспечивают у обучающихся высокую мотивацию к обучению. В своей деятельности современные преподаватели применяют методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий.

Метод проектов также является одним из современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в обучении.

Проект (с лат. «брошенный вперед») – толкуется в словарях как план, замысел, текст, чертеж чего-либо, предваряющий его создание [1].

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой учебной программе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [2].

Проектная деятельность является формой оценки в процессе непрерывного образования, она направлена на сотрудничество педагога и обучащегося. Метод проектов направлен на развитие личности обучающегося, его интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей. Занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Работа над проектом развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Для обучающихся проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Также проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Очевидно, что это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися.

Итак, мы можем сделать вывод, что метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [3].

Существует множество подходов к классификации проектов. Рассмотрим их:

По характеру доминирующей в проекте деятельности:

информационный;

исследовательский;

практико-ориентированный;

ролевой;

творческий.

Изучим особенности каждого.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя, поэта, режиссера или актера.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности, выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Например, курсовые работы по предмету «СКД», «НХТ».

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Или практическое значение системы К.С.Станиславского в творческой деятельности современного актера.

Ролевой проект. В ролевом проекте обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки, картины и др..

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой. Например, «Жанры устного народного творчества в игровой деятельности».

По форме:

видеофильм,

рекламный ролик,

журнальный репортаж,

инсценировка,

интервью с известным человеком,

мультимедийный продукт,

стенгазета.

По профилю знаний:

монопроекты – в рамках одного учебного проекта;

межпредметные – в рамках двух или более предметам.

По числу участников:

личностные;

парные;

групповые.

По характеру контактов:

внутригрупповые;

внутриколледжные;

региональные;

международные.

По продолжительности:

минипроекты – в течение 1 урока;

краткосрочные – в течение 1-5 уроков;

среднесрочные – 1-2месяцев;

долгосрочные – до 1года.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач);

поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);

этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);

презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности обучающихся);

защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора).

Приведем описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах (за основу которого взята разработка доктора педагогических наук Чечель И.Д.) [4]

Этапы

Задачи

Деятельность

обучающихся

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы

Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме.

Определяют свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы

Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов

Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает, консультирует, координирует работу групп

Выполнение

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование,работают над проектом. Оформляют проект

Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе обучающегося)

Защита проекта (презентация)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Коллективная защита проекта

Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью обучающихся

Очевидно, что проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса и является эффективным средством повышения качества подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы.  

В методике преподавания режиссуры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. Преподаватели предметно-цикловой комиссии театральных дисциплин в учебно-воспитательной деятельности используют технологии проектного обучения, так как это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, то есть реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов учебной и воспитательной деятельности.

Преподаватели комиссии театральных дисциплин проводят учебные занятия с применением проектной деятельности, они являются увлекательными, яркими, запоминающимися. Так, например, в рамках изучения предмета «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» обучающиеся работают над творческим проектом «Постановка инсценировок». Они работают над сценарно-режиссерским замыслом инсценировки произведения, затем реализуют его на сценической площадке, где четко распределяют обязанности и роли.

Отметим, что выполнение выпускной квалификационной работы также можно назвать проектной деятельностью. Работа над дипломным проектом позволяет обучающимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сборе и обработки данных, презентации полученных результатов, что несомненно понадобиться им в продолжении образования и процессе профессиональной деятельности.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить" - это основной тезис современного понимания метода проектов. Окончив колледж, обучающимся придется самостоятельно жить и работать в высокотехнологическом обществе предстоит развивать современные учреждения культуры разного типа, управлять им, внедрять передовые технологии, применять оптимальные социально-политические и управленческие решения, для этого необходимо обладать не только глубокими знаниями, высоким уровнем научной культуры, но и логическим, рациональным мышлением. Именно эти качества вырабатываются в процессе обучения у будущих менеджеров социально-культурной сферы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование проектной деятельности в обучении в современных образовательных учреждениях становится все более востребованным. Метод проектов является практико-ориентированным и личностно-ориентированным, он отвечает требованиям современного образования и позволяет индивидуализировать учебный процесс.



Список использованной литературы


Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова.- Москва: Аркти, 2003.

Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности /Н.Ю.Пахомова. - Москва: Учитель,2000

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся /И.С.Сергеев. – Москва: Аркти, 2007.

Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// методология учебного проекта. - Москва:МИПКРО, 2001

Интернет-ресурсы:

5.http://uo-bograd.narod.ru

6.http://project.1september.ru

7.http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru

8.http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации