12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авхадеева Раиса Ивановна4087
В профессии с августа 1976 года. Начала учителем математики, параллельно преподавая физику, черчение, химию. Учитель высшей категории. Последние 38 лет у меня только информатика с 5 по 11 класс. С 1.09.23 завершила деятельность педагога со стажем 47 лет
Россия, Иркутская обл., г. Тайшет
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»


Метод проектов

в работе методического объединения

естественно-научного цикла


Содержание

Основные направления работы по профессиональной ориентации воспитанников на профессии железнодорожного транспорта. 4

Циклограмма работы над проектом 5

Примеры проектов 6

Информационные проекты 6

Творческие 7

Исследовательские и социальные проекты 7

Заключение 8

Литература 8

Приложения 9


Введение


«Cегодня на железнодорожном транспорте нужны специалисты, обладающие глубокими профессиональными знаниями, воспитанные в духе высочайшей ответственности, патриотизма и преданности железнодорожному делу…»

                                                                                           В.И. Якунин

        Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.  Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности обучающихся.

          Педагогический коллектив школы-интерната № 24 много лет успешно  использует  проектную технологию в учебно-воспитательном процессе и достиг в этом значительных результатов.

           Одной из особенностей проектного обучения в нашей школе является создание отлаженной общешкольной системы  организации и  управления  проектного обучения, которая предполагает:

·   наличие единого общешкольного плана-циклограммы  по проектному обучению обучающихся;

·   наличие системы обучения и консультирования учителей через семинарские занятия;

·   организация работы по формированию у обучающихся навыков проектной  деятельности;

·    наличие единых требований к оформлению и критериев оценки проектных работ;

·    создание экспертной комиссии по оценке проектных работ;

·    организация самоуправления проектного обучения  на основе научного общества обучающихся;

·   создание оргкомитета для организации и проведения школьной конференции « С веком наравне»;

·    наличие системы стимулирования учителей и обучающихся.

              Необходимо отметить, что формирование данной системы на протяжении пяти лет неразрывно связано с работой школы в режиме эксперимента по созданию модели центра непрерывного профильного образования, поэтому  выбор форм и содержания проектной деятельности на каждой ступени школы ведется  с учетом процесса развития профессионального самоопределения обучающихся:

1-4 классы – 1-й этап – формирование интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии через общеклассные, игровые и социальные проекты

5-7 классы – 2-й этап – формирование профессиональной направленности  и решения о предварительном выборе профессии через занятия в кружке «Юный железнодорожник», общеклассные, игровые, творческие и социальные проекты

8-9 классы – 3-й этап – формирование профессионального самосознания и осознанного профнамерения (занятия в кружке «Юный железнодорожник», летняя практика на Детской железной дороге, кратковременные элективные курсы)–  общешкольные социальные ( «Мир профессий»), групповые и индивидуальные моно и межпредметные проекты

10-11 классы – 4-й этап – формирование профессионального призвания и стремления поступить в определенное профессиональное учебное заведение., прежде всего ИрГУПС– индивидуальные межпредметные проекты

   Таким образом, на сегодня в нашей школе осуществляется преемственность в проектной деятельности на всех ступенях обучения обучающихся.

Педагоги методического объединения естественно-научного цикла организуют деятельность обучающихся по разработке информационных, практико-ориентированных и творческих проектов, результатами которых являются модели, макеты, памятки, инструкции, рекомендации, бюллетени, буклеты, рапареллы, брошюры, фотоальбомы, видеоролики, презентации, сборники задач железнодорожной тематики, биографические справочники, викторины, сценарии мероприятий, пособия, научно-исследовательские работы, сайты. Проекты используются в учебных кабинетах, центре профориентации.

Работа над проектами осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время с 1 октября по 1 апреля. В середине апреля проходит общешкольная конференция «С веком наравне», где происходит презентация и оценка проектов.

Так как школа-интернат является структурным подразделением ОАО «РЖД», то в соответствии с системой непрерывной подготовки кадров, проектная деятельность является одной из форм профориентационной работы, ориентированной большей частью на профессии железнодорожного транспорта.

Основные направления работы по профессиональной ориентации воспитанников на профессии железнодорожного транспорта.

Работа образовательного учреждения по ознакомлению воспитанников с профессиями железнодорожников, железнодорожным транспортом:

  1. Изучение истории железной дороги.
  2. Изучение истории Тайшетского филиала ВСЖД ОАО «РЖД».
  3. Изучение истории железнодорожного костюма.
  4. Знакомство с символикой железной дороги.
  5. Правила безопасного поведения на железной дороге
  6. Выпуск буклетов «Моя железная дорога», «А наша жизнь - железная дорога…».
  7. Создание макетов в кружке «Юные железнодорожники» ( вокзалы, паровозы, электровозы)
  8. Изготовление сувенирной продукции для шефов, родителей.
  9. Проведение тематических семинаров-практикумов, игровых тренингов для повышения профессиональной культуры педагогов по профориентационной работе с детьми.
  10. Обеспечение преемственности между школой и предприятиями дороги по вопросам профессиональной ориентации
  11. Проведение совместных акций, праздничных мероприятий, посвященных железным дорогам.
  12. Совместные конкурсы, КВН .
  13. Тематические вечера, встречи с ветеранами железных дорог, посещение Музея Локомотивного депо, технической библиотеки.
  14. Создание предметно-развивающей среды с использованием железнодорожной тематики:
  15. Обогащение сюжетно-ролевых игр атрибутами для организации игр с железнодорожной тематикой.
  16. Оформление фотоальбомов : «Мама, папа, я –железнодорожная семья».
  17. Оформление альбомов: «Железнодорожные династии».
  18. Оборудование центра профориентации.
  19. Проведение праздников, конкурсов, выставок, соревнований, посвященных железнодорожному транспорту.
  20. Участие в ежегодных выставках декоративно- прикладного творчества детей Восточно-Сибирской железной дороги.
  21. Театрализованные постановки « Истории одного купе».
  22. Поэтический конкурс: «Все работы хороши».
  23. Организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД».
  24. Экскурсии на филиалы и подразделения ОАО «РЖД».
  25. Встречи с ветеранами, тружениками.
  26. Выезды воспитанников на предприятия с концертами, поздравлениями к Новому год, Дню защитников Отечества, День железнодорожника.
  27. Участие в программах корпоративных праздников: «День машиниста», «День железнодорожника».

Конечными результатами такой работы являются:

Уважение ребенка к труду взрослого человека и материальным ценностям, как результату такого труда;

Осознание детьми важности каждого человека в получении конечного совместного результата;

Чувство сопричастности с окружающим миром, желание созидать для других;

Гордость за достижение своих родителей, желание быть похожими на них;

Стремление продолжать дело своих родителей, как основа зарождения (или продолжения) профессиональных династий.

Развитие творческих, коммуникативных, учебных компетенций.


Циклограмма работы над проектом 

Пропедевтический

Диагностика

Посещение кружка «Моделирование», «Юный железнодорожник»

Учебная практика на Детской железной дороге ВСЖД

1.  Подготовительный этап

  • Установочное занятие по определению целей, задач проектных работ, основных замыслов, примерной тематики и формы продуктов будущих проектов.
  • Подготовка стендовой информации о проектной работе.
  • Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
  • Консультации по выбору тем учебных проектов, источников информации. Формулирование идей и замыслов.

2. Организация работы

  • Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы.
  • Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.
  • Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедуры и критериев оценки проектов. Поисково-исполнительский этап.
  • Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы.

3. Завершающий этап

  • Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.
  • Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  • Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов. Обобщающий этап.
  • Оформление результатов проектной деятельности.
  • Предзащита проектов.
  • Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
  • Формирование групп рецензентов, оппонентов и "внешних" экспертов.
  • Подготовка к публичной защите проектов.
  • Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия.
  • Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов.

4. Заключительный этап

  • Публичная защита проектов.
  • Подведение итогов, анализ выполненной работы.  (Рефлексия)
  • Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов.

5. Практическое использование проекта

Экскурсии на предприятия Тайшетского филиала ВСЖД

Примеры проектов

(Демонстрация через проектор)

Информационные проекты

  1. Бюллетени
  2. Буклеты
  3. Брошюры
  4. Рапареллы (газета, сложенная гармошкой)

Творческие

Кроссворды, викторины, сценарии мероприятий для недели Науки, техники и производства, презентации

Исследовательские и социальные проекты


предмет

Тема проекта

Результат

география

Проект центра профориентации

1 место в Региональной ТО

Черчение

Продление срока службы деревянных шпал за счет изменения места установки деревянных винтов

1 место в Региональной ТО

Черчение

Прошлое, настоящее и будущее ст. Тайшет

3 место в Региональной ТО

Физика

Проблемы износа колес и рельсов.


1 место на Районной НПК,

1 место в Региональной ТО

Физика

Роль изобретательства и рационализации в обеспечении безопасности движения поездов

2 место в Региональной ТО

Физика

Влияние трения на работу железнодорожного транспорта

1 место на Районной НПК,

1 место в Региональной ТО

Физика

Физика на железнодорожном транспорте

3 место в Региональной ТО

Информатика

Виртуальный музей локомотивного депо ст.Тайшет

2 место на Районной НПК,

3 место в Региональной ТО

Информатика

Электронный справочник будущего железнодорожника

3 место на Районной НПК

Информатика

Программа рихтовки пути

2 место в Региональной ТО

Информатика

Электронный словарь железнодорожных терминов

1 место в Региональной ТО


Железнодорожный транспорт в годы ВОВ

1 место в районном конкурсе «Мы выстояли и победили»

Математика

Железнодорожный транспорт в математических задачах

Коллективный проект в стадии разработки

Заключение

Целенаправленная работа методического объединения по разработке проектов железнодорожной тематики способствует развитию познавательных и творческих способностей обучающихся, сотрудничеству учителей и обучающихся, повышает интерес к предметам естественно-математического цикла, помогает обучающимся в выборе профессии железнодорожника.

Вместе с этим пополняется банк творческих работ обучающихся, накапливается методический материал в предметных кабинетах

 Литература

  1.  Муха И.В. Практическое руководство по проектной деятельности. Методическое пособие. – Томск, 2004
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва: Первое сентября, 2010
  3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Телекоммуникационные проекты и их специфика. Бухаркина М. Ю./ В сб. Телекоммуникация в учебно-воспитательном процессе в школе: Метод. рек./Под редакцией Е. С. Полат  — М-, 1993.- с.33-46
  5. Телекоммуникационные проекты в учебном процессе.Моисеева М. В., Бухаркина М. Ю. — М.: АО КУДИЦ, 1994. — 1,5 п.л.
  6. Учебные проекты: возможности Интернет. Бухаркина М. Ю.// Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М., 1996.

Приложения

Положение

о проектной деятельности

обучающихся 5-11 классов

 

1.     Общие положения.

1.1. Выполнение самостоятельной проектной работы и представление ее на Междисциплинарной школьной конференции является составной частью компонента образования в гимназических классах, задачей которого является создание условий для самоактуализации и самореализации одаренных школьников.

1.2. Выполнение проектной работы является обязательным для обучающихся 5-11 классах – индивидуальных предметных или межпредметных проектов.

1.3. Самостоятельная работа над проектами выполняется обучающимися в период

с 1 октября по 1 апреля.

1.4. Проектная работа ведется во вне урочное время под руководством учителей-предметников.

1.5. Списки тем проектных работ утверждаются на заседании МО

1.6. Выбор тем, руководителя проекта осуществляет обучающийся.

1.7. Руководитель согласует с обучающимися направления, методы работы над проектом и планирование совместной деятельности.

1.8.Руководитель осуществляет контроль над системой работы ученика над проектом, оказывает по мере необходимости помощь в поисках литературы, в аналитической работе, в осмыслении проблем и результатов, в написании работы и подготовке доклада для выступления на конференции. Руководитель может при необходимости корректировать тему.

1.9.     

1.11.                

1.12.                 Работа должна осуществляться строго по плану, отраженному в зачетной книжке ученика, и в установленные сроки.

1.13.                 Проектная работа не должна быть только реферативной, в ней обязательна исследовательская часть. Конечный результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

1.16.                 Объем работы жестко не регламентируется, но рекомендовано не менее 15 и не более 25 страниц.

 

2.     Содержательная часть проекта.

 

2.1. Проектная работа должна содержать следующие разделы:

Тезисы

План работы над проектом (с визой руководителя о его выполнении в соответствии запланированным срокам);

Титульный лист (название работы, Ф.И.О. автора работы, год выполнения работы, № школы, название округа, города, Ф.И.О. руководителя, его должность)

Оглавление

Основное содержание (введение, 1\3 - реферативная и 2\3 -исследовательская части работы, выводы и рекомендации по практическому использованию работы, заключение, список литературы, приложение (схемы, чертежи, эскизы, анкеты, фото-, аудио- и видеоматериалы и т.д.)

 2.1.Требования к оформлению

Формат листа А4; объем – не более 25 машинописных страниц, включая текст, рисунки, схемы, таблицы, графики и фотографии

Текст должен быть оформлен в Word, напечатан шрифтом Times New Roman размером 14 через полтора интервала.

Необходимо соблюдение норм и правил цитирования и ссылок на различного рода источники

2.2.Оформление тезисов (одна машинописная страница):

Краткая постановка цели и задач проектной работы

Краткое описание содержания работы - основные ее положения.

Актуальность работы (возможность применения, чем обусловлено выбор данной темы, ее научность и практическая значимость)

Описание методов решения поставленных задач или проблемы (анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, метод опросника, тестирование и др.)

Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.

3.     Исследовательская часть проекта.

3.1.Исследовательская часть проекта может носить теоретический, эмпирический, экспериментальный характер.

3.2. В работе должно присутствовать подробное описание материалов, методов и приемов исследования.

3.3.Полученные данные должны быть проанализированы. В зависимости от задач исследования необходимо проведение сравнительного анализа, классификации полученных данных, применения статистических процедур, анализа и т.д. с целью выявления обнаруженных тенденций и закономерностей изучаемого явления.

3.4.Собственные данные должны быть проанализированы и подтверждены иллюстративным материалом: таблицами, диаграммами, рисунками, графиками, картами, схемами.

3.5.Завершается исследовательская часть выводами, в которых излагаются результаты работы.

4.     Защита проекта.

4.1.Проектные работы должны быть представлены руководителю за 2 недели до конференции в бумажном и электронном носителе.

4.2.За месяц до начала конференции обучающиеся сдают тезисы председателю научного общества обучающихся, утвержденные научным руководителем в электронном и текстовом виде.

4.3.Обучающиеся, которые не успели вовремя сдать работы, не допускаются к выступлению на конференции и их защита переносится на июнь месяц.

4.4.Представление работы на конференции осуществляется в виде устного доклада, компьютерной презентации, стендового доклада или в иной форме.

4.5.Выступления обучающихся должны длится не более 7-10 минут и сопровождаться необходимыми средствами наглядности.

5.     Критерии оценки проектной работы.

5.1.Постановка задачи проекта (четкость формулировки цели: пояснения, в связи с чем именно эта цель поставлена; пути достижения цели) – 0-5 баллов

5.2.Решение задач проекта (четкость формулировок, логичность, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знаний) – 0-25 баллов

5.3.Оформление проекта (соответствие стандартам оформления, наличие и качество наглядных пособий для презентации проекта) – 0-10 баллов

5.4.Защита проекта (ясность, логика изложения, владение словом, заинтересованность аудитории; лаконичность выступления) – 0-10 баллов

5.5.Общее количество баллов – 47-50 баллов соответствует оценке «отлично»

43-46 баллов – «хорошо»

35-42 баллов – «удовлетворительно»

5.6.Лучшие работы награждаются дипломами, грамотами, ценными подарками. Все участники конференции получают сертификат с итогами защиты проекта.

5.7. Отметка за проект в пятибалльной системе выставляется в ведомости в классном журнале в графе «экзамен». Итоговая оценка за год выставляется с учетом оценки за проектную работу по предмету школьной программы.

​​​​​​​Презентация (скачать)

Посмотреть презентацию


Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (2)

Мандрик Тамара, 09.06.21 в 17:30 1Ответить Пожаловаться
Интересные формы профориентационной работы, попробую применить. Спасибо за идею, Раиса Ивановна
Авхадеева Раиса Ивановна, 09.06.21 в 18:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интерес к моей работе
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.